I.1.Б Жизнеописание
Павел Иванов-Остославский (журналист, историк, краевед, публицист, общественный деятель;с 2004 года руководитель херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины; главный редактор поэтического альманаха "Млечный Путь"; член Межрегионального союза писателей Украины; член Союза русских журналистов и литераторов Украины, член Конгресса русскоязычных литераторов Украины; лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса "Пушкинское кольцо" в номинации "за аристократизм творчества" (2005 год); лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник "Святилище огня"(2006 год); председатель жюри Открытой независимой литературной премии Арт-Киммерик (2008 год) родился 12 января 1978 года в Херсоне, на Украине. Воспитывался в двух детских садах, учился в 36 школе. В своих мемуарах «Последний рубеж или Мне не страшно умирать» автор подробно рассказал о своём детстве. Мир детских воспоминаний автора наполнен различными впечатлениями и красками чувств: «Помню я себя лет с четырёх. Помню большое окно в нашей с мамой спальне. Оно выходило на улицу Черноморскую (в Херсоне). Помню, в окне был вид на дальние девятиэтажки. Их торцы были украшены первомайскими плакатами, на которых рабочий и крестьянка - радостные и дебелые - поздравляют друг друга с праздником. Отлично помню родителей моей мамы: дедушку Александра Ивановича Мадыкина и бабушку Марию Михайловну Сацевич. Дедушка в моем детстве всегда олицетворял собой мужественность, ум, силу и практичность. Он сумел устроиться в жизни так, что члены его семьи никогда не испытывали особых затруднений ни с жильём, ни с престижной работой, ни в развлечениях» [36].
В жизни будущего поэта всегда огромную роль играла художественная литература. Он сформировался как поэт далеко не в последнюю очередь благодаря влиянию деда по материнской линии – человека образованного и читающего. Литературную эволюцию автора может проиллюстрировать следующий случай: «Бывало, выезжая на дачу, маленький Павел с дедом усаживались по удобнее на лавочку и активно обсуждали сказки А.С.Пушкина, которые дед читал своему внуку регулярно. Волшебные и загадочные истории завораживали будущего поэта. Его детское воображение рисовало красочные картины из жизни царя Салтана, царевича, подстрелившего коршуна, трёх красавиц, прявших пряжу под окном в царских палатах. Тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин, вызывали в душе будущего поэта невообразимый восторг и удивление. Конечно же, самыми притягательными образами сказок Пушкина были Царевна-Лебедь и Спящая Красавица. Именно эти два персонажа возбудили в душе маленького Павла интерес к женской красоте, окруженной флёром загадочности, мистики и аристократизма. Будущий поэт не раз задавался вопросами: «Как Пушкину удалось так красиво описать женскую прелесть? Что он сделал для этого? А может быть и я когда-нибудь так смогу?». Слыша иногда от внука такие вопросы, А.И. Мадыкин только подшучивал: «Ты, главное, ткачихе и поварихе со сватьей бабой Баборихой в лапы не попадись, а то, бывают хищницы всякие… » [23].
Художественная фантазия поэта стала развиваться ещё с раннего детства. Он, ещё будучи совсем маленьким ребёнком, уже стал развиваться как творческая и оригинальная личность. Вот как сам поэт описывает игру своей фантазии в пяти-шестилетнем возрасте: «Однажды дедушка Александр читал мне поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Время было уже позднее, и я в какой-то момент стал засыпать. И вот слышу сквозь сон:
- Там днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Дедушка заметил, что я дремлю, и говорит:
- Да ты меня не слушаешь. Он решает повторить фразу, прочитанную последней, и я снова слышу:
- Там днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
В моей голове эта фраза, видимо, крепко отложилась, записалась на подкорку, как говорится. На следующий день я у бабушки Маши спрашиваю:
- Бабушка, а кто такой Катучёный?
- Да нет такого, отвечает она,- есть только кот учёный.
Но я стал её уверять, что Катучёный – это персонаж сказок Пушкина и, что дед про него мне вчера читал. Тогда бабушка спросила:
- И как же он, по-твоему, выглядит?
- Катучёный – это один из невиданных зверей, о которых упоминается в предисловии к Руслану и Людмиле,- сказал я.
И вдруг я представил себе этого странного зверя - Катучёного. У него не было никаких лишних рогов или крыльев, по виду он напоминал обычного жирного кота, но морда его мне представилась необычайно широкой и щекастой.
- Катучёный,- сказал я бабушке Маше,- это кот профессорского вида!
Услышав такое от меня, она очень смеялась.» [36].
Будущий автор, находясь ещё достаточно в нежном возрасте, уже задумывался над философскими вопросами. Даже в раннем детстве они волновали его душу и воображение: «Первое моё впечатление от жизни – стихийность. Года, пожалуй, в четыре, а, может быть, и раньше, я вдруг подумал: «Что это такое, жизнь? И вообще, куда я попал?» Жизнь сразу показалась мне хаотичной, какой-то безначальной и бесконечной, стихийной, полной случайностей, а ещё – несправедливой... «Человеческий мир устроен по законам здравого смысла и рассудка, а не доброты и милосердия,- вдруг решил я… ». Иногда мироустройство мне казалось абсурдным и очень жестоким, но разобраться во всём этом, будучи четырёхлетнем ребёнком, я, конечно, ещё не мог... » [36].
Семья матери поэта держалась на строгих моральных установках. Главой семьи был дед. Он старался воспитать внука в традициях «домостроя», «крепкой руки». Вот, как пишет об этом сам поэт: «Воспитание, которое мне пыталась дать мамина семья, было построено на практичности, рациональности, уме, спартанстве. Не даром, дедушка Саша был прирождённым стратегом, добытчиком и бойцом. Всё он делал по уму и расчёту. Во всем у него присутствовал анализ ситуации, знание людей, жизненный опыт, учёт и амортизация возможных рисков. К этому всему он старался приучить и меня. Но, как говорится, не тут-то было… Я оказался человеком малопригодным к восприятию дедушкиных жизненных установок… » [36].
Воспитание, получаемое в материнской семье, вошло в некоторое противоречие с теми жизненными установками, которые поэт получил в семье своего отца: «Отец (Игорь Михайлович Иванов) воспитывал меня совершенно по-другому. Я почти не слышал от него слов о том, что мужчина должен быть борцом за свои интересы и интересы своей семьи, что он обязан много зарабатывать, побеждать конкурентов в борьбе за лучшее место под Солнцем, вгрызаться в жизненные блага, бороться за женщину и т.д. Папины мировоззренческие установки всегда были абстрактны и направлены на достижение морально-этических и чувственных идеалов. Папа учил меня быть человеком Чести. Он прививал мне благородство, милосердие, доброе отношение к людям и животным, воспитанность, стремление к аристократизму и совершенству во всём. Он говорил о том, что следует всегда выполнять свой долг, помогать ближним своим, быть милостивым и великодушным человеком. Отец учил меня священному отношению ко всему прекрасному, изящному, утончённому. Он очень радовался, когда у меня стали получаться настоящие, хорошие стихи. Он хотел, чтобы я стал врачом, но, когда я определился с профессией не в пользу медицины, а в пользу литературы, не очень-то и огорчился. Он только покачал грустно головой и сказал:
- У каждого человека свой путь. Суждено тебе быть поэтом, будь им, ну, а как станешь зарабатывать себе на хлеб, это другой вопрос. Поживём, увидим…» [36].
Учёба в школе стала для будущего поэта трагическим периодом в жизни. Маленькому Павлу приходилось постоянно бороться со школьным хулиганьём. Разгул хулиганства и непослушания в школе был велик. Постоянно случались драги, происходили издевательства учеников старших классов над младшими учащимися, учителя предъявляли повышенные требования к знаниям детей по точным предметам (школа имела математический уклон), в школе царила атмосфера идеологического диктата, авторитаризма, самодурства. Конечно же, в таких условиях Павел Иванов-Остославский учиться не мог. Он старался бывать в школе как можно реже, а предметы изучать по возможности дома.
Одним из самых любимых предметов, изучаемых в школе, было для Павла Иванова-Остославского история. Он испытывал совершенно радостные, сказочные, феерические чувства, когда бывал на экскурсии в историческом музее или когда проходил по улице Суворова мимо красивых старинных зданий. Маленький Павел любил заниматься исторической реконструкцией. Поскольку делать настоящее оружие, мундиры и амуницию не было денег, но что-то созидать на исторической почве всегда очень хотелось, он придумал особого вида солдатиков. Потом он начал их раскрашивать – рисовать на них военную униформу, знаки различия и награды. Это занятие было очень интересным, поэтому за игрой в «историю» и «войну» он мог проводить часами. Об этом он с увлечение пишет в своих мемуарах: «В детстве я любил заниматься военно-исторической реконструкцией. Поскольку, конечно делать настоящие военные мундиры, амуницию и оружие было очень дорого, да и сложно, а чем-нибудь военно-историческим заниматься всё-таки страсть, как хотелось, я сам начал придумывать солдатиков, а потом раскрашивать их цветными карандашами строго в соответствии с историческим каноном. У меня были пластмассовые покупные солдатики, были и металлические матросы с кораблями разных типов. Они мне нравились, однако у них был один существенный недостаток: их никак нельзя было совершенствовать. Я начал вырезать антропоморфные фигурки из бумаги или картона. Они не очень, может быть, походили на людей, но, главное, что они имели большую и удобную поверхность, чтобы можно было рисовать на них погоны, ордена, аксельбанты и прочие элементы военного мундира. Я стал подробно изучать униформу русской царской армии рубежа ХIX-XX веков. У меня она вызывала восторг, особенно гвардейские мундиры с эполетами. Я сделал так же некоторое количество человекообразных фигурок в немецкой серой форме «мышиного» цвета. После этого устраивал ролевые игры: на кровати пытался воспроизвести Брусиловский прорыв. Подушка у меня символизировала Карпатские горы, складки помятого одеяла тоже служили различными географическими объектами – то руслами рек, то линиями окопов. Из техники были у меня бронемашина-амфибия с двумя ракетами и танк Т-34 с электрическим двигателем, но они принадлежали к другим эпохам, и в общую картину происходящего явно не вписывались. Впрочем, палить из советской бронемашины образца где-то 70- годов по отступающим цепям немецкой пехоты времён 1916 года тоже было интересно» [36].
Автор читал много книг по истории. Литература о прошлом человечества неизменно доставляла ему удовольствие, радость познания мира и ухода от реальности. Вот, как пишет об этом он сам в мемуарах: «Уже ближе к юности я стал очень увлекаться медиевистикой. Читал разные исторические книги о временах средневековья, о рыцарских поединках, крестовых походах, аристократических обычаях царивших в Западной Европе тех времён. Мне в руки попалась книга, которая называлась «1185-й год». Кто был её автором, я, честно говоря, уже и не помню (кажется, Виктор Можейко), но мне она понравилась тем, что в ней давался широкий обзор исторических событий в мире во второй половине ХІІ века. Средневековая Япония, древнерусский князь Игорь, идущий в поход на хана Кончака, немецкий король Барбаросса, утонувший в горной речке в Калинизийской Армении, завоевания крестоносцев в Передней Азии, борьба за Иерусалим, история Византии – всё это описывалось в книге и давало обширнейшую пищу для моей фантазии и мечтательности» [36].
Уже примерно в десятилетнем возрасте автор впервые почувствовал острую тягу к литературному сочинительству. Он начал писать маленькие прозаические наброски. Первые его рассказы были написаны на историческую тематику и чем-то по сюжету и фабуле напоминали романтико-приключенческий боевик с элементами любовной драмы. Эти рассказы были написано под влиянием фильма режиссёра Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!».
Первые серьёзные поэтические опыты автор предпринял в 1995 году. 6 Января он написал стихотворение о коте Сигизмунде, который жил в семье автора. С этого момента можно начать отсчёт творческой жизни автора.
В 1995 году Павел Иванов-Остославский оканчивает вечернюю школу, в 1996 подготовительные курсы Херсонского государственного педагогического института и поступает на первый курс этого учебного заведения.
Обучаясь в ХГПИ (впоследствии ХГУ), автор проявил блестящие учебные и научные способности. Он стал одним из лучших студентов своего ВУЗа. Знающие люди ему прочили блестящую научную карьеру. Преподаватели приглашали его учиться у них в аспирантуре, доверяли ему в качестве эксперимента читать вместо себя лекции и принимать у студентов семинарские занятия и это притом, что тогда он обучался только на первом курсе. Вот как сам автор рассказывает о своей университетской учёбе в мемуарах «Последний рубеж или Мне не страшно умирать»: «Из-за моего неуёмного желания ответить на все вопросы преподавателей, везде успеть и быть первым во всех делах учёбы мои отношения со студентами-одногруппниками складывались порой не по-хорошему. Девчонки, которые учились вместе со мной, стали на практических и семинарских занятиях устраивать на меня целые облавы. Происходило это примерно так. Преподаватель спрашивает студентов в течение одной пары в соответствии с заранее известными вопросами. Обычно, на одно семинарское занятие таких вопросов приходилось 7-12, в зависимости от их объёма и сложности. Преподаватель, как правило, сначала вызывает добровольцев. Иногда, студенты желающие отвечать по своей доброй воле, находятся. Если предмет сложный или подразумевающий овладение большим объемом информации, желающих отвечать нет. Тогда преподаватель требует, чтобы ответили те студенты, которых вызывает он принудительно. Так протекали практические занятия в тех академгруппах, где не учились такие студенты, как я. В моей же группе всё было совсем по-другому. Преподаватель оглашает первый вопрос, на который он хотел бы услышать ответ добровольца. На этот вопрос вызываюсь отвечать я. Поскольку я излагал материал всегда на память, не по бумажке, правильно и красиво строил фразы и использовал в нём дополнительные материалы, а не только конспект, который начитал накануне профессор, то мой ответ занимает как раз полпары, если не больше. Преподаватель в конце концов благодарит меня за замечательную лекцию, ставит в журнал «отлично» и садит на место. Потом он оглашает следующий вопрос, на который он хотел бы услышать добровольный ответ студентов. На второй вопрос опять вызываюсь отвечать я. Иногда мне разрешали ответить и на него. Если преподаватель говорит мне «пожалуйста», я без запинки отвечаю и на второй вопрос. Естественно, что кроме меня на данном семинаре ещё кто-то из студентов себя хочет показать. Поэтому, когда мне разрешалось отвечать на семинаре большие темы или несколько тем одновременно, студенты поднимали настоящий бунт. Не давали мне подойти к кафедре, первые до неё добегали и, обложившись конспектами и учебниками, излагали тему, подглядывая в тексты и совершенно не обращая внимания на то, что преподаватель вызвал меня. Я, конечно, против этого публично протестовал, апеллировал к преподавателю, ведущему занятие, и требовал восстановления справедливости. Девчонки-студентки на меня за это «шипели», а потом ещё и придумывали мне всякие «интересные» прозвища. Например, наша староста Наташка Глазова, которой я особенно мешал учиться, стала называть меня «букой» и «непризнанным гением» (это она так кокетничала)… » [36].
Период учёбы в ВУЗе стал звёздным периодом в жизни Павла Иванова-Остославского.
В 2002 году автор окончил ВУЗ. Началась его взрослая, зрелая жизнь.
С конца 2002 года автор начинает активную общественно-литературную деятельность. В 2003 году он издаёт свой первый поэтический сборник «Святилище огня», в 2004 – второй сборник «Ты и Я», в 2005 – общий с Натальей Кислинской сборник «Избранный произведения», в 2006 году выходит в свет книга «История Остославских», которая является плодом совместного творчества Павла Иванова Остославского и Натальи Кислинской. В 2005 году автор переиздал сборник «Святилище огня». Теперь эта книга увидела свет в цветной обложке.
В 2003 году автор становится членом Херсонского литературного клуба «Млечный Путь». В 2004 году автор был избран главным редактором одноимённого клубного альманаха. В том же году Павел Иванов-Остославский женился на поэтессе, художнице, председателе клуба «Млечный Путь» Наталье Кислинской.
В 2005 году Вышел в свет первый номер альманаха «Млечный Путь». Он стал как бы общим детищем литературной четы.
В 2004 году Павел Иванов-Остославский организовал Херсонскую областную организацию Международной ассоциации русскоязычных литераторов. С президентом МАРЛ Вадимом Анатольевичем Булатовым (Кисляком) автор познакомился в интернете. В 2004 году В.А. Булатов (Кисляк) (Вадим Анатольевич Кисляк (Булатов) – известным российским литератором проживающим в Воронеже) приехал в Херсон. Он принял Павла Иванова-Остославского в члены МАРЛ и предложил ему возглавить Херсонский областной филиал этой писательской организации. Павел Иванов-Остославский согласился.
За четыре года (с 2004 по 2008 год) поэт создал филиал МАРЛа, приняв в его ряды около тридцати херсонских авторов, чьё творчество хотя бы в какой-то мере заслуживало внимание. Действительными членами этой организации стали: Наталья Кислинская, Александра Барболина, Юрий Несин Николай Довгай. Поэт ввёл в своей организации несколько категорий членства (в МАРЛе разделение членов на разные категории членства принято до того не было). Помимо действительного членства было введено ассоциированное членство. Кроме того, некоторые литераторы, вошедшие в Херсонскую областную организацию МАРЛ, стали членами-корреспондентами и гостями организации. Разделение всех литераторов на разные категории членство было обусловлено очень большими различиями в их писательском уровне. Нельзя было слабых писателей или поэтов ставить на одну доску с талантливыми или просто способными авторами.
В 2004 году в Днепропетровске возник Союз писателей Юга и Востока Украины. Автор познакомился с одним из организаторов СПЮВУ Алексеем Тарасовым. Тарасов был полномочен принимать в Херсоне членов в свою писательскую организацию. Из всех членов Херсонской организации СПЮВУ самым авторитетным и талантливым с точки зрения Днепропетровского правления был признан Павел Иванов-Остославский. Ему-то и было поручено сформеровать Херсонскую областную организацию СПЮВУ. Он это сделал с успехом. В эту чисто русскую, великодержавно-монархическо-патриотическую организацию вошли многие члены МАРЛа и литературного клуба «Млечный Путь».
Тогда в писательской среде Херсона звучали вопросы: «Зачем создавать две одинаковых литературных организации областного подчинения, обладающих одними же и теми руководящими органами? Есть ли в этом смысл?». Смысл в этом безусловно был.
МАРЛ – это писательская организация подчёркнуто интерналистического толка. Она была не только литературной, но и читательско-культурологической. В неё входили и распространители литературы. СПЮВУ – это творческий союз, который был создан в первую очередь, как писательская организация русских профессиональных литераторов Украины. Это была узко-корпоративная структура, защищавшая прежде всего свою литературные и этнические интересы.
В 2008 году Павел Иванов-Остославский снял с себя полномочия руководителя Херсонской областной организации СПЮВУ.
Поскольку костяком областных организаций МАРЛ и СПЮВУ был литературный клуб «Млечный Путь», то силами именно этой творческой организации и проводились в Херсоне все мероприятия Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины. Павел Иванов-Остославский, Наталья Кислинская, Александра Барболина, Юрий Несин, Екатерина Демидова и другие неоднократно брали участие в текущих заседаниях, в литературных разборах стихотворений различных авторов (в том числе и своих собственных), организовывали и проводили праздничные концерты посвященные Международному празднику всех влюблённых (ко Дню св. Валентина), празднику 8 Марта, к Международному дню поэзии, ко Дню Защитника Отечества. Было осуществлено несколько литературно-музыкальных концертов в Херсонских средних школах. Активная и осмысленная литературная деятельность продолжалась бы и дальше, если бы не трагические события из-за которых, и областная организация МАРЛ, и областная организация СПЮВУ, и клуб «Млечный Путь» распались, полностью прекратив своё существование. Во все эти организации, как уже нами было сказано, входили одни и теже люди, поэтому, когда отношения между ними были до последней крайности испорчены, все литобъединения прекратили своё существование. Причины их распада совершенно не были связаны с творческими вопросами, с литературной конкуренцией. Напротив, все авторы сохранили друг к другу чисто «литературное» уважение, но на человеческом уровне связи между литераторами были совершенно разорваны. Не считая возможным более заниматься литературно-административной деятельностью, Павел Иванов-Остославский снял с себя полномочия руководителя литорганизаций.
В 2008 году поэт предпринял, очевидно, последнюю попытку стать организатором литературного процесса на Херсонщине и вообще на Украине. Он организовывает Всеукраинскую независимую литературную премию «Арт-Киммерик». Он стал председателем жюри премии, обеспечил материально её призовой фонд, организовал приём конкурсных стихов в интернете. На вручение наград приехало менее половины лауреатов и финалистов (дипломантов) «Арт-Киммерика». Павел Иванов-Остославский посчитал свою литературную затею несостоявшейся, и в 2009 году мероприятия, связанные с отбором произведений и с награждением участников, не провёл. Таким образом, литературная премия «Арт-Киммерик» перестала существовать.
I.2 Периодизация творчества
Всё творчество Павла Иванова-Остославского можно разделить на три периода. Первый период: 1995-1997 годы. Время становления автора как литературной личности. Годы литературной учебы. Большинство стихотворений, написанных в этот период, а также, дневники и ранняя проза, были уничтожены самим автором. Дошедшие до читателя стихи, были включены в первый сборник «Святилище огня».
Второй период: 2000-2003 годы. Время зрелого творчества. В эти годы Павел Иванов-Остославский проявился как поэт-символоромантист, мастер художественного слова, яркий и самобытный литератор. Создание сборников «Святилище огня», «Ты и Я» и частично «Плоды терновника».
Третий период: 2003-2010 годы. Время затухания в творчестве автора символоромантистских тенденций и переход к реализму, создание поэтических переводов с украинского, постепенный отказ от собственной тематики и проблематики.
I.3 Творческий метод
Павел Иванов-Остославский является поэтом-символистом (правым символистом, символоромантиком). Термин Символоромантизм был придуман самим поэтом. Символоромантизмом он назвал правый уклон классического символизма. Лучшие стихи поэта, стихи, написанные в период расцвета его творчества являются символоромантическими. В его творчестве Символоромантизм получил наибольшее развитие, проявился самым ярким и полным образом. Творчество Павла Иванова-Остославского стало полюсом творческого притяжения для Анатолия Осипова, Натальи Кислинской, Александры Барболиной, Всеволода Дзешульского, Игоря Иванова – поэтов, в произведениях которых отразился Символоромантизм в той или иной степени.
Важнейшими художественными особенностями Символоромантизма являются: мистицизм (в том числе и религиозный), утончённость, благородство, возвышенная эмоциональность, аристократизм, преклонение перед памятью о предках, монархизм, мотивы Вечной Женственности и Красоты, воинственная интеллигентность, «многослойность», «многомерность» структурно-тематического построения стихотворений, использование геральдической символики, трагичность мироощущения, воспевание мужественности, воинского подвига, космизм, мечтательность, белогвардейская тематика, мудрость, зрелось чувств и суждений лирического героя.
Вот, что написано во Всемирной интернет-энциклопедии «Википедия» о Символоромантизме: «"Правое" ответвление символизма, унаследовавшее и творчески переработавшее некоторые символистские и романтические черты. Символоромантизм возник в русской и русскоязычной литературе на рубеже XX-XXI веков. Характеризуется монархизмом, мистицизмом, аристократизмом, острой ностальгией по прошлому, мечтательностью, причудливым сочетанием меланхоличности и бунтарства, утончённостью. Священное отношение к благородству и красоте, повышенное внимание к духовной сущности человека и его нравственному выбору, обожествление высшей мистической сверхреальности безусловно роднит поэтов-символоромантистов с лирической традицией Михаила Лермонтова и Александра Блока. Возникновение символоромантизма, как литературного направления, связано с именем известного украинского поэта русского происхождения Павла Иванова-Остославского».
С этой дефиницией можно полностью согласиться.
Фактически, можно говорить о том, что на Украине сформировалась символоромантическая школа, центральной фигурой которой, является Павел Иванов-Остославский. Кроме него, можно назвать поэтами являющимися в большей или меньшей степени символоромантиками: Анатолия Осипова, Наталью Кислинскую, Александру Барболину, Игоря Иванова (Сноска № 3).
Сноска № 3. Хотя предметом нашего диссертационного сочинения и не является разбор стихов других авторов, мы всё же здесь приведём в качестве иллюстрации к вопросу о творчестве поэтов-символоромантиков лучшие их стихи. По этим стихотворениям можно определить близость конкретных литераторов к данному творческому методу (см. в приложении).
Хотя поэзия Павла Иванова-Остославского в период своего расцвета является типично символистской с некоторыми элементами романтизма, которые в сочетании с символизмом приобрели в данном случае некоторые оригинальные качества, в ней (в поэзии) также можно обнаружить элементы акмеизма.
«И встретить ближайшее утро
Уже не пришлось никому… »
«Ушла из мерозданья
Неведомо куда… »
«Выстрелы, крики, кровь, штыки…
Звёзды безлики и близки… »
Это строки из различных стихотворений автора. Данный приём, заключающийся в намёке, недосказанности, называется «психологическо-сопосредованное изображение». Данный приём считается чисто акмеистическим.
Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики
II.1.2 На уровне лексики
II.1.3 На уровне словообразования
II.1.4 На уровне фразеологии
II.1.5 На уровне морфологии
II.1.6 На уровне синтаксиса
II.2 Литературоведческий анализ
Книга, ставшая предметом исследования данного диссертационного сочинения «Избранные Произведения», состоит из трёх поэтических сборников: «Святилище огня», «Ты и Я», «Плоды терновника». В состав книги вошло 113 стихотворных произведения, причём, в «Святилище огня» - 61, в «Ты и Я» - 19, в «Плоды терновника» - 26 поэтических произведения.
II.2.1 Строфика
II.2.2 Рифмика и метрика
II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
Распределение стихов по жанрово-тематическим группам. Основные мативы творчества.
Любовная поэзия.
«Ты для меня теперь явилась… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо», «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Еду я в широком поле… », «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… ».
Философская поэзия.
«Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… »,«Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Скифия (поэма)», «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Ещё с детских лет занимала меня… », «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Натали Ахундовой», «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Романс», «Жизнь пройдёт, увы и ах… ».
Стихи о природе и животных (в т.ч. и пейзажная лирика).
«Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Монорифма».
Гражданско-патриотическая поэзия.
«Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… »,«Широкий, как небо, как ветер свободный», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )».
Стихи о поэте и поэзии.
«Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Гонимый высшим светом… », «Когда душа поэта… », «Наталье К.», «Укор», «Слухи о старости преувеличены».
Юмористическая поэзия.
«Когда-то я был на охоте… », «Гимн любви», «Эпиграмма на N.N.», «Лев», «В Воробьёве я пример нашёл…», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Ольге Павелковской», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Нынешний день мой народ прославил… », «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Нежные чувства к бабкам зелёным… »,«Экспромт прекрасной Катане», «Люди-лохи», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Религиозная поэзия.
Вся поэзия автора является так или иначе религиозной.
Деление поэзии Павла Иванова-Остославского на жанрово-тематические группы является во многом условным. Авторское своеобразие его поэзии таково, что почти каждое его стихотворение содержит по мимо основной темы, по которой стихотворение можно причислить к той или иной жанрово-тематической группе, ещё и несколько второстепенных тем. Из этих второстепенных тем и складывается тематика стихотворных произведений автора.
Все стихи сборника «Избранные произведения» мы распредилили по жанрово-тематическим группам.
В группу «философская поэзия» вошло 38 стихотворений и 1 поэма (т.е., 38 поэтических произведения). Это составляет 34,513 процента от общего количества стихотворений. Причём, 24 стихотворения и 1 поэма принадлежат к сборнику «Святилище огня», 6 стихотворений к сборнику «Ты и Я», 8 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «юмористическая поэзия» вошло 23 стихотворения. Это составляет 20,353 процентов от общего количества стихотворений. Причём 6 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 6 к сборнику «Ты и Я», 11 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «любовная поэзия» вошло 18 стихотворений. Это составляет 15,929 процентов от общего количества стихотворений. Причём, 13 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 4 к сборнику «Ты и Я», 1 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «гражданско-патриотическая поэзия» вошло 18 стихотворений. Это составляет 15,929 процентов от общего количества стихотворений. Причём, 12 стихотворений принадлежит к сборнику «Святилище огня», 0 к сборнику «Ты и Я», 6 к сборнику «Плоды терновника».
В группу «стихи о поэте и поэзии» вошло 9 стихотворений. Это составляет 7,964 процента от общего количества стихотворений. 4 Стихотворения принадлежит к сборнику «Святилище огня», 3 к сборнику «Ты и Я», 2 к сборнику «Плоды терновника».
В группу стихов «стихи о природе и животных» (в том числе, и пейзажная поэзия) вошло 7 стихотворений это составляет 6,194 процентов от общего количества стихотворений, причём 6 стихотворений принадлежат к сборнику «Святилище огня», к сборнику «Ты и Я» - 0, к сборнику «Плоды терновника» - 1.
В группу «религиозная поэзия» стихотворений вошло 0. Говоря другими словами, среди стихов Павла Иванова-Остославского, вошедших в книгу «Избранные произведения», нет ни одного стихотворного произведения, которое можно было бы считать религиозным.
Из результатов распределения поэзии по жанрово-тематическим группам видно, что в колличественном отношении перу автора принадлежит философских стихотворений (38), на втором месте по количеству занимает группа «юмористическая поэзия» (23), третье место принадлежит сразу двум группам «любовная поэзия» и «гражданско-патриотическая поэзия» (18), четвёртое место принадлежит группе «стихи о поэте и поэзии» (9), пятое место принадлежит группе «стихи о природе и животных» (7).
В его стихях нет религиозной темы, выраженной прямо и явно, но есть религиозные мативы, которыми пронизаны некоторые стихи, принадлежащие к различным жанрово-тематическим группам. Например, в стихотворении о любви «Ты для меня теперь явилась» [1](этот стих можно считать програмным), присутствует религиозный матив. Во-первых, здесь есть такие строки, посвященные возлюблинной, «Веленью Божьему подвластна» - прямое указание на божественные силы. Во-вторых, в первой, третьей, четвёртой, пятой, шестой строфах этого стихотворения женщина сравнивается с Богом благодаря тому, что ей придаются троичные, тройственные качества: «Ты для меня теперь явилась, Любимой, Музой и Сестрой. О, сколько душ соединилось В твоём лице, в тебе одной ». В этой (первой) строфе женщине явно придаются качества Святой Троицы, которая, как известно триедина: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. В стихотворении идея троичности, триединства повторяется рефреном.
Вообще же, число 3 является сакральным в очень многих релизиях, причём, не только монотеистических, но и в политеистических, языческих.
Религиозными мативами принизаны многие философские стихи данного автора. Бог для Павла Иванова-Остославского – это понятие в высшей степени бытийное, а не релизиозно-обрядовое. Оно гораздо в большей степени принадлежит миру «содержания», «сущности», «сути», а не «формы». Поэзии автора совершенно не присуща внешняя религиозность, но все его мистические стихи, фактически, являются религиозными. Когда автор в своём стихотворном тексте «произносит» слово «Вечность», «Благородство», «Красота», «Истина», «Справедливость», «Женщина», «Утончённость», «Отечество», он под всеми этими понятиями всегда подразумевает понятие «Бог». Автор Бога называет Богом достаточно нечасто. Он называет и прославляет Бога через называние и прославление так называемых «обсалютов». Сам Павел Иванов-Остославский создал учение об «обсалютах» - нравственном, эстетическом, этическом. [36]. Это учение было изложено автором в своих мемуарах «Последний рубеж или Мне не страшно умирать»
Стихи, в которых присутствует матив смерти:
«Квазимодо», «Ты меня так искренно любила», «Смейтесь, ангелы Господни… », «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Однажды днём ненастным… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Минуты бегут, минуты спешат… », «А.М. Юшкевичу», «Часовые», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… »,
«Лики степей», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Артеллеристы», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Когда душа поэта… »,
Стихи, в которых присутствует религиозный матив.
«Ты для меня теперь явилась… », «Марии Плошихиной», «Ночь Снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо» (матив клирикализма), «Ты меня так искренне любила… », «Приди хоть в сиянье денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «На смерть Марины Цветаевой», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Мой идеал человека не жнец… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Не радуйтесь ведьмы и черти… », «Нынешний день мой народ прославил… » (матив клирикализма), «Чёрный туман окутал город… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Ты меня так искренно любила», «Наталье К.», «Когда-то я был на охоте… ».
Стихи, в которых присутствует матив аристократизма, интеллигенции.
«Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Принцессе Диане Уэльской», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Родила мне жёнушка… », «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Гонимый высшим светом… », «Лев»,
Стихи, в которых присутствует мотив верности долгу, Отечеству и царю, патриотизма, воиской доблести.
«Врангелевцы», «Белый воин», «Входим в разрушенный город ночной… », «Письмо с фронта», «Лики степей», «Письмо с фронта», «Увы, я рыцарь бедный… », «Скифия (поэма)», «Гонимый высшим светом… », «Укор», «О, столица великой Европы… », «Экспромт прекрасной Катане».
Стихи, в которых присутствуют философские мативы.
«Ты меня так искренно любила», Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Монорифма», «Стихи пишу я всюду… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Стихи, в которых присутствует тема или матив мистической сверхреальности.
«День погас, и нет сомнений», «Входим в разрушенный город ночной», «Ночь темна. На небе тучи, буд-то из свинца», «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », Приди, хоть в сияньи денницы… », «За окнами движутся тени… », «N.N.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Не грусти в минуты трудные… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уходя всё далее и далее… », «Уж ни болен ли я – неужели…», «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Лики степей», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Когда-то я был на охоте… », «О, столица великой Европы… », «Пародия на стихотворение О.П.».
Стихи, в которых присутствуют любовные мативы.
«Увы, я рыцарь бедный… », «Уж ни болен ли я – неужели…», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Предо мною жизнь лежит большая… », «Родила мне жёнушка… », «Романс», «Слухи о старости преувеличены», «Гимн любви», «Ты светла и лебедина… », «Пародия на стихотворение О.П.».
Стихи, в которых присутствует матив дружбы.
«Марии Плошихиной», «Катерине К.», «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «А.М. Юшкевичу», «Экспромт прекрасной Катане», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет».
Стихи, где присутствует матив переселения душ
«Стихи пишу я всюду… ».
Стихи, где присутствует тема нравственного выбора и вины.
«Квазимодо», «Ты меня так искренно любила», «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Смотрите ж, вот какая я… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… ».
Стихи, где присутствует матив скоротечности времени.
«Много странного в женщине скрыто… », «Принцессе Диане Уэльской», «Слухи о старости преувеличены», «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Стихи, в которых присутствует матив преклонения перед предками и памятью о них
«Ольге Ивановне Остославской», «Ивану Ивановичу Остославскому», «Марине Цветаевой», «Уж ни болен ли я – неужели…», «Натали Ахундовой», «Родила мне жёнушка… », «Гонимый высшим светом… ».
Стихи, в которых присутствует матив мученичества.
«Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Январь приходил белоснежный… », Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «Письмо с фронта», «Однажды днём ненастным… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Натали Ахундовой», «Часовые», «Врангелевцы», «Белый воин», «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Когда душа поэта… ».
Стихи, в которых присутствует мотив скорби.
«Еду я в широком поле… », «Море шумит… », «Принцессе Диане Уэльской», «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Тихо ночь опускается в горы».
Стихи, где присутствуют природные, пейзажные, экологические мативы.
«Люди-лохи», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Не грусти, не печалься, родная… », «Шумя, о берег бьются волны… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «Море шумит… », «Светлоокая девица… », «Самурай», «Ещё с детских лет занимала меня… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «А.М. Юшкевичу», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Слухи о старости преувеличены», «Когда-то я был на охоте… », «Лев», », «Ольге Павелковской», «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… ».
Стихи, в которых присутствует матив одиночества.
«Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Однажды днём ненастным… », «Море шумит… », «Самурай», «Натали Ахундовой».
Стихи, в которых присутствует матив войны.
«В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Скифия (поэма)», «Часовые», «Натали Ахундовой», «Мой идеал человека не жнец… », «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Экспромт прекрасной Катане».
Стихи, где присутствует матив поэта и поэзии.
«Не тронь меня, не тронь… », «Пророчество Музы», «Родила мне жёнушка… », «Эпиграмма на N.N.», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Души портрет».
Стихи, в которых присутствует матив юмора, иронии и самоиронии.
«Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу».
Стихи, в которых присутствуют спортивные мативы.
«Коту Маркизу», «Маркизу».
Классификация по мотивам, т.е., по темам второго и третьего порядка.
Религиозный матив присутствует в 21 стихотворении; стихи, в которых присутствует мотив верности долгу, Отечеству и царю, патриотизма, воиской доблести: 12; стихи, в которых присутствуют философские мативы: 11; стихи, в которых присутствует тема или матив мистической сверхреальности: 35; стихи, в которых присутствуют любовные мативы: 10; стихи, в которых присутствует матив дружбы: 9; стихи, где присутствует матив переселения душ: 1; стихи, где присутствует тема нравственного выбора и вины: 9; стихи, где присутствует матив скоротечности времени: 4;стихи, в которых присутствует матив преклонения перед предками и памятью о них: 7; стихи, в которых присутствует матив мученичества: 18; стихи, в которых присутствует мотив скорби: 8; стихи, где присутствуют природные, пейзажные, экологические мативы: 31; Стихи, в которых присутствует матив одиночества: 7; стихи, в которых присутствует матив войны: 25; стихи, где присутствует матив поэта и поэзии: 6; стихи, в которых присутствует матив юмора, иронии и самоиронии: 5; стихи, в которых присутствуют спортивные мативы: 2; стихи, в которых присутствует матив аристократизма, интеллигенции: 20; матив смерти присутствует в 35 стихотворениях.
.
Из этой классификации видно, что превалирующими мативами в поэзии автора являются матив мистической сверхреальности и мотив смерти: 35 произведений, преродно-пейзажно-экологический матив: 31; матив войны: 25.
Анализирую результаты исследования поэзии автора с точки зрения основных тем и мативов, встречающихся в ней, можно сделать следующие выводы. Павел Иванов-Остославский в первую очередь является поэтом-философом. На философские темы им написано больше стихотворений, чем на любые другие. Тематика второго и третьего плана во многих его стихотворениях является философской или мистической, «сверхреальной». Мистицизм творчества автора является глубоко философским, порой религиозным. Если подсчитать все стихи, которые прамо или косвенно связаны с философской тематикой, (38 философских стихотворений + одна поэма + 11 стихотворений имеющих философские мативы + 35 стихотворений, посвященных мистической сверхреальности (а это, по существу, тоже философская лирика) + 1 стихотворение, посвященное переселению душ (это, по существу, тоже философия) то получается весьма немалое число: 86. Именно 86 стихотворений из 113 вошедших в книгу «Избранные произведения» являются в большей или меньшей степени философскими.
Не трудно заметить, что стихи имеющие матив мистической сверхрекальности, и стихи, имеющие матив смерти, этово многих случаях одни и теже произведения. Это говорит о том, что в поэзии автора мистические представления прежде всего касаются смерти. В поэзии Павла Иванова-Остославского мативы смерти, мученичества, трагичности, войны, мистики переплетаются друг с другом, создавая суровую картину человеческой жизни переходящей в смерть и дальше в жизнь загробного, потутстороннего мира.
Результаты данного исследования дают нам полное право назвать Павла Иванова-Остославского поэтом-философом, поэтом-мыслителем и поэтом-мистиком.
Изучение проблематики автора, её анализ и вдумчивое осмысление неизбежно приводит нас к выводу о том, что Павел Иванов-Остославский по праву назван в литературоведческих статьях поэтом-символистом (символоромантиком), певцом аристократического идеала, автором, который уделил очень важное место в своём творчестве борьбе за справедливость, против зла, порока, бездуховности. 9 его стихотворений посвятил гражданской войне – борьбе «Старой России» и России «новой». 20 Стихотворений посвятил данный автор теме аристократии и интеллигенции. Это стихи, которые в основном посвящены истории: Гражданской войне в России 1918-1921 годов.
Из данного исследования видно, что в творчестве автора важную роль играют темы и мативы юмора, сатиры, иронии (23 стихотворения, принадлежащих к жанрово-тематической группе «юмаристическая поэзия» + 5 стихотворений, принадлежащих к мативам «юмора, иронии и самоиронии» итого: 28 стихотворений).
Распределение поэзии автора по «старым» жанровым группам
оды дружеское послание сонет Элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет
Поэзию Павла Иванова-Остославского можно классифицировать по принадлежности к «старым» поэтическим жанрам, активно применявшихся русскими авторами в XVIII-XIX веках. Поэтический корпус книги «Избранные произведения» состоит из стихов таких жанров, как: ода, дружеское послание, сонет, элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет.
|