«Уж ни болен ли я – неужели…».
Тема этого произведения: уход в прекрасную и благородную сверхреальность из мира людей. Проблема чётко не обозначена, поскольку автор на протяжении всего стихотворения описывает идеальный бесконфликтный потусторонний мир. Авторская идея чётко не обозначена. На протяжении всего стихотворения автор описывает красивые благородные и сказочно-волшебные явления потустороннего мира. Здесь присутствует явное воспевание мужественности и силы в лице персонажа «рыцарские латы» и преклонение перед женским изяществом, женственностью, аристократизмом и красотой. Имеет место быть эстэтизация описания прекрасной «девы». Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Годен к походу я снова… ».
Тема: война и воин. Проблема: проблема связана с наличием у лирического героя женщины, о которой можно было бы думать на войне и которая благословила бы на ратный поход. Фактически здесь проблема любовная. Авторская идея: сильному и мужественному воину необходима любовь, которая могла бы внести высокий и красивый смысл в его трудное, полное тягот и лешений бытие. Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Натали Ахундовой».
Тема: борьба с подлецами и проходимцами, выживание в этом бездушном и жестоком мире. Проблема: борьбу с подлецами и проходимцами добрый благородный человек всегда произгрывает. Авторская идея чётко не прослеживается. Исходя из самой сути повествования можно сказать, что достойный человек должен воевать с подлыми и беспринципными людьми, даже, если он проиграет, потому что, такова его суть и таково его высшее предназначение. Лирический герой перенял от предков благородство, стремление к славе и любовь (рыцарские благодетели), но он раздавлен этим миром. Всё хорошее гибнет, а всё злое и подлое процветает.
«Родила мне жёнушка… ».
Тема этого стихотворения: семья, семейные ценности. Проблема: воспитание дочери. Стихотворение пытается предугадать, какой будет дочь, чьи унаследует черты. Авторская идея состоит в том, что дочь должна научится у матери, как унастоящей женщины, всем примудростям женского характера и всем жизненным вопросам. Мать для дочери – пожалуй важнее, чем отец, хотя и в «мужское колено» дочь тоже смотрит. Здесь есть побочная тема: отношение к предкам.
«Коту Маркизу».
Тема: животное в доме. Проблема: взаимоотношение кота и человека. Авторская идея: доброе отношение к животному может разрешить любые вопросы содержание животного в доме. В этом стихотворении автор умилается котом, сравнивая его с человеком. Вопрос любви к животному разрешается в пользу «быть».
«Врангелевцы».
Тема этого стихотворения: война и прибывание человека на войне. Проблема: гибельность войны. Авторская идея: духовное единение автора с павшими в боях за Отечество воинами. Автор сам готов умереть вместе с белыми воинами на поле брани. Авторское «альтер эго» и сам автор в данном случае, по сути, вообще перестают быть различимы. На данную тему и проблему можно посмотреть и шире. Здесь представлена тема гибели целой цевилизации – Российской Империи, и даже – ещё шире. Здесь изображена гибель всей Старой Европы со своим патриархальным, традиционным, полуфеодальным укладом. Проблема состоит в таком случае в спасении Старой Европы. И авторская идея здесь, так же как и почти во всех предыдущих стихотворениях, имеющих две или три авторских идеи, лирическое «альтер эго» автора умирает с героями стихотворения, не имея сил пережить катастрофу полного военного и морального поражения. Это одно из аристократических стихов в творчестве автора.
«Белый воин».
Тема: история Белой Гвардии, поражение белогвардейской армий в гражданской войне. Проблема: смерть на поле брани одного конкретного белого воина. Проблема тут проглядывает не чётко. По существу, автор не ставит здесь проблемы. Он рисует картину уже свершившихся событить. В стихотворении уже никто не с кем не воюет. События происходят через много-много лет после гибели белого воина. Всё стихотворения – это воспоминания и расмышления главного героя о прошлых событиях. Авторская идея, по существу, состоит в памяти. Нужно помнить Гражданскую Войну, доблестных русских солдат и офицеров, пытавшихся спасти Отечество и весь мир от «красной чумы», но погибших на той войне. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Страшный сон ко мне приходит ночью… ».
Тема стихотворения: Гражданская Война в России 1918-1921 годов. Проблема: растрел царской семьи, мученическое и варварское умертвление царских детей, самого царя и царицы, а так же четырёх человек из числа свиты и прислуги. В этом стихотворении Павле Иванов-Остославский выступает как великий гуманист, скорбащий о трагических судьбах представителей царской фамилии и придворных, убитых в Екатиренбурге в дому Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Авторской идеи, которая могла бы разрешить ситуацию, здесь нет. События описаны в стихотворении с помощью полуреалистических-полумистических приёмов. Стихотворение пронизано щемящей болью, скорбью, ужасом. Это одно из стихов автора, посвящённое аристократической тематике и проблематике.
«Входим в разрушенный город начной… ».
Это мистическое стихотворение. Тема: Гражданская Война 1918-1921 годов в России. Проблематика чётко не обозначена, но её можно определить благодаря анализу общих событий фабулы, - это бой, борьба за «Веру, Царя и Отечество». Авторской идеи чёткой нет, но она проистекает из самой фабулы стихотворения. Идея в борьбе до смерти или до победного конца над врагом. Этим стихотворением поэт продолжает аристократическую тематику и проблематику в своём творчестве.
«Январь приходил белоснежный… ».
Идея: судьбы русской интеллигенции во время Гражданской Войны 1918-1921 годов в России. Трагическая судьба семьи Турбиных, которая состояла из русских офицеров. Автор этим стихотворением как бы продолжил знаменитый роман М.А.Булгакова «Белая Гвардия». Здесь автор показал, что было бы с Турбиными – главными героями «Белой Гвардии», если бы знаменитый роман имел продолжение. По мнению Павла Иванова-Остославского Турбиных постигла бы очасть многих интеллигентных военных семей тогдашней России: их бы большевики растреляли. Авторская идея чётко не обозначена. Этим стохотворением поэт продолжает аристократическую тематику и проблематику в своём творчестве.
«Лики степей»,
Тема: Гражданская Война 1918-1921 годов в России. Проблема: смерть воинов. Это стихотворение интересно тем, что антуражем для событий и коллизий, присутствующих в нём, является природа и древняя история Северного Причерноморья. История здесь мыслится как единая череда событий. Здесь природа и прошлое слиты в какой-то единый мир, мир идеальный, опоэтизированный, воспетый автором. Белые воины здесь изображены как мистические охранители этой древней земли от врагов, как стражники Черноморского пограничья, защищающие его от злых сил. Белые воины несут здесь «знамёна чести» - это яркий символ, характеризующий отношение поэта к событиям гражданской войны, произошедшие когда-то в этих местах. Авторская идея чётко не обозначена.
«Мой идеал человека не жнец… ».
Тема этого стихотворения: борьба Добра со Злом. Тут присутствует патриотический мотив. Автор призывает избавиться от внутренних врагов, которые изнутри захватывают нашу страну и уничтожают наш народ. Дол жен появится настоящий боец, воин, лидер, который победит врага. Авторская идея заключается в том, чтобы бороться всем здоровым силам народа до победы или до смерти. В этом стихотворении использован оригинальный приём: поэт называет врагов «животные расы», «геенова. черть». Таким образом, биологический термин и слова, которые у нас ассоциируются в первую очередь с верой, с христианством, с библией, слиты в единое логическое и образное целое. Враг здесь называется «питекантропом», что указывает на его моральную неполноценность, на то, что он несёт явное зло цивилизованному человеческому миру.
«Тихо ночь опускается в горы».
Тема: война с международным терроризмом в Чечне. Проблема: гибель русских солдат на этой страшной войне. Авторская идея не оформлена чётко. Единственным оправданием, по мнению поэта, таким смертям и человеческим потерям может быть то, что павшие солдаты сражались за Отечество, что они приняли «смерть за Родину, смерть за Россию, За Россию святую свою!».
«Чёрный туман окутал город …».
Это стихотворение повествует о Гражданской Войне 1918-1921 годов в России, точнее, о самом раннем её этапе – о захвате большевиками власти в Петрограде в 1917 году. Приход к власти большевиков и крававая резня тех лет – это и является темой стихотворения. Проблема: красный террор в Петрограде. Авторская идея обозначена не чётко. Автор рисует совершенно жуткую мистическую картину происходящего. Здесь применён типичный для Павла Иванова-Остославского приём: сопоставление «адской черти» с архаичными антропоидными формами – с «животными расами», с «питекантрапами». В некоторых стихотворениях поэта, которые не вошли в сборник «Избранные произведения» тоже присутствует этот приём. Для усиления эмоционального напряжения в стихе он употреблён автором далеко не единожды.
«Услыште, прадеды и деды… ».
Тема: борьба между красными и белыми во время Гражданской Войны 1918-1921 годов в России. Проблема: в России возникло большевистское иго, наша Родина захвачена «красной чумой». Лирические герои, от имени которых автор как бы обращается к белому воинству и вообще, к русской армии от времён Петра Великого до времени генерала Врангеля, молят о своём спасении от большевиков, об освобождении Отечества от их жестокой и кровавой власти. Здесь авторская идея выражена следующими строками:
«И пусть свинцовые метели
Побьют не мало мужичья,
И в этом благородном деле
Пусть будет лепта и моя!»
«Штабс-капитан Шеин… ».
Хотя Гражданская Война в России кончилась почти 100 лет тому назад, но её жуткие последствия наша страна продолжает до сих пор на себе испытывать. Это и есть тема стихотворения. Проблема состоит в том, чтобы терреторию Бывшей Российской империи очистить от той «человеческой накипи», которая победила в 1917 году. Лирический герой этого стихотворения вместе с павшими белыми воинами, которые мистическим образом воскреснут, призван освободить отечество от «воинственного хама», от «красного синджантропа», который поработил нашу святую землю. Авторская идея состоит в жесткой и бескомпромисной борьбе с врагом, а война эта будет победоносной и славной.
«По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )».
Тема: борьба всех здоровых сил общества за благо народа. Проблема: автор борется с врагом не при помощи автомата, не на поле боя, а с помощью «словестного оружия», с помощью своих стихов, за письменным столом. Авторская идея: выражается в бескомпрогмисной борьбе. Она выражена в страках: «Слово… смело народ поведёшь за собой Ради свободы на праведный бой!».
«Марине Цветаевой».
Тема: павшие белые воины и память о них. Проблема обозначена не чётко. По сути, её можно определить так: воспевание славы и подвига геройски погибших белогвардейцев. Авторская идея чётко не обозначена. Лирический герой автор посвящает павшим в боях за Отечество свою печаль, он всегда помнит о них и свято бережёт в своём сердце их идеалы и святыни. В военном контексте здесь возникает образ знаметитой русской поэтессы Марины Цветаевой.
«На смерть Марины Цветаевой».
Тема: память о белом воинстве. Проблема: смерть лирической героини Марины Цветаевой. Она мыслится в стихотворении как «сестра» белых воинов – рыцарей, сражавшихся за белой, то есть чистое, благородное дело и погибших в бою. Здесь присутствует явное сходство стихотворения со средневековой поэзией. Сами белогвардейцы в этом стихотворении мыслятся как рыцари, закованные в стальные латы и одетые в белые крестоносные плащи. Авторская идея чётко не выражена, но она подразумевается самой логикой повествования. О белом рыцарстве нужно помнить и свято чтить его подвиг.
«Лев».
Тема: политическая борьбе в высших эшелонах власти. Автор высмеевает здесь в облике различных животных депутатов порламента, которые в стенах своей палаты устраивают политические «игрища», занимаются интригами и снимают с постов достойных государственных деятелей. Проблема: со своей должности снимают «Льва-царя», то есть, фактические, презедента страны. Авторская идея: если человек является достойным, и как человек, и как политик, то ему не страшны никакие подлецы, строящие свои нечестивые козни. Честный человек останется чистым в любой ситуации. В этой басне присутствует тонкая и остраумная ирония, которая нравится многим читателям Павла Иванова-Остославского. Явление политической «чехарды» было очень характерно для конца 90 (для той эпохи, когда стихотворение было написано), поэтому во многих персанажих этой басни люди легко узнавали тех или иных исторических персон.
«Ты светла и лебедина… ».
Тема: любовь. Проблема: лирический герой автора влюблён без памяти в лирическую героиню, но она является коварной женщиной, поэтому такие отношения не могут кончится или продолжиться ни чем хорошим. Тут проблема состоит как бы в женском коварстве и вероломстве. Авторская идея чётко не очерчена. Лирический герой любит именно эту женщину, и до возможных тяжёлых последствий ему дела нет.
«Экспромт прекрасной Катане».
Тема: борьба личности с жестоким миром. Проблема: крушение всего самого благородного, нежного и доброго, что есть в человеческом мире. Всё хорошее в людях убивают жизненные горести и беды, которые подстраиваются ради уничтожения «ближнего своего» другими людьми. Главный вопрос, который поднимает это стихотворение – это война с подлецами до победного конца или до смерти. Чаще всего у благородных людей война с подлецами и проходимцами кончается жесточайшим порожением и смертью. Но так устроена жизнь: выжавает сильнейший, подлейший и проходимейший, а не честный и порядочный.
«Артеллеристы».
Тема: Великая Отечественная война, судьбы её героев и участников. Проблема: победа над врагом. Авторская идея: надо драться до победного конца или до смерти. Как говорится: «Выполняй свой долг – и будь, что будет». Здесь показан героизм и стойкость русского солдата.
«Слухи о старости преувеличены».
Тема: старение, старость человека. Проблема: очерчена не чётко. Лирический герой, хотя уже и стар по формальным признакам, но он молод душей. Он продолжает жить активной, полной обычных забот и радостей жизнью. Он и не заметил, как поседел и стал лысым. Он любит жизнь по прежнему со всеми её радостями и удовольствиями. Он не потерял к ней интереса. Лирический герой этого стихотворения – поэт, который даже в приклонном возрасте не потерял вкус жизни. Авторская идея: в любом возрасте люби жизнь, умей находить в ней свои положительные моменты и тогда будешь чувствовать себя комфортно.
«Марии Плошихиной».
Тема: чувство вины, чувство моральной неудовлетворённости из-за трудных жизненных обстоятельств. Проблема: в душе лирического героя возникла тоска, хандра, дипрессия. Авторская идея: от трудного душевного состояния спасут отношения со светлой и приятной девушкой. Её крест горит, как сеяние ночных светил – звёзд, она имеет «взор, яснее дня». Это стихотворение косвенно посвящено теме дружбы. Подспудно здесь присутствует тема любви.
«Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… ».
Тема: любовь, отношения между мужчиной и женщиной. Проблема: разлука с любимой. Ночью лирические герой думает о своей возлюбленной. Из этих размышлений и состоит весь основной текст данного стихотворения. Авторская идея чётко не обозначена. Лирический герой согласен быть талисманом-Луной и каждую ночь всходить на небо, чтобы беречь покой своей возлюбленной.
«Квазимодо».
Стихотворение написано по мативам романа Стендаля «Собор Парижской Богоматири. Тема: верность. Проблема: злой рок, благодаря которому толпа входит в храм и проливается человеческая кровь. Лирический герой этого стихотворения «Квазимодо» - уродливый горбун, жившив в соборе Парижской Богоматери и работавший там звонарём. Он был примерным католиком, положительным субъектом, но по воле случая его действия привели к трагедии. Его возлюбленная (Эсмеральда) была убита. Авторская идея чётко не очерчена. Из того факта, что жизнь лирического героя кончается трагической смертью, можно сделать вывод, что выход из данной тяжёлой ситуации – это смерть.
«Ты меня так искренно любила».
Тема: любовь, отношения между мужчиной и женщиной. Лирическая героиня любит лирического героя, а он её нет. В этом и состоит конфликт. Это стихотворение принадлежит к глубоко психологической лирике. Лирический герой мучается психологическими проблемами. Его душа попала в тяжелую депрессию, вызванную внутренним кризисом. Женщина не простила мужчину, и они навсегда расстались. Но он всегда помнит о ней и жалеет о их разрыве. Стихотворение осмысленно в религиозных образах. Здесь много мистики. Превалируют чувства ужаса, страха, досады.
«Приди, хоть в сияньи денницы… ».
Тема: любовь. Проблема: лирический герой жаждет любви, жаждет увидеть свою возлюбленную, но огнедышаший дракон, змей хочен забрать лирического героя навечно в Ад и обречь его на вечные муки. Авторская идея: избавление от вечныйх муг может произойти только благодаря приходу «Поднебесья Царицы». В этом стихотворении в чисто символистском мистическом духе Павел Иванов-Остославский осмысливает тему любви. Здесь продолжается матив Блоковской Незнакомки, которая в данном случае принимает облик Царицы Поднебесья, Космического Духа Красоты. Вечная женственность здесь явлена несколько в другом виде, чем у А.А.Блока. Если у Блока Незнакомка – это земная женщина, наделённая сверхъестественными чертами, способностью дышать духами и туманами и веять древнеми поверьями, то у П.И. Иванова-Остославского обладательница черт вечной женственности предстаёт в облике совершенно мистического существа, напроч лишенного реальных земных черт. Здесь женщина – это Царица Поднебесья – властительница всего сущего, Бог в женском обличье. Она призвана спасти лирического героя от смерти и мук или хотя бы скрасить их. Здесь женщина мыслится как некая сверхпреродная сила, без которой невозможна жизнь.
«Ночь темна. На небе тучи… ».
Тема: война. Проблема: чётко проблема не очерчена. Авторская идея тоже чётко не обозначена. Всё стихотворение это одно настроение. Все идеи и коллизии здесь передаются в первую очередь через настроение. Здесь изображена жуткая, адская, мистическая картина. Миноносиц зимней морозной ночью идёт по реке, чтобы выбрасить десант. Изображены жуткие природные картины. Стихотворение переполнено ужасом и страхом. Здесь важную роль выполняет психологизм.
«Смейтесь, ангелы Господни… ».
Тема: любовь. Проблема: автор умер, но потом воскрес и попал снова на грешную землю. Он помнит всё, что с ним происходило в аду и от этого страшно морально мучается. Он знает, что люди относятся к нему, как к прокажённому, его боятся женщины, видя на нём печать чрезмерных, нечеловеческих мучений. Однако, лирическая героиня полубила лирического героя, и тем самым спасла его от одиночества и подарила чудо любви. Авторская идея: от мук моральных и физических может спасти тольо настоящая любовь.
«Много странного в женщине скрыто… ».
Тема: любовь. Проблема: Трагические перепетии в отношениях меду влюблёнными, их разрыв. Авторская идея чётко не прочерчена. Лирический герой задаётся вопросом, оставшимся без ответа, почему от него ушла возлюбленная? Всё стихотворение состоит из описания различных событий, которые сопутствовали разрыву. В стихотворении присутствуют глубокие философские и психологические раздумья. Лирический герой пытается объяснить случившееся, но в конце концов его размышления кончаются риторическим вопросом: «Почему улетела ты всё же? Муза, дай мне ответ, почему?».
«N.N.».
Тема: любовь. Проблема: жажда любви, желание любить, но либить некого. Всё стихотворение состоит из сна девушки, которой снится объект её грёз. Авторская идея чётко не очерчена.
«Еду я в широком поле… ».
Тема: война. Проблема: судьба человека войны. Солдат возврачается после войны в родное село и неожиданно узнаёт, что его жена умерла. Авторская идея чётко не очерчена.
«Катерине К.».
Тема: любовь. Проблема: Проблема чётко не очерчена. Авторская идея чётко не очерчена. Авторскую идею можно сформулировать так: нужно любить, восхищаясь своей возлюблинной – и это главное.
«Как часто ночью на кровать прилёгши… ».
Тема: реальная жизнь оказалась не такой, как идеал. Проблема: жизненные бытовые неурядицы. Ничто не радует лирического героя. Всё доставляет ему боль и разочарование. Каждодневная борьба с подлецами, неустроенность семейной жизни. Авторская идея: вся наша жизнь – это один пустой сон. Здесь происходит некоторая идейная перекличка с творчеством М.Ю. Лермонтова. У него есть такие строки: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка… ». Данное стихотворение Павла Иванова-Остославского по мнению поэтессы и литературного критика Натальи Кислинской является самым литературным в его творчестве. Оно идёт, как бы от литературы, а не от жизни. Однако, мы не согласны с этой точкой зрения. В этом стихотворении проступают живые человеческие чувства, которые производят на читателя сильное впечатление благодаря своей искренности и накалу.
«Однажды днём ненастным… ».
Тема: смерть. Здесь звучит матив самоубийства. Мы полагаем, что в этом и состаит проблема. Смерть опоэтизируется. Повествование эстетизировано. Здесь смерть представляется как некое красивое действо, череда эстетически значимых событий. Авторская идея чётко не очерчена.
«Гелиос».
Тема: устройство нашего мира, в частности, нешей звёздной системы. Проблема и авторская идея чётко не прочерчены. Устройство нашей звёздной системы автором описано в мифологическом духе. Стихотворение напоминает миф об Илье-пророке, который скачет по небу на колеснице. Конечно, здесь имеется ввиду Солнце, которое во второй части стихотворения представляется «повелителем девяти планет и поводырём их в сумраке великом».
«Выйти бы за жизненные грани… ».
Тема: уход из злого человеческого мира в прекрасный потусторонний мир. Смерть в земной жизни мыслится как рождение в жизни существующей в сверхреальности. В потустороннем мире лирического героя ждёт вечная свобода, радость, блаженство. Он будет там вечно соприкасаться с красотой природы и мудростью древних. Здесь проглядывает явный религиозный матив. Однако, здесь присутствует религиозность не христианкая, а языческая античная. Лирический герой обитает в потустороннем мире в обществе дриад, Апполона, Кентавра-Хирона. Проблема чётко не очерчена. Очевидно она заключается в том, чтобы жить в бесконфликтном мире, в мире вымешленных мистических грёз и является. Авторская идея чётко не очерчена. У автора она, пожалуй, сформулирована так :
«Буду жить я по лесным законам,
По законам вечной красоты,
И с кентавром, с мудрецом Хироном
Собирать коренья и цветы».
«Море шумит… ».
Тема: война. Проблема: на солдате, пришедшем в чужую страну лежит грех оккупации. Проблема выражена не прямо, а через посредство чувственных образов. Стихотворение эмоционально очень насыщено. Пророда как бы мстит солдату – лирическому герою стихотворения за вторжение на чужую землю. Авторская идея: пришелиц, чужестранец, пришедший с войной на чужие земли, принесший горе и страдание чужим народам, должен умереть.
«Принцессе Диане Уэльской».
Стихотворение посвящено ныне покойной принцессе Уэльской Диане, в девичестве графине Спенсер. Тема: человеческая смерть в раннем возрасте. Проблема: смерть принцессы Дианы – любимицы милльонов, красавицы и гуманистки. Авторская идея чётко не обозначена. О ней можно сделать вывод из контекста. Надо помнить леди Диану – красивую женщину и доброго человека.
«Не тронь меня, не тронь… »,
Тема: сатира и поэт-сатирик. Проблема: не следует придираться к сатирику, иначе он «укусит». Здесь стихотворец мыслится как змея, или змей, который «жалит», то есть высмеивает, бичует пороки общества и носителеё этих пороков. Авторская идея: пусть человек ведёт себя как следует, прилично, и тогда он не станет объектом насмешек со стороны литературно одарённой личности.
Светлоокая девица… ».
Это юношеское стихотворение автора. Оно пронизано светлыми и наивными чувствами. Тема: Приднепровская природа. Проблема и авторская идея чётко не очерчены. Стихотворение является настроенческим лирическом повествованием, посвященным родной Южноикраинской природе. Лирическая героиня – Луна, которая здесь мыслится как юная прекрасная девушка, с которой автор ведёт диалог.
«Ночь темна. На небе тучи… ».
Тема: война. Проблема четко не очерчена. Авторская идея тоже. Стихотворение имеет сугубо настроенческий характер. Автор изображает в мистическом духе ужас, который охватывает человека на войне.У читателя создаётся впечатление, что всё происходящее происходит в потусторонней реальности, такими суровыми, жесткоими, «чёрными» красками автор изображает всё происходящее. Изображён миноносец, который вошёл в речное русло для высатки десанта. Мистический ужас охватывает читетеля, представляющего себе картину происходящего.
«Самурай».
Тема: соотношение мужественности и артистизма, утончённости в человеческом характере. Проблема и авторская идея чётко не очерчена. Лирический герой – это японский самурай, который любуется цветущими деревьями, вероятно, светущей сакурой. Но он продолжает при этом оставаться волевым, мужественным, храбрым бойцом. Его воинские качества символизирует потемневшый от крови, покрывшийся патиной боевой мечь.
«Веселились и играли… (Наяды)».
Тема: бренность человеческого бытия. Проблема: человек не может проводить жизнь только в развлечениях. Лирический герой не может веселиться вместе с наядами – прекрасными грациозными девушками. Он – смертный человек, и его удел работать, жить среди своих человеческих, повседневных дел и забот. В этом и состоит авторская идея.
«Минуты бегут, минуты спешат… ».
Тема: скоротечность времени. Проблема: бренность человеческого бытия. Смерть придёт не только к человеческому телу, но и к человеческой душе, которая упадёт на дно Вселенной и разобьётся в осколки. Идея автора чётко не очерчена.
«Ещё с детских лет занимала меня… ».
Это стихотворение является философским. Тема: радость познания мира, в том числе и научного познания. Проблема чётко не прочерчены. Лирический герой радуется тому, что ему всё в этом мире интересно. Все явления этого мира для него настолько интересно, что представляются ему волшебными, сказочными. Авторская идея: будешь всё читать и всё знать, получишь много различной информации, которая позволит тебе глубоко познать этот мир, и станешь, словно волшебник, - станешь знающим, мудрым и духовно багатым человеком, которому будет подвлястно всё.
|