56. В СЕННИЦАХЪ СЕНО И В КОНЮШНЯХ ЛОШАДИ, И НА ДВОРЕ И ДРОВЯНОЙ ЗАПАС УСТРОИТИ И ВСЯКАЯ ЖИВОТИНА
А в сенницах бы было сено усътроено и не разрыто, и не разволочено по леснице и по крыльцу, и по двору не растаскано, и всегда бы было обрано и подметено, и в ногахъ и в грязи не затоптано, и не накапало бы, и не навъяло, и не гнило, замкнуто. А солома по тому же бы была в кровле и прикладено, и обрано, и очищено, и не разволочено бы и подметено, а в конюшне бы дозирати, по вся дни сена бы класти въ ясли какъ лошедемъ сьести, и в ноги бы не рыли, а соломка под лошади слати и подгребати, по вся дни перетрясывати. А на воду бы лошади водити брежно, робята бы на них не гоняли, и вываляти, и вычесати, и на дворе из жолоба овсомъ передъ собою кормити, и попонами терти, и покрыти, а лете подкупывати и холодити; а коровамъ и гусем, и уткамъ, и курамъ, и свиньямъ, и сабакамъ кормъ давати и в хлевы солома слати и подгребати, и поити — вода ставити, а животине и собакамъ, и куром на то свои суды держати, а чистых судовъ не поганити. А по всемъ службамъ ходити вечере и в ночи и утре, в фонаре бы была свеча с огнемъ, а в конюшне и у сена и у соломы однолично из фонаря огня не вымати всякия притчи. А бревна бы и дрова и доски, и драницы, и усечки, и урупки дощаные и бревенные и всякие устроити в стороне, где пригоже, а не на дороге; а бревна и доски и драницы на подъкладках, а толко под кровлею и тово лутче, чтобы в сухе не навьяло и не замокло, дрова толко сухи, ино топитца хорошо — и служке приступита и взять и понесть, ино хорошо и не угрязнено.
57. В ПОВАРНЯХ И В ХЛЕБНЯХ, И В ДЕЛОВЫХ ИЗБАХЪ УСТРОИТИ ДЕЛАНОЕ
А в повареныхъ избахъ и в поварнехъ, и в хлебнех гуща и дробина, и отруби всякие, и кобустное коренье и хряпье, и листье свеколное и репное, плюсенье и бражная гуща и винная ис котловъ, и кисельные ожимкы, и в поварьне от мяса и от рыбы что очищают, и кислых штей, и опара, — всего тово не метати, все то обрати и в ветчаные суды класти, которые ни в поварьне, ни на погребе не пригодятся, да ставити то в опричьней хоромине, и темъ страдные лошеди кормити или чем подмешиваючи невеиницы или овсяной муки или сено резаное или чево иного, а иное коровамъ давати и свиньямъ и гусемъ, и уткамъ, и курамъ, собакамъ, что какъ пригоже: и мукою посыпают и помывки судовые и горшечные и котелные и всякие ествы, и пригарины, — все животине копят, животина темъ сыта бываетъ; а и в деревни животине такой кормъ ссылают же.
58. НА ПОГРЕБЕХЪ И НА ЛЕДНИКЕХЪ, И В ЖИТНИЦАХЪ, И В СУШИЛЕХ, И В ОНБАРЕХЪ, В КОНЮШНЯХ ЧАСТО ГОСУДАРЮ СМОТРИТИ
А на погребехъ и на ледникех, и в житницах, и в сушилех, и в клетех, и в онбарех, и в конюшнах по вся дни вечере в кой любо день пересмотрити самому государю всякого питья и ествы и всякого обиходу, и всякого запасу, и всякой рухледи, и в конюшне, и хлебне, и в поварне, и в чьемъ приказе: или у ключника, или у повара, или у хлебъника, или у конюха — всего песмотрити самому, по тому чину устроено, какъ в сей памяти писано, и перепытати, колко чево есть и всему ли есть мера и счетъ, и писмо. Да все то сметити и згадати самому: и сколко чево зделано, и колко чево разошлося, и кому что отдано, — и все бы то умели сказать именно; иново вечера кълючника, иново вечера хлебника, иново вечера пивовара и конюха смотрити и сметити во всемъ, а ключнику туто же быти. И толко везде стройно по наказу все зблюдено, и счетъ сойдется, и устроено хорошо, и счетъ отдастъ подлинно и памятно и прямо — ино того за его службу жаловати; а кто небреженьемъ или истерялъ или испортилъ, или солгалъ, или покралъ — ино посмотря по вине наказывати и пеня чинити. А государю или государыне, или ключьнику, иля ключнице по вся дни, из утра вставъ, всего преже по всему двору у всехъ хоромовъ замковъ пересмотрити, а где есть печати — ино печатей, и по здорову — ино добро, а где худо замкнуто или замокъ испорченъ, или не замкнуто или печать испорчена, или худо запечатано — и в ту хоромину влезши, всего пересмотрити: толко тати были — ино знать, или свои крали, или небереженьемъ худо замкнуто, и о томъ, по вине смотря, и бранить и наказывать, и обыскивати, где хто начевалъ и што какъ деялося, и по тому управа чинити. А в вечере по тому же везде переходити и пересмотрити, и перенюхать, где огня бы не уронили на погребе и на леднике, и в вечере и утре смотрити гвоздье, крепко ли прибито, не поттекаетъ ли уторами и ладами, и дномъ, где не каплетъ ли и везде ли чисто и в росоле, и не заплесневело, и не згнилося, и покрыто, и перечищено, и перебрано. Толко все по здорову в такомъ береженье — ино добро, а што не по тому — ино по вине смотря, наказывать. А в поварнях и в хлебнях, и во всякихъ хоромехъ, и в конюшняхъ у всякой животины, и в сенникехъ, у мастеровъ и у мастерицъ, и у вучениковъ, и у торговцовъ, и у всяких своихъ прикащиковъ всегда всево пересматривати и пытати: толко все по наказу — ино добро, а не по тому — ино наказание, по вине смотря, по преже писанному; а за доброе устроение и брежение любити и жаловати, всячески доброму бы была честь, а худому гроза.
59. С СЛУГАМИ ГОСУДАРЮ СМЕТЯСЯ ВО ВСЕМЪ ПО ТОМУ ИХ ЖАЛОВАТИ
А которой служка в которомъ приказе береженъ и по наказу живетъ и в службе чисто ходит без хитрости, за посмехъ не отдастъ и сам не украдет, а везде ества и питие и всякая потреба: покрыто и не згнило, и не поплесневело, и прокисло, и везде подметено и вытерто и не намочено, и не налито, и не нагрязнено, и не насорено, и суды всякие чисты, перемыты, и устроено хорошо, и ества, остатки всякие, перебърано цело, — и впередь блюсьти про государя и про гость, а початое в росходъ давати и в столъ, кому что достойно и какъ ему велено от государя. И во всякой службе кто добро и бережно и бесхитросно служит и по приказу чинит, и того пожаловати и добрымъ словомъ привечати, и есьти и пити подати, и нужа его всякая исполнити, а чево безхитростно или недогаткою, или неразумиемъ не гораздо зделалъ или попортилъ што — и в томъ словомъ наказати передо всеми: все бы того береглися, и вины отдати; а в другие и в третие проступит или ленитца — и ино, по вине и по делу смотря, по разсужению наказати и побити: доброму бы была честь, а худому наказание — и всему тому наукъ. А государыня жонокъ и девакъ в своемъ обиходе тако же сзирает и смечаетъ, и наказуетъ такоже, какъ зде писано.
60. О ТОРГОВЫХ И О ЛАВОЧНЫХЪ ЛЮДЕХ, ПО ТОМУ ЖЕ СЧЕТЪ С НИМИ ЧАСТО ДЕРЖАТИ
А которые в лавкахъ торгуютъ и на домовной обиходъ покупают всякую потребу и на всякой запасъ, ино с теми в вечере и на упокои на всякую неделю самому государю надобет смечатися с ними и в приходе, и в росходе, и в купле, и в продаже: с темъ вечеръ, а с ынымъ иной вечеръ. А кто береженъ и памятенъ и радитъ о своем деле, и все в счете живетъ у него, и хитрости в немъ нетъ никоторые, и прибыточекъ от него есть, — и того примолвити и пожаловати ествою и питиемъ, и нужа его пополнити во всемъ, а за добро — промыслъ, на выимокъ своимъ платьемъ пожаловати. А кто безхитросно что учинит или ленивъ, или позно в лавку ходитъ или спитъ долго, или кто с товаромъ не ходитъ к гостем, или какое его небрежение и нерадение — ино его наказывали и бранити и, по вине смотря, такова ему и пеня учинити; а за добрую службу — техъ у себя за столъ сажати и от себя подавати и жаловати, и во всемъ их беречи. А во всякой службе и в домашнемъ обиходе и въ торговле кто ленивъ и сонълив, и крадливъ, и упьянчивъ, и наказание и побои неимутъ — и тово от дела отставити и по немъ работати. А кто глупъ и грубъ, и крадливъ, и ленивъ, и ни во что не пригодится, и наказание ни ударъ немет — ино накормивъ да зъ двора спустить: и иные, на токава дурака глядя, не испортятся!
61. КАКЪ ДВОРЪ СТРОИТИ ИЛИ ЛАВКА, ИЛИ ДЕРЕВНЯ, ИЛИ АНЪБАРЪ
Всякаму человеку домовитому доброму, у кого, Богъ послалъ, свое подворейце или деревеньку, или лавочку в торгу, или онбаръ, или домы каменые, или варницы, или мелницы — ино бы было по преже писаному всякой запасъ купленъ в пору, коли дешево, да везде на дворе всегды у собя смотрити, — или ключникъ, или кому приказано: или тынъ попортился, или городба в поле или в огороде, или ворота, или замки попортилися, или которой хоромины кровля гънила или обетшала, или жолобы засорилися, — все то смывати и мести, и жолобы вычищати и перекрывати и перекрепливати, кое поветшало или поломилося, или прокапало, или ветрамъ подрало, или в ызбе, или в которыхъ хоромехъ столъ, лавка или скамъя, или печь попортилася, или на погребе, или на леднике, или в мылне, или мостъ, — и где што ни будь попортилося: или порядня домовитая какая ни буди дворовая, или какая или поваренная, или конюшенная, или погребная, или всякое платно и сапогъ, — все бы было ветшаное поплачено, а порченое покреплено, а все бы было и твердо и крепко, и не згнило, и не накапало, и не нагрязнено, и не намочено, и в кровли, и в суши, и тому подворью и всякому обиходу домовному старости обетшания нетъ, всегды живет внове. А печи всегды посматривают внутри и на печи и по сторонамъ, и щели замазываютъ глиною, а подъ новымъ кирпичемъ поплатитъ, где выломалося; а на печи всегды бы было сметено, ино николи притчи от огня не сътрах, и спать на ней хорошо, или чево посушить; и у всякой бы печи над челомъ былъ искреникъ глинянъ или железенъ, и хоти и низокъ потолокъ, ино не страхъ огня. А всегды бы были всякие хоромы чисто метены и сухи, и не нагрязнены, и не засорены. А на дворе и перед вороты всегды после снегу згребено и свожено и сметено, а посьле дожжа грязь пригребена и ненадобное пристроено, и не насорено и не заволочено, а в сушу приметено, — ино всегды в подворье чисто и сухо и не нагрязнено. А метлы и лопаты и всякой запасъ и всякая порядня по двору бы не валялась, все бы было прибрано и припрятано, а на дворе и в огороде колодязь бы былъ, а нетъ колодезя — ино бы вода всегды была, а лете и по хоромомъ вода бы стояла, пожарные ради притчи. А коли избу или мылню топитъ, а вода бы напередь принесена, пожарные ради притчи.
62. КАКЪ ДВОРОВОЕ ТЯГЛО ПЛОТИТЬ[62] ИЛИ С ЛАВКИ ПОЗЕМ ИЛИ 3 ДЕРЕВНИ ПОДАТЬ, И ДОЛЖНИКОМЪ ДОЛГЪ ВСЯКОЙ ПЛАТИТЬ
А всякому человеку с своего подворья или с лавки поземъ, и з деревни и со всякого угодья дани и пошлины и всякого оброку, и всяких даней, и всякихъ государскихъ податей на себе не задерживати, копити не вдругъ, а платити ранее до сроку: и ты без работы живешь, и от сроку и от поруки денекъ не даешъ, и поминковъ не носишь, и самъ не таскаешся. А кто на срокъ всякихъ оброковъ и всяких тяглей не платит, а от того откупается, и две дани будетъ — ино уже вдвое будетъ платить. И такъ нерассудные люди живутъ в роботе, и на правежи, и в долгу до коньца обнищает; а кто живет в росплате и в управе, и всякихъ податей за собою не клачиваетъ, и долгу на себе безлепичново не водит, и тот человекъ всегды без работы живетъ и свободенъ, и при животе добро, и по смерти детемъ поминокъ и наделокъ: дворъ со всемъ запасомъ или лавка с товаромъ, или деревня со всяким животомъ, толко ни в кабалах, ни в записехъ, ни в порукахъ, ни в какихъ тяглехъ, ни в каких податехъ не зорощено. А лучится кому денегь занять бескобально или в кобалу, или закъладъ, или без росту — ино бы на срокъ платитъ, ино и впередь добрые люди верят; а хто на срокъ не платитъ или росту напередь не уплачиваетъ, ино с убыткомъ и со студомъ платежь, и ;въпередь никто не веритъ.
63. УКАЗЪ КЛЮЧНИКУ, КАКЪ ДЕРЖАТЬ НА ПОГРЕБЕ ВСЯКОЙ ЗАПАСЪ ПРОСОЛНОЙ И В БОЧКАХЪ, И В КАДЕХЪ, И В МЕРНИКЕХЪ, И ВО ТЧАНЕХЪ, И В ВЕДЕРЦАХЪ МЯСО, РЫБА, КОПУСТА, ОГУРЦЫ, СЛИВЫ, ЛИМОНЫ, ИКРА, РЫЖИКИ, ГРУЗЬДИ
Все бы то стояло, непочатые и початые сосуды, в росоле да пригнетено дощечкою, да и каменемъ тяжелымъ, а огурцы и сливы, и лимоны в росоле же бы были, а огурцы решеточкою ж пригнетены подъ камешкомъ легонько, а плеснь всегды счищать и росоломъ дополнивати. А которой росолъ пахнетъ затхолы, и его сливать да свежимъ дополнивати, россоливъ. Да толко которой просолъ не в росоле стоитъ, ино верхней рядъ зниетъ, а не в береженье ино испортится: а то все в лете все засекати, а мясо по времени вывешивати, а и в рыбе только духъ появится, ино перемывъ вывешивать же. А которая рыба всякая и мясо солено на провесъ, и вывешивати под весну, и какъ выветрело, и есть поспело, ино от стропа збирати да переносити в сушило, да что пригоже, вешати, а иное в стопу класти; а рыба прутовая в рогожи вертетъ, а пласти по полице класти, а подпариваная в крошню, чтобы ветръ проходилъ: которая какъ пригоже, такъ дерьжати. А о всемъ о томъ, какъ беречи, в начале писано. А в житницах и в закромехъ, и в сушилех всякаго обилия пересматривати; притчею которою накапало или навяло, или сыро, или затлося, или поплесневело, или слеглося, ино то, рассыпавъ, на сонце пересушивати или в печехъ, а что попортилося, ино то напередь ести и в заимъ давати и милостыню и нужнымъ, а толко много, ино упродастъ: а которой свежей, сухой, в береженье стоитъ, ино то вдаль блюсти. А питье всякое, и меды, и пива, и морсы, и вишьни в патоке, и яблока, и груши в патоке и в квасу, и брусничная вода по тому же, кои бочки в леду засечены, и те держати вполне, а которое питье стоитъ не вполне, ино дополнивати и в леду засекати; а толко которое питье тронулося, окисло или поплесневело, ино то по малымъ судомъ растачивати, да то борзо изведет, а которое свежее — вдаль блюсти и вполне держати. И яблока, и груши, и вишни, и ягоды, — то бы было в росоле, а плеснь счищать и, подсытивъ, доливать и что как пригоже; а на леднике полное питье и еству к леду засекши держать, ино не портитца. А платье всякое и таваръ, которое в полатахъ и в клетехъ, и в онбарехъ, и в лавкахъ, и в сундукех, и в бочкахъ, и в коробьях, и верьхнее и нижьнее, и новое и ветчаное, дорогое и дешевое, и усчины и полотна, — того всего лете пересматривати розвешивати, и пересушивати, и перетрясывати, а которое попортилося, того починить, и нового, и ветчаного, и опять по старому хорошо укъладывати, и держать то в суше и в покрыте, и за замкомъ. А сено толко накапало или навьяло, или сыро, или слеглося, или затхлося, ино его в ведреной день в солнечной и на ветръ выносить ис сенницы да просушить и перетрясть, да и опять в сенницу скласть; а в стогу толко слеглося или затхлося, по тому же розослать и перетрясть, и просушить, и опять хорошенько сметать, да толко таково ино продастъ или лошедми кармить, да то изводит кое попортилося, а много — ино продастъ, а кое доброе, ино дале блюсть, и в суше покласть и сенницы укрыти.
64. ПОСЛАНИЕ И НАКАЗАНИЕ ОТО ОТЦА К СЫНУ
Благословение от благовещеньскаго попа Селивестра возлюбленному моему единородно сыну Анфиму. Милое мое чадо дорогое! Послушай отца своего назание, рождьшаго тя и воспитавшаго в добре наказании и в заповедехъ Господнихъ, и състраху Божию и божественому писанию изучену, и всякому закону християньскому, и промыслу доброму, во всякихъ торговлехъ и во всяких товарехъ наказану; и святительское благословение на себе имеешь, и царское государево жалование и государыни царицы, и братии его, и всехъ боляръ, и з добрыми людми водишися, и со многими иноземцы великая торговля и дружба есть все еси доброе получилъ и умеи еси совершити о Бозе. Якоже начато при нашемъ попечении, и по насъ тако же бы Богь соблюлъ по тому жити. И законному браку сочтах тебе у добру родителю благодарную дщерь, и благословилъ есми тобя всякою святынею и честными кресты, и святыми образы, и благословеннымъ стяжанием, яко же, мню, от праведныхъ трудовъ, а в неведании Богъ правитель. И ныне убо, сыну Анфимъ, предаю тебе и поручаю, и оставляю создатели нашему доброму, блюстителю Исусу Христу и его матери, пречистыя Богородица, и заступнице нашей, помощнице, и всемъ святымъ, яко же рече Писание: «Подщися дети оставити наказаны в заповедехъ Господнихъ — лучше неправеднаго богатества: аще и в праведнемъ убожестве, неже бы въ неправеднем богатестве». И ты, чадо, блюдися неправеднаго имения, а твори добрая дела, имей, чада, великую веру к Богу, все упование возлогай на Господа: никъто же, надеяся на Христа, не погибнетъ! Прибегай всегды с верою ко святымъ Божиимъ церквамъ, заутрени не просыпай, обедни не прогуливай, вечерни не погреши и не пропивай павечерница и полунощница и часы в дому своемъ всегды по вся дни пети: то всякому християнину Божии долгъ. Аще возможно, по времени прибавишь правила, на твоемъ произволении, болшую милость от Бога обрящеши, а в церкви Божии и дому на правиле и на всяком молении и самъ, и жену, и детей, и домочатцовъ стояти, со страхомъ Богови молититися и со вниманиемъ слушати, отнюдъ в те поры ни о чемъ не беседовати, ни обзиратися, разве ли кия нужда, а говорити правило келейное и церковное единогласно, чисто, а не вдвое; священнический чинъ и иноческий почитай: те бо суть Божии слуги, теми очищаемъся от греховъ, те имеют дерзновение молитися Господу о гресехъ нашихъ и Бога милостива сотворятъ. Повинуйся, чадо, отцу духовному и всякому священническому чину во всякомъ духовномъ наказании, а жена тако же; в домъ свой их призывай молитися о здравии за царя и государя и за царицу и чада ихъ, и за братию его, и за сьвещеннический чинъ и мнишеский, и за вся християне. И о своемъ согрешении и о своихъ домочадцевъ молебная совершай; и воду бы святили з животворящаго креста и со святыхъ мощей, и с чудотворныхъ образовъ. Аще болезьни ради за здрави и масломъ свящаютъ и в церквах Божиих — тако же твори: приходи с милостынею и с приношениемъ за здравие и по родителехъ преставльшихъся память твори со всякою чистотою, и самъ воспомяновенъ будеши от Бога. Церковников и нищих, и маломожныхъ, и бедных, и скорбныхъ, и странных пришелцовъ призывай в домъ свой и по силе накорми и напои и согрей, и милостыню давай от своихъ праведныхъ трудовъ и в дому и в торгу и на пути тою бо очищаются греси: те бо ходатаи Богу о гресехъ нашихъ. Имей, чада, истинную правду и любовь нелицемерную ко всемъ, не осужай никого ни в чемъ, свои грехи рассужай, како избыти ихъ; чево самъ не любишъ, того и другу не твори, и храни чистоту телесную паче всего, да наступи на совесть свою, яко же на лютаго врага и возненавиди, яко же милаго душетленнаго дъруга; хмелново пития, Господа ради, отверзи от себе, пияньство в семъ убо недуге, и вся злая ражаются обычаи от него. Аще от сего сохранитъ тя Господь, вся благая и полезная от Бога получиши, и от человекъ чесьтенъ будеши, и души своей просветъ сотвориши на вся добрая дела. Воспомяни, чада, апостольское слово: «Не прельщайтеся — ни пьяница, ни блудникъ, ни прелюбодей,[63] ни содомленинъ, ни тать, ни разбойникъ, ни клеветникъ, ни хищникъ царствия Божия не наследятъ!» Аще которою страстию победился еси, чадо, или в которое грехопадение впал, о семъ прибегни к Богу с теплою верою и ко отцу духовному з горкими слезами и плачися о гресех своихъ, и кайся истинне, еже таковая не творити, и заповедъ отца духовънаго храни и епитемью держи: милостивъ Господь праведныхъ любитъ, грешныхъ милуетъ, всехъ зовет ко спасению, и паки храни и блюди себе в християньскомъ жити праведномъ законе, удержи языкъ свои от зла и устне свои, еже не глаголати льсти, храни себе ото лжа и от похвалы, и от клеветы, и самъ ни в чемъ не величайся: уничижи себе паче всехъ человекъ — узриши славу Божию. И всякого, чадо, не презри, во всякой нужи памятуй, чадо, како мы жихомъ векъ, никто же изыде от дому нашего тощь или скорбенъ, по силе вся потребная всякому человеку Бога ради давано и скорбново словомъ ползовано. Аще кому в чемъ возможно, и мы помогали Бога ради, и ссужали всячески, а намъ невидимо Христосъ изобилно посылалъ милость свою, всяких благихъ. А не помыслихомъ никогда на зло никому, разьве недоразумия, а без лукавства. Чадо, люби мнишеский чинъ, и страннии пришелцы всегда бы в дому твоемъ питалися, и в монастыри с милостынею и с кормлею приходи и в темницахъ и убогихъ и больныхъ посещай и милостыню по силе давай. А домочадцовъ своихъ одевай и корми доволно, а жену свою люби и в законе живи по заповеди Господни: в неделю и в среду, и в пяток, и в праздники Господни и Великий постъ в чистоте пребывайте, в посте и молитве, и в покаянии и во всяких добродетелех, законъное жительство в славу Богу и в жизнь вечную, а любодеемъ и прелюбодеемъ судитъ Богъ. Да самъ, чадо, что твориши, того жену учи, всякому страху Божию и всякому вежьству и промыслу, и рукоделью, и всякому рукоделью и домашнему обиходу, и всякой порядне: умела бы сама и печи, и варити, и всякую домашнюю порядню умела, и всякое женьское рукоделье знала — коли сама все знаетъ и умеет, ино умеетъ и детей и слуг всему научити и наряжати, и наказати во всемъ. И сама бы хмелново питья отнюд не любила, и дети и слуги у ней того не любили же, а всегда бы жена без рукоделия сама ни на часъ не была, разве немощи, а слуги у ней тако же. А в гостех будет или у ней гости, отнюд бы сама пьяна не была, а з гостьями беседа бы была о рукодельи и о домашней порядне, и о законномъ християньскомъ житии, а не пересмеивайся и не переговаривала бы ни о комъ ничево; в гостехъ и в дому песней бесовскихъ и всякого срамословия и блядивых речей и блудных пословицъ сама и слуги не говорила и не творила бы, того ни у кого бы не слушала, и волъхвовъ, и кудесниковъ, и всякого чарования не знала бы и в домы не пущали ни мужиковъ, ни женокъ. Аще не внимает сего, всячески наказуй страхомъ и спасая, а не гневайся на жену, а жена на тебе. Наказуй наедине, да наказавъ примолви и жалуй и люби ея, тако же и детей и домочатцовъ своихъ учи страху Божию и всякимъ добрымъ деломъ, понеже тебе о нихъ ответь дати въ день Страшного суда. Аще по нашему наказанию и по сему писанию учнете жити, велию благодать от Бога обрящете и жизнь вечную наследите и з домочатцы своими.
Да держися, чадо, добрыхъ людей во всяких чинехъ, и ревнуй добрымъ делом, вънимай словеса добрые и твори я. Почитай часто божестьвеное писание и влагай въ сердце себе на ползу. Виделъ еси, чадо, како в житии семъ жихом во всякомъ благоговении и сътрасе Божии и в простоте сердца и церковномъ прилежании со сътрахомъ, и божественнымъ писаниемъ ползуючися всегда, и како были Божиею милостию от всехъ почитаемъ и всеми любимъ и всякому и в потребныхъ уноровилъ и рукоделиемъ и службою и покорениемъ, а не гордынею, ни прекословиемъ не осужахъ никого, не просмеивалъ, ни укаривалъ никого, ни бранивался ни с кемъ, и пришла от кого обида, и мы Бога ради терьпели и на себя вину полагали, и темъ враги други быша. И аще которою виною душевною или телесною согрешихъ пред Богомъ и предо всеми человеки, и вскорь о томъ плакахся к Богу греха своего, и у отца своего духовнаго каяхся со слезами и умилне прощения прося, и заповеди его духовныя с любовию храняхъ, яко же повелитъ ми. И аще кто мя въ моемъ прегрешении или въ какове невежьстве обличитъ, или кто духовне накажетъ или кто в посмехъ поноситъ мя и укоряетъ, — вся сия с любовию приимах и себе внимах, аще по делом о всемъ о семъ каяхся и от таковых делъ удаляхся Богу поспешествующу ми. Аще что и не повинно и не по делу молва или поношение, или посмехъ каковъ или укоризна, или ударение, — во всемъ в томъ винихся и не оправдахъся пред человеки, Богь сие праведнымъ своимъ милосердиемъ исправит. Воспоминахъ Еуаггельское слово: «Любите враги ваша,[64] добро творите ненавидящимъ васъ, благословите кленущая вы, молите за творящая вамъ пакости, изгонящая вы, биющему тя в ланиту обрати ему и другую и от взимающаго ти ризу и срачицу не возбрани, и всякому просящему у тебе дай, от взимающаго твое не истязуй, аще кто тя поиметъ поприще едино — иди с нимъ и две», и паки еще воспоминая причастную молитву: «Господи, даждь ми милость ненавидящимъ мя и враждующимъ ми и поношающимъ ми, такоже и оклеветающимъ мя, да никто же никако же от нихъ мене ради, нечистаго и грешнаго, зло некако постражетъ ни в нынешнемъ, ни в будущемъ веце, но очисти ихъ милостию своею и покрый ихъ благодатию своею, благий!» Темъ всегда утешал себе, не погрешихъ никогда же церковнаго пения от юности своея и до сего въремени, кроме немощи; ни нища, ни странна, ни убога, ни скорбна, ни печална никогда же презрехъ, кроме невидения, и в темницы болна и пьленена, и из работы должьна, и во всякихъ нужах по силе окупихъ, и гладных по силе кормих, работныхъ своих всехъ свободихъ и наделихъ и, ины окупихъ из работы и на свободу попущахъ, и все те роботые наши свободны, и добрыми домами живутъ, яко же видиши, и молят за ны Бога и доброхотают намъ всегда. А кто забылъ насъ — Богъ его проститъ во всемъ. А ныне домочадцы наши все свободны живутъ у нас по своей воли, виделъ еси, чадо мое, многихъ пустошныхъ, сиротъ и работныхъ, и убогихъ, мужеска полу и женьска, и в Новегороде и зде, на Москве, вскормихъ и вспоих до совершена возраста, изучихъ, хто чево достоинъ, многихъ грамоте и писати и пети, иныхъ иконного писма, инехъ книжного рукоделия, овехъ серебреново мастерства, и иныхъ всякихъ многихъ рукоделей, а иныхъ всякими многими торговли изучих торговать. А мати твоя многие девицы и вдовы пусътошные и убогие воспитала в добре наказании, изучила рукоделию и всякому домашнему обиходу и, наделивъ, замужь давала, а мужеский полъ поженили у добрыхъ людей, и все те, далъ Бог, свободны, своими добрымъ домами живутъ, многи во свещенническомъ и во дьяконьскомъ чину, и в дьяцехъ, и в подьячихъ, и во всякихъ чинехъ: кто чево дородился и в чемъ кому благоволилъ Богь быти — овии рукодельничают всякими промыслы, а многия торгуютъ в лавках, мнози и гоздьбы деют в различныхъ земляхъ всяки торговлями. А Божиею милостию во всехъ техъ наших скормленикехъ и послуживцех ни соромота, ни убытокъ, никакая продажа от людей, ни людемъ от насъ, ни тяжа ни с кемъ не бывала: во всемъ Богь соблюлъ по ся места. А от кого намъ, от своих скормлениковъ, досада и убытъки многи и велики бывали, ино то все на себе понесено, нихто того не слыхалъ, а намъ то Бог исполнилъ. И ты, чадо, тому же ревнуй и тако твори: на себе всякую обиду понеси и претерпи, Богъ сугубо исполнитъ. Не познахъ другия жены, разве матери твоея; еже с нею обещахове, то и сотворих. О Бозе, соверши, Христе, християньски сконьчати животъ свой в заповедехъ твоихъ! Живи, чадо, по християнскому закону во всякихъ обычаехъ без лукавства и безо всякия хитрости ко всемъ, а не всякому духу веруй, доброму ревнуй, лукавыхъ и законопреступных во всякихъ обычаех отнюдъ не люби. А законной бракъ со всякимъ опасениемъ храни до коньчины живота своего, чистоту телесную храни, кроме жены своей не знай никого, и пьяньственаго недуга такоже берегися: в дву сихъ главизнах вся злая сводятся, до ада преисподняго: и домъ пустъ — имению тщета, и от Бога не помилованъ будетъ, и от людей безчестенъ и посмеянъ, и укоренъ, и от родителю прокълятъ. Аще, чадо, тебя от сего зъла Господь сохранит, законъ сохраниши по заповеди Господни, и от хмелного питья воздержися, и во всяких добродетелех поживеши, яко же есть богобоязнивии люди, и ты от Бога помилованъ будеши, а от людей честенъ. И исполнит Господь домъ твой всякою благодатию. И еще воспомянути: гостей приезжихъ у себя корми, а на суседстве и з знаемыми любовно живи, о хлебе и о соли и о доброй зделке и о всякой ссуде. А поедешь куды в гости — поминки не дороги, вози за любовь, а в пути от стола есть подавай домовнымъ государем и приходящимъ, и ихъ с собою сажай за столъ и питейца такоже подавай. А маломожнымъ милостыню давай. Аще сия твориши, то везде тебя ждутъ и стречаютъ, а в путь провожаютъ — от всякого лиха берегутъ: на стану не покрадутъ, а на дороге не розобьютъ, того ради кормят добраго до добро, а лихова от лиха, тот ся на добро обратит, во всемъ в томъ убытка нетъ в добрых людехъ. Хлебъ соль — заемное дело, а поминъки такоже, а дружба въ векъ, а слава добрая. А на дороге и в пиру и в торговле отнюдъ самъ брани не зачни, а кто излает — терпи Бога ради, а от брани уклонися: добродетель злобу преодолеваетъ. Господь бо гордымъ противится,[65] смирена Богъ любит, а покореному Богъ благодать даетъ. Аще людемъ твоимъ лучитца с кемъ брань где ни будь, и ты на своихъ брани, а кручиновато дело — и ты и ударь, хоти и твой правъ: темъ брань утолиши, такоже убытокъ и вражда не будетъ. Да еще недруга напоити и накормити хлебомъ да солью, ино вместо вражды дружба. Воспоминай, сыну, великое Божие милосердие к намъ и заступление от юности и до сего времени. На поруку не давалъ никого, ни меня не давывалъ никто во всякихъ вещех, и на суде не бывалъ ни с кемъ, ни искивалъ, ни отвечивалъ. А виделъ еси сам, в рукодеяхъ и во многих бо всякихъ вещех мастеровъ всякихъ было много: иконники, книжные писцы, серебреные мастеры, кузнецы и плотники и каменыцики, и всякие и кирпищики, и стеньщики, и всякие рукоделники; денги имъ даваны на рукоделье напередь по рублю и по два, и по три, и по пети, и по десяти, и болши; а многи были чмуты и бражники, и со всеми теми мастеры в сорокъ летъ, далъ Богъ, разлезенося без остуды и бес пристава и безо всякия кручины, все то мирено хлебомъ да солью, да питьеме, да подачею и всякою добродетелью, да своимъ терпениемъ. А самъ у кого што купливалъ, ино ему от мене милая розласка, без волокиды платежь, да еще хлебъ да соль сверхъ, ино дружба в векъ, ино всегда мимо мене не продастъ и худого товару не дастъ, и у всего не доимет. А кому што продавывалъ, все в любовь, а не в оманъ; не полюбит хто моего товару, и азъ назадъ возму, а денги отдам. А у купли и о продажи ни с кемъ брань и тяжба не бывала, ино добрые люди во всемъ верили, и зде, и иноземцы — никому ни в чемъ не сьлыгивано, не манено, ни пересрочено, ни в рукодельи, ни в торговли, ни кабалы, ни записи на себя ни в чемъ не давывалъ, а ложь никому ни в чемъ не бывала. А виделъ еси самъ, какие великие сплетъки со многими людьми были, да все, далъ Богъ, безъ вражды коньчалося. А ведаешъ и самъ, что не богатествомъ жито з добрыми людми, правдою да ласкою, да любовию, а не гордостию, и безо всякия лжи. Чадо мое любимое, Анфимъ, еже тя поучахъ и всячески наказывахъ о всякомъ добродетелномъ и богодухновенномъ житии, и грубое сие писание худаго моего учения предахъ ти, молю тя, чадо, Господа ради и пречистой Богородицы и великихъ чюдотворьцевъ, почитай себе с любовию и со вниманиемъ и напиши на сердцы своемъ и, прося у Бога милости и помощи, и разума, и крепости, и вся предиреченная с любовию и деломъ, тако же по сему писанию и жену поучай и наказуй, такоже и детей своихъ и домочадцовъ всехъ учи страху Божию и добродетелному житию. И аще самъ вся сия твориши, и жену и детей, и рабъ, и рабынь, и всехъ ближнихъ своихъ и знаемыхъ научиши, и домъ свой добре устроиши, вся благая от Бога обрящеши, и жизнь вечную наследиши со всеми одержимыми тобою. Аще, сыну, моего моления и поучения не внемлеши, и по сему писанию не учнеши жити, яко же и прочии добрые люди и боязнивии мужие, и отца духовнаго заповеди не учнешъ хранити и от богодухновенныхъ мужей не пользуешися поучениемъ и почитанием святаго Писания и християньскаго праведнаго закона не храниши, и о домочатцехъ своих не радиши, и язъ твоему греху не причастенъ, самъ о себе и о домочатцехъ своих и о жене ответъ даси в день Страшнаго суда. Аще, чадо мое, возлюбленное, и малые сия заповеди худаго моего учения сохраниши, и по нашему пути поидеши, и словесъ моихъ послушаеши, и деломъ творити начнеши, и будеши сынъ свету и наследникъ небесному царствию, и будетъ на тебе милость Божия и пречистыя Богородицы и заступницы нашея, и великихъ чюдотворьцевъ Николы, Петра,[66] Алексея и Сергия, и Никона, и Кирила и Варлама, и Александра, и всехъ святыхъ, и родительская молитва, и мое вечное на тебе благословение отныне и до века, и благословляю тебя, чада своего, и прощаю в семъ и в будущемъ и буди на тебе милость Божия, и на жене твоей и на чадехъ твоихъ, и на всехъ вашихъ доброхотавъ отныне и до века.
Чадо мое единородное и любимое, Анфимъ, произволилъ Богъ и благочестивый и православный царь государь, велелъ послужити тебе в своей царской казне у таможенныхъ делъ, и ныне молю тя, чадо, и со слезами глаголю: «Господи ради памятуй царское наказание, прося у Бога помощи и разума от всея душа и от всего помышления, служи верою да правдою безо всякия хитрости и безо всякаго лукавства во всемъ государьскомъ; другу не дружи, недругу не мсти, и волокида бы людемъ ни въ чемъ не была, всякого отделай с любовию без брани; а не поспеется, и ты добрым словомъ отвещай и, присрочивъ, не изволоча отпусти; а въ торговли прямую розласъку чини, душевредная бы тъвоя служба не была государю ни в чемъ, а самъ благословленымъ государьскимъ урокомъ сыт буди, и все бы у тебя государьское было всегда въ счете и в смете, и в писме, и приходъ, и расходъ, и к казначеемъ буди послушенъ, а с товарищами советенъ, а к подьячимъ и мастеромъ и к сторожемъ грозенъ и любовенъ, и ко всякимъ людемъ приветенъ; а победныхъ и скорбныхъ, и нужных, и полонениковъ отнюдъ без волокиды управъ и от собя по силе накорми и напои, и милостыню дай, по человеку смотря; а случится судъ, всякаму человеку, богату и убогу, другу и недругу, аще свое дело истинно и праведно, без волокиды и безо всякия хитрости соверши, по Еуаггельскому словеси: «Не на лица судите, сынове человечестии,[67] но праведенъ судъ судите: имъ же судите судомъ, судится вамъ, и в ню же меру мерите, возмерится».
Слава свершителю Богу ныне и в векъ века, аминь.
[1] Како христианом веровати во святую Троицу... — Троица у русских, согласно Никейскому собору — равенство Бога (Отца), Иисуса (Сына) и Духа Святого. Далее в тексте Домостроя встречаются обычные рассуждения об «образе и подобии» человека божеской сущности, что также важно в плане осмысления ранга Сына: сын подобен Отцу (ὁμοιούσιος), как полагали ариане, или единосущен (ὁμοούσιος), как признали иерархи церкви на Никейском соборе в 325 г. В сущности, весь текст Домостроя обсуждает эту богословскую проблему на мирском уровне, далеком от философских споров средневековья, а сама проблема чрезвычайно важна как теоретически идеальная схема, которая накладывается на взаимоотношения отца и сына в быту — сын во всем должен быть подобен своему отцу в жизни.
[2] Подобает убо всякому християнину ведати... — Первые главы Домостроя (см. главы 2—5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале — сто стихотворных строк). В свою очередь и зти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста. Первые стихи излагают христианский «Символ веры», и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207—209, 237—239, 214, 271—273, 241—244, 257—260, 266—267).
[3] ... дора и просфира... — Просвира — белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор — часть просвиры.
[4] ... с кутьею... с кануномъ... — Кутья и канун — кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп.
[5] ...«В чемъ тя застану, в томъ и сужу»... — Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего — книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его.
[6] ...«Вся владычество от Бога учинена суть»... — Рим. 13, 1: «Ибо нет власти не от Бога, всякая власть установлена Богом».
[7] ... всякому созданию Божию не лихъ буди... — Подборка выражений из различных новозаветных текстов в сочетании с традиционными формулами древнеславянской книжности, ср.: 1 Кор. 4, 12—ІЗ и др.
[8] «Егда нечто имать братъ твой на тя...» — Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24).
[9] ...«Лучше не грабити, неже милостыни даяти». — Лк. 11, 41: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет в вас чисто».
[10] ... и иноческом ящаго... — Испорченный текст с неясным пропуском.
[11] Егда званъ будеши кимъ на бракъ... — Притча из Евангелия от Луки (14, 8—11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой».
[12] ... яко всякъ возносяйся смирится, а смиряйся вознесется. — Перифраз многих выражений Писания, ср.: «низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1, 52) и т. д.
[13] Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... — Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «... народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» (1 Кор. 10, 78).
[14] ... заутреня и часы... — Имеются в виду разные формы и время церковного богослужения.
[15] Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят... — Далее следует развернутая. цитата из 1-го послания апостола Павла коринфянам (6, 9—10).
[16] ... извещатися всегда во всякой совести... — Это место и другие употребления слова «совесть» (о душевных совестех и т. п.) некоторые исследователи считают ошибочным написанием вместо слова советех, однако именно таково значение этой древней славянской кальки с греческого слова συνειδος; «совесть» в Домострое понимается еще просто как совместное «сознание», ср. ниже уточнения к смыслу термина, как бы его раскрытие: «извещатися о гресехъ своихъ всегда», «и советовати с нимъ часто о житии полезномъ» и т. д.
[17] Како детей своихъ воспитати... — Вся 15-я глава представляет собою переложение, с точными из нее выписками, 53-й главы Измарагда «Слово о притчи и о наказании детей родителемъ» (во второй редакции это глава 17) (см. наст. т.), в основе которой также лежат «Слова» Иоанна Златоуста («Слово на пяток 5-ой недели после всехъ святых» и т. п.).
[18] Наказуй дети во юности... — Смягченная форма первоначального текста, также восходящего к поучениям Иоанна Златоуста; ее первоначальный вид сохранился в начале главы 17: «Казни сына своего отъ юности его...»
[19] ... не смейся к нему, игры творя... — Призыв избегать веселья и смеха во время игры с маленькими детьми отражает средневековые представления о смехе как о греховном деле, искажающем реальные отношения в миру, — сатанинская сила, связываемая с язычеством.
[20] Како детемъ отца и мати любити и беречи... — Вся 18-я глава представляет собою переработку соответствующей главы из Измарагда.
[21] ... лютою смертию и градскою казнью да умрет... — «Гражданское», т. е. нецерковное, наказание смертной казнью — в отличие от «торговой казни», т. е. наказании плетьми у позорного столба на рыночной площади.
[22] «Возмется нечестивый, да не видит славы Господня». – Краткое напоминание о библейском тексте: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26, 10).
[23] ... всякие кощуны и сквернословие... — В других местах Домостроя представлена более строгая дифференциация: срамословие и сквернословие, которые различались в отношении к объектам порицания. Кощуны — срамословие над святыней, над общепринятым, над нравственностью, пустой смех и издевка; сквернослоеие — ругань и брань. О «скверноглаголании», противопоставленном кощунствам, говорил в начале XVIII в. еще Иван Посошков, по-прежнему различая оскорбление Бога (христианский мотив) или оскорбление тем же словом человека (древний языческий мотив).
[24] Похвала женамъ. — Следует текст «Слова» Иоанна Златоуста «О добрых женах», во всей сложности его языка и символики; в данном случае «Слово» заимствовано из Измарагда, однако и оно, и его непосредственный первоисточник (Притчи Соломоновы, 30, 1—31) были широко известны и часто использовались в древнерусских компиляциях.
[25] Каковы люди держать... — С комментарием и некоторыми текстовыми добавлениями излагается «Слово» Иоанна Златоуста «Како имети челядь» по тексту Измарагда. В этой и последующих главках использованы и другие «Слова» Иоанна Златоуста (напр., его «Слово о посте»), извлеченные из Златой Чепи или из того же Измарагда: «Аще кто слуг держит», «Каковы люди держати и како о них промышляти» и пр. — ничего специфически «русского» в этих наставлениях нет.
[26] ... всякие богомерзские дела... — Следует подборка цитат из главного источника Домостроя — «Слов» Иоанна Златоуста, находящихся в составе Измарагда.
[27] ... к сему ж чарование и волхвование, и наузы... — Перечисляются осуждаемые церковью астрологические и магические книги, с XV в. распространяемые «еретиками»: наузы — гадальные книги (в древнерусском языке это слово обозначало также и колдуна, и защищающий от нечистой силы амулет); звездочетье — астрология; рафли — книга истолкования сновидений и примет; алнамахи — также астрологические книги («альманахи»); воронограй — гадание по крикам ворона; шестокрылъ — таблицы для гадания по знакам зодиака и по звездам; усовники — лечебные книги с рекомендациями против болезней с внутренним воспалением (усовье — колотье тела); дна — также болезни внутренних органов; затем перечисляются и некоторые магические средства: волшебные кости и камни, особенно стрелки громные и топорики — сплавленный молнией песок или камень метеоритного происхождения, с которых «сливали лечебную воду» для магических обрядов; чарование, волхвование, чернокнижие и т. д. — разные именования магических манипуляций на основании всех указанных орудий и источников.
[28] ... якоже чадолюбивый отецъ скорбьми спасаетъ... — Следует большой фрагмент из «Слова» Иоанна Златоуста по Измарагду; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний («гнев Господень») за грешную жизнь и в случае неповиновения своим источником имеет послания апостолов.
[29] ... якоже и долготерпеливаго Иова искушая... — В книге Иова рассказывается о многочисленных и страшных наказаниях праведника Иова, которого Бог испытывал в его верности себе.
[30] ... френьчюги... — «Тайным удом отгнитие» — новое добавление к перечням бед, которое стало возможно в Новгороде: именно там с 1499 г. впервые появляются сообщения о болезни («а словет францозска») — сифилисе, незадолго перед тем завезенном в Европу.
[31] ...«Многими скорбми подобаетъ намъ внити в царство небесное»... — Перифраз высказывания из Деяний апостолов (14, 22).
[32] ...«Уский и прискорбный путь...» — Краткое изложение евангельской мысли: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь...» (Мф. 7, 14).
[33] ...«Нужно есть царство небесное...» — Краткое изложение мысли, несколько раз повторенной в Евангелии: как трудно имеющим богатство войти в царство Божие (Мр. 10, 23—25).
[34] Межъситки — крупяные высевки, оставшиеся после провеивания крупы.
[35] ... в скоромные дни скоромною начинкою... — Скоромной считалась пища, дозволенная в мясоед и в мясопустье, т. е. мясо, молоко, масло, яйца и т. д., в противоположность постной (нежирной) пище; по свидетельству иностранцев, посетивших Россию в XVI—XVII вв., скоромные дни составляли менее третьей части года.
[36] ... обресъки камчатые и тафтяные... — Тонкие шелковые ткани, но тафта — гладкая, а камка — узорная ткань.
[37] ... или сагадакъ, или на седло... или опашень зуфрянъ... — Перечисляются различные предметы домашнего обихода и одежды: сагадакъ — саадак, т. е. расшитый чехол для лука и стрел.
[38] терликъ — узкий нижний кафтан.
[39] кортель — женская нарядная одежда на меху.
[40] каптуръ — теплая меховая шапка с круглым верхом.
[41] нагавицы — ногавицы, нижнее белье.
[42] опашень зуфрян — верхняя длинная одежда со столь же длинными рукавами из шерстяной ткани.
[43] ... саженье или мониста... — Женские украшения из драгоценных камней или самоцветов, а также жемчуга; саженье — головное украшение, «нанизанное каменьями».
[44] ... у избы или у кельи... — В древнерусском быту так назывались разные типы жилых летних построек, не обязательно сельских или монастырских; различались разным числом комнат.
[45] ... а толко аминя не отдадутъ... — Т. е. не произнесут заключительного к молитве слова «аминь», указывающего на то, что молитва услышана и можно приступить к делу.
[46] ...«В мале бе веренъ...» — Слова господина к верному рабу, известные из евангельских текстов: «... в малом ты был верен, над многими тебя поставлю» (Мф. 25, 21).
[47] Мерники — сосуды для измерения объема жидкостей.
[48] ... кислыхъ штей... — Кислые щи как разновидность кваса, который готовили из пшеничной и гречневой муки и ячменного солода путем брожения сусла; от обычного кваса отличались сильным кислым вкусом и были газированы; использовались как напиток, для маринада и для приготовления холодных супов.
[49] ... елычемъ... — рассолом, специально готовившимся для сохранения говядины или рыбы.
[50] Кундумцы — изделия из пресного пшеничного теста в виде ушек с начинкой из грибов или сорочинского пшена (риса); жарили и подавали с крошевом из кислицы или щавеля.
[51] Прутовая рыба — солено-сушеная рыба, которая хранилась в связках-«прутах», а не в кулях, как обычно.
[52] Хохолковые, хохолъ, хохлики — народное название мелкого ерша, из которого готовилась особенно вкусная уха.
[53] Яглы — общее название некоторых крупяных продуктов, получаемых из остролистых растений, например, — просо.
[54] Левашники — пирожки из пресного сдобного теста (в пост — на растительном масле) с начинкой из протертой фруктовой массы или варенья.
[55] ... борщу сеет... — Борщевник — крупное, с опушенными стеблями, многолетнее травянистое растение из семейства зонтичных (Heracleum), молодые листья и побеги которого употребляли в пищу; это и есть исконно славянское блюдо «борщ».
[56] Арака — водка из ячменя или пшеницы.
[57] Извары — специальные чаны для приготовления напитков, в том числе и вина.
[58] Хлебъ решетной — т. е. из муки, просеянной через решето, очень мелкой.
[59] Сущь — сущик, т. е. сушеная мелкая рыба, в том числе и снеток.
[60] ... в крошнях... — Крошнями назывались плетенные из прутьев короба, предназначенные для хранения продуктов питания.
[61] ... и епаньчи, и кепеняки... — Следует перечень некоторых видов верхней одежды, конской сбруи и т. д.: епанча — накидка, широкий плащ, длинное верхнее платье без рукавов; кебеняк — верхняя мужская одежда для ненастной погоды; медведно — выделанные медвежьи шкуры, служащие полстью в санях и коврами в доме; морхи — кисти на переносье у лошади, часть сбруи; лысина — конский налобник; похва — подхвостник у лошади, также часть сбруи; мехи дымчатые — мешки, сшитые из мягких, выделанных на пару или в дыме шкур; одръ — рабочая повозка со скамьями; коптана — вид кареты; калымага — закрытый возок шатрового типа с кожаными шторами; высытки — сосуды, в которых взваривают, «сытят», меды; уторы — нарезка на клепках деревянной посуды для вставления дна.
[62] Какъ дворовое тягло плотить... — Перечисляются различные повинности, уплачиваемые с городского двора (тягло), с купеческого места на торгу (позем) и с сельского имения (подать).
[63] «... не прельщайтеся — ни пьяница, ни блудникъ, ни прелюбодей...» — 1 Кор. 6, 9.
[64] «Любите враги ваша...» — Следует свободная по композиции подборка из нескольких евангельских стихов, но не в точной цитате (Мф. 5, 39 и 44; Лк. 6, 27—30 и 35).
[65] Господь бо гордымъ противится... — Слова из посланий апостолов Иакова (4, 6) и Петра (Первое послание, 5, 5).
[66] ... и великихъ чюдотворьцевъ Николы, Петра... — Перечисляются принятые в церковной традиции «покровители» Руси и царствующего града Москвы: святые Николай Мирликийский, московские митрополиты Петр и Алексий, также Сергий Радонежский и другие игумены главных русских монастырей — Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский (новгородский святой), Александр Невский
[67] ...«Не на лица судите, сынове человечестии...» — Каки обычно у Сильвестра, представлена сложная амальгама расхожих евангельских текстов, составленная, в частности, из отрывков: Иоан. (7, 24) и Мф. (7, 2) и др.
Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/domostroj/domostroj-original.htm
|