Мой сайт
Суббота, 23.11.2024, 23:01
Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Интервью Учительской Газете. Продолжение.

***

Что можно сказать о роли Ярослава в создании русской христианской культуры, утверждению и упрочению христианства в русских землях?


 

- Заслуги Ярослава Мудрого в духовной области признаны Церковью. Он причислен к лику святых. В последнее время его почитание усилилось, потому что он является живым священным символом единства братских славянских народов современных России, Украины и Беларуси.


 

Ярослав много сделал для упрочения Православной Церкви и для проповеди среди соотечественников, еще не пришедших к христианству. Причем предпочтение отдавалось не насильственному насаждению веры, а просвещению. При Ярославе Мудром имела место попытка добиться независимости Русской Церкви. Тогда время для этого ещё не настало. Но вектор был определён, и максимально возможная в ту пору независимость церковной жизни на Руси достигнута, при сохранении необходимых канонических устоев.


 

***

Ярослав Мудрый издал первый на Руси свод законов «Русская правда». В чем ее отличие от старых порядков в русских княжествах? Можно ли говорить об историческом значении этого факта – замены обычаев законами, правом?


 

- Началом государственности является желание «жить по праву». Об этом рассказывается в древнейшей из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Но право складывается постепенно. Только тогда оно жизненно.


 

Законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей – это закрепление существовавших в русском мире норм и традиций и обогащение русской правовой системы полезными заимствованиями из византийской и скандинавской систем. В «Русской Правде» ещё много установлений, существовавших с догосударственных времен. Сказать, что это замена обычаев каким-то принципиально отличным от них правом, нельзя. Но сам факт создания и утверждения свода норм – это большой шаг вперёд в развитии государственности.


 

***

Ярослав завещал сыновьям хранить единство Руси, но его потомкам не удалось избежать раздробленности русских княжеств. Чтобы объединиться, надо было ждать нашествия с востока?


 

- Период раздробленности – неизбежный этап в процессе формирования практически любого государства. На том уровне развития государственного аппарата, вооруженных сил, экономики, инфраструктуры управлять обширной территорией из одного центра было просто невозможно. Никакая личность не в силах преодолеть эту данность.


 

Ярослав Мудрый понимал, что единство лучше разделения. Но он видел реалии и постарался возглавить процесс, который невозможно было предотвратить. Им было установлено лествичное право – система престолонаследия, позволившая и в условиях раздробленности сохранить принадлежность власти одной династии, которая, наряду с Церковью, неизменно оставалась символом единства Земли Русской. Конечно, это не могло ликвидировать усобицы между отдельными князьями, иногда жестокие и кровавые. Однако сам дух единства, несмотря ни на что, сохранился.


 

Нашествие с Востока и подчинение Руси монгольским ханам – очень сложные и противоречивые факторы. В чем-то они замедлили процесс объединения, ибо ханы действовали по принципу «разделяй и властвуй». В чем-то, напротив, ускорили, потому что завоеватели дали не только отрицательные, но и положительные или, по крайней мере, поучительные примеры. Это сложный вопрос, о котором полемизируют целые научные школы историков. Во всяком случае, в ходе национально-освободительной борьбы наш народ сумел обрести единство и выбрал наиболее подходящий государственный строй – православную самодержавную законную наследственную монархию. А её основы заложены святым равноапостольным великим князем Владимиром и его сыном Ярославом Мудрым.


 

***

Великий князь киевский Ярослав, будучи одновременно князем новгородским, свой престол и двор до 1036 года держал в Новгороде. Новоявленные киевские историки много толкуют о том, что Россия выросла из Московского княжества и якобы не является наследником Киевской Руси, а Ярослава называют «великим украинцем». Стоит ли вступать в подобные споры?


 

- Такого рода моделирования не имеют ничего общего с исторической наукой. Подобные концепции носят чисто политический характер и не подкреплены историческими источниками. Мы можем спорить о тех или иных нюансах и интерпретациях, о некоторых подробностях, но общий ход истории нам известен достаточно точно.


 

Киев был столицей Русского Государства, когда термин «украина», а вернее, даже во множественном числе «украины», обозначал не название страны и государства, а окраины, приграничные территории княжеств.


 

Это не умаляет значения современной Украины, но это – неоспоримый факт, признаваемый и многими украинскими историками.


 

Ход событий привел к тому, что в XII веке политический центр Русских княжеств переместился из Киева на северо-восток, во Владимир. В XIV веке статусом великих князей Владимирских овладели князья Московской линии династии Рюриковичей, потомки св. князя Даниила, сына св. Александра Невского, который побывал и на Киевском, и на Владимирском престолах. Это была одна династия и, в основном, одно государство в самом высоком смысле этого слова. По крайней мере, одно Отечество. И никаких украинцев тогда не было – были подданные того или иного княжества. Они вступали между собой в конфликты, но у них сохранялось сознание принадлежности к единому Отечеству.


 

И это сознание помогло при Рюриковичах объединить большую часть русских земель в единое государство с центром в Москве, а в XVII веке, уже в эпоху царствования нашего Дома, вернуть и Малую Русь с Киевом. Цари именовались государями «Великия, Малыя и Белыя Руси». Малая Русь воспринималась не как что-то второстепенное, а как ядро государства. Именно в этом смысле она – Малая, а не в том, что она менее значима, чем Великая Русь. Киев, как гласит «Повесть Временных Лет» - «мать городов русских».


 

Конечно, это нужно объяснять. Если этого не делать, то со временем любые заблуждения и обманы превращаются в «общеизвестные факты», прочно засевшие в головах у многих людей.


 

Но мы добьемся успеха, если наши объяснения будут не агрессивными и оскорбительными, а спокойными, аргументированными и доброжелательными.


 

Я верю в то, что образ святого Ярослава Мудрого и его предстательство перед Богом помогут россиянам, украинцам и белорусам восстановить и упрочить единство. По крайней мере, духовное и культурное.


 

Есть нечто промыслительное в том, что сторожевой корабль, шефом которого я являюсь с согласия командования Военно-Морским флотом России, носит имя Ярослава Мудрого (1). Он жил 1000 лет назад, но память о нём жива и вдохновляет нас в жизни и служении Родине.


 

Опубликовано с незначительными сокращениями: Клинкова Е. Апостол единства земли Русской // Учительская газета, 2020, 23 июня, №25

https://ug.ru/apostol-edinstva-zemli-russkoj/

Категория: Мои статьи | Добавил: ivanov-ostoslavskiy (05.11.2021) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz