Мой сайт
Воскресенье, 19.01.2025, 21:43
Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Литературоведческие статьи 14

САМАЯ ДЕРЖАВООБРАЗУЮЩАЯ ИЗ ПРОФЕССИЙ

Государству, чтобы нормально функционировать нужны люди самых различных профессий. Перечень этих профессий велик: военные, разведчики, полицейские, врачи, учителя, инженеры, юристы, судьи и прокуроры, моряки, пожарники, управленцы. Но много ли «навоюют» военные или «науправляют» чиновники, если не будет в их душе патриотического настроя, если они не будут идеологически и художественно развиты. Можно ли быть умным и порядочным человеком, коим и должен быть управленец, если он не развит в художественно-эстетическом отношении, если он не воспитан в духе патриотизма, верности своему долгу, уважения к человеческому достоинству тех, с кем ему постоянно приходится иметь дело по работе? Конечно, нет! А какое же искусство является самым доступным для большинства людей, самым универсальным? Конечно, это литература. И, конечно, самой державообразующей профессией в нормальной стране считается профессия литератора, писателя, поэта. И недаром, советская власть, безусловно понимая эти аксиому, сначала уничтожила всех царских поэтов – носителей монархической и православной идеологии (дворянскую писательскую элиту), а потом создала союз писателей из пролетариев и новые писатели снова попали на гребень волны. Литераторы, не в меншей степени, чем руководители или врачи и инженеры, получали материальные блага от государства. И недаром, произведения таких авторов, как Константин Симонов, Владимир Маяковский или Евгений Евтушенко расходились по рукам и умам читателей миллионными тиражами. Большевикам нужны были все эти люди, потому что они были талантливыми агитаторами за власть, искусными инженерами человеческих душ, способными «сконструировать» народное сознание так, как это выгодно политическому руководству страны. Поэты служили интересам государства, они сплачивали народ, готовили его для борьбы с врагом внешним и внутренним. Едва ли Советский Союз выиграл бы Великую Отечественную войну, если бы такие стихи, как «Жди меня, и я вернусь… » не печатались бы миллионными тиражами, если бы они не влияли на души и сердца людей. Только нищее, никчемное государство держит своих литераторов в черном теле. Только квази-государство, являющееся марионеткой Дядюшки Сема и прочих «добреньких» заокеанских дядюшек и тётушек отказывается от идеологических и художественно-эстетических услуг писателей. Русские – всегда были имперским народом. Это народ-солдат и народ-созидатель. Русские всегда были великими борцами и демиургами даже тогда, когда они ещё носили наименование древних русичей. Русской нации более тысячи лет. И на протяжении всего этого времени писатели и поэты играли в жизни страны и в жизни народа главенствующую роль. В наши дни профессия «литератор» считается самой ущербной и никчемной. В глазах серого обывателя она выглядит даже хуже, чем профессия дворника или ассенизатора. Эти мусорных дел мастера хотя бы получают зарплату за свой труд, хотя и мизерную. Поэт в наше время не получает абсолютно ничего. Более того, он даже вынужден тратит большие суммы из личных средств, чтобы публиковать тиражи своих книг. Публикаторство – занятие совершенно убыточное, экономически абсурдное. Книги никто не покупает и не читает. Но тем хуже для нашего народа и для нашего государства. Чем талантливые профессионалы от литературы меньше котируются, тем ниже уровень духовности и патриотизма в народе. Чем выше тиражи литературных изданий, тем меньше заполнены тюрьмы… Так же, как не существует армии без военных музыкантов, поднимающих дух солдат перед сражением, так же точно не мыслима мощная империя без талантливых литераторов, поставленных на службу государству и народу. Пока поэты не возведены на пьедестал, которого они заслуживают по праву, до тех пор Россия будет напоминать скромную Швейцарию или «карликовую» Литву. Россия – империя и ей не к лицу иметь нищими и безвестными поэтов. В любой войне, а жизнь это война не только на бытовом уровне, но и на межгосударственном, главное – это дух, а не только техника. Если люди, являющиеся вместилищем народного духа, будут жить в небрежении, наша страна никогда больше не станет той прекрасной и всемогущей империей, которой она была во времена правления Романовых или при Сталине. Самая державообразующая профессия – это поэт! И если власть этого не поймёт, ничего хорошего население нашей страны не ждёт.
Павел Иванов-Остославский.
09.05.2013. Херсон.



Светлая печаль Светланы Кузнецовой.

Я обнаружил в интернете стихи прекрасной поэтессы Светланы Кузнецовой совершенно случайно. Смотрел итоги литературной премии «Наследие» за этот год, и на странице одного из лауреатов наткнулся на эти чудные стихи. Там есть и очерк, посвящённый судьбе этой талантливой женщины.

Светлана печаталась: журнал "Огонёк", № 18 апрель 1988 г. Русский венок. Из книги: "Светлана Кузнецова. Избранное. Стихи", Москва, Советский писатель. Поэтесса умерла в 90-е годы прошлого века.

Первое стихотворение «Не мои, не седые, не мглистые… » это очаровательный стихотворный этюд, выполненный в тонах светлой печали, женственности, благородства и очарования. Стихотворение написано мастерски. Заметно невооруженным глазом, что автор свободно владеет поэтическим словом, легко преодолевая косность и хаотичность языковой и психологической материи. Упоительно написано, с настоящим мастерством и вкусом. У поэтессы есть много стихов, посвящённых цветам. Видимо, она их очень любила, относилась к ним, как к малым детям. Висильки, Незабудки, Мать-и-мачиха, Одуванчик, Купавы, Гвоздика, Мак, Марьины коренья, Иван-чай, Борогодская трава, Тысячилистник, Вереск – вот герои её стихотворений. Самые сильные стихи: «Не мои, не седые, не мглистые… », «Вереском поросшие предгорья… », «На окраине русского края», «Окраина, старая рана».

Поэтесса является тончайшим лириком, у которой получались очень нежные и тонкие стихи, подёрнутые легким налётом грусти и тоски по несбывшемуся. Её стихи являются настоящим подарком не только для меня, как для литературоведа, но и для всех читателей сайта «Древо Поэзии», особенно для женщин.
Павел Иванов-Остославский.

* * *
Не мои, не седые, не мглистые, 
Что самою судьбой суждены, 
Этой осенью снятся мне чистые, 
Словно чьи-то, приблудные сны.

Прохожу я хозяйкою вотчины
В разноцветии летних одежд.
То ль венки из цветов вдоль обочины,
То ль из самых прекрасных надежд.

Небывало отрадно и радужно 
В этом посланном свыше раю... 
Отчего же так страшно мне за душу, 
За печальную душу мою?


* * *

Вереском поросшие предгорья, 
В розоватых отсветах земля... 
Так всегда перед приходом горя 
Ошущаешь цветность бытия.

Дорожа простым соцветьем мака, 
Ты глядишь мечтам своим вослед... 
Так всегда перед приходом мрака 
Ощущаешь предпоследний свет.

На закате или на рассвете 
Нас дороги приведут во тьму. 
...А последний свет на этом свете 
Не дано увидеть никому.

80-е

* * *

На окраине русского края
Ничего у судьбы не молю,
В сером сумраке лет вспоминая
Тех поэтов, которых люблю.

Уходили они в неизвестность,
Приминая зыбучие мхи. ...
Бессловесная наша словесность
Не такие не помнит стихи.

Не такая случалась погода.
Не такие творились дела.
Бессловесная наша природа
Не такие потери несла.

На окраине русской надежды,
На окраине русской беды
Я смыкаю усталые вежды,
И метель заметает следы.

80-е

* * *

Жизнь одна.
Окраина бедна.
Но во мне при мысли о прощанье
Запевает зябкая струна,
Горемычных странствий обещанье.
Холодит, как зябкая волна,
Мысль о неизбежности разлуки
Той, в которой я осуждена
Навсегда избавиться от скуки.
Видно, ясновиденьем больна,
Я при всякой мысли об утрате
Вздрагаваю, словно мне дана
Четкая уверенность в расплате.
Жизнь одна.
Окраина бедна.
Но при всякой мысли об уходе
Плачу я у темного окна
По своей непринятой свободе.

80-е

* * *

Окраина, старая рана,
Зарубка, отметина, шрам,
Охрана, встающая рано,
Осколки растоптанных драм.
Обида, ошибка, опала...
Как все-таки путь тот нелеп.
Тебя ли я жадно алкала,
Так трудно дающийся хлеб?
Тебя ли, сегодняшний день мой,
Такой обретенный ценой,
И крылья раскинувший демон
Над атомной белой страной?
Все мимо, все зря и все втуне...
Но кажется мне иногда:
Сибирских моих полнолуний
Не сгасла за тучей звезда.
И непобедима та сила,
Мне кажется издалека,—
Река, что когда-то взрастила,
Великой надежды река...

80-е

* * *

ВТОРОЕ ГАДАНИЕ СВЕТЛАНЫ

Вот второе гаданье Светланы.
Я гадаю теперь невпопад.
Надо мною, темны и бесславны,
Беспощадные перечни дат.

Заплатила сполна за страданье
Бесконечным бесправьем своим.
Состоится ли третье гаданье
И каким оно будет, каким?

80-е



ОТКУДА БЕРУТСЯ МИФЫ?

Борис Прохорович Краевский – Московский литератор второй половины 20 века. Из дворян. Когда в 1989 году началось активное возрождение Российского Дворянского Собрания, он вступил в Московский областной филиал этой организации (Дворянское Собрание Московской Губернии). В 90-е годы прошлого века Борис Прохорович был главным редактором альманаха «Дворянское Собрание». В этом издании он иногда публиковал свои статьи. Вниманию читателей сайта «Древо Поэзии» я представляю одну из них: размышления на тему «Поэт и Царь». Г-н Краевский здесь затрагивает очень важную тему: современные мифы. Казалось бы: мы с Вами, дорогой читатель, живём не во времена палеолита или мезолита: зачем нам мифы? И как они вообще могут рождаться и существовать в современном мире, в мире, технически совершенном настолько, что люди 19 века, не говоря уже о более ранних исторических и доисторических эпох, и поверить бы не могли в реальность нашей сегодняшней жизни. Но наши современные мифы не эсхатологические или космогонические. Тут другое. Увы, мифы существуют и превосходно себя чувствуют на поле сознания человека разумного. Откуда же они берутся. Источников их возникновения как минимум два: во-первых, мифы создаются искусственно сильными мира сего, власть придержащими. Они используют эти мифы себе в угоду, чтобы делать на них огромные барыши; для идеологического оправдания своих преступлений. Например, большевики объявили последнего русского императора Николая Второго «Кровавым», хотя на самом деле он таким не был и близко. Теперь всем известно, что Государь Николай Александрович был человеком в высшей степени кроткого и благородного нрава («кровавое воскресенье» и трагедия на Ходынке – это подставы иностранных спецслужб чистой воды: заграничные враги России постарались… ). Если бы на его месте оказался бы кто-нибудь вроде Петра Великого или Ивана Грозного, большевики утонули бы в собственной крови и революция не произошла бы. Простая логика, простой житейский расчёт говорят нам о том, что царя оклеветали самым бессовестнейшим образом. Во-вторых, существуют мифы естественного происхождения. Их причины коренятся в человеческом сознании и подсознании, в биологической природе человека. Человек, с одной стороны, если он художник, творец, демиург, причастен самому Богу. Он почти равен ему. Он, подслушивая у Бога его гениальные мысли, записывает их потом на бумагу (или на картон или холст), и выдаёт людям. Художник – глашатай Божественной воли и Божественного промысла. С другой стороны человек – это ни что иное, как просто животное. В его организме протекают процессы метаболизма (обмен веществ на клеточном уровне), человек, так же, как и любое животное хочет есть и пить, общаться с лицами противоположного пола и прочее. Человек рождается и умирает подобно всему живому… Так о чём я, бишь? А вот о чём: некоторые мифы идут от животной природы человека. Человечество в них верит. Учёными-психологами уже давно доказано, что психика людей обладает самонеосознаваемыми слоями. Привести примеры? Пожалуйста. Вот Вам первый миф: известный поэт всегда гениален, неизвестный – всегда бездарен. Это глубочайшее заблуждение, присущие обывателю (умный литератор так думать никогда не будет, ведь он стремится к мастерству и художественно-эстетическому совершенству, а не к мимолётной популярности). Именно это заблуждение делает принцип «талантливость – ничто, реклама – всё!» таким живучим в околохудожественной среде. Я за свою уже немаленькую литературную жизнь знал очень талантливых и совершенно неизвестных поэтов, и знал много очень известных и титулованных, но бездарных. Обратиться к известным персоналиям? Ладно, обращусь. Вся наша эстрада построена на этом принципе. Раскрученные исполнители получаю огромные гонорары и почётные звания, хотя при этом имеют более, чем скромные вокальные и артистические данные. Был такое «певец» Утёсов. Мне всегда нравилось слушать его голос, но не потому что я получал эстетическое удовольствие от его «вокала», а потому, что мне приятно было наблюдать за людьми, которые восторгаются им. Я думал: «Как здорово, что Господь сделал меня явно не самым глупым человеком на свете!.. ». Утёсов имел только слух. Певческого голоса (вокальных данных) и артистизма ему явно не достовало. Он пел душевно? Да. Ну и что? Масса оперных певцов с голосами и двумя консерваторскими образованиями поют душевно. Но их, почему-то, никто не носит на руках. Они тихо-скромно получают в опере, оперетте или в драмтеатре своё маленькое жалование и ни на что не претендуют. Где логика, где здравый смысл, где справедливость, наконец?! Но ничего этого в человеческой жизни, как правило, не было и нет. Ещё более вопиющий случай – это творчество малороссийского «письмэнныка» Тараса Шевченко. Он в своих стихах ругал Россию и русское дворянство на чём свет стоит, он обзывал Государыню Императрицу последними нецензурными словами, хотя Августейшая Семья приняла активнейшее участие в вызволении Шевченко из крепостной зависимости. Другой бы спасибо сказал, стал бы верноподданным Российской Короны… другой бы, но только не он. Когда я вспоминаю о «бедном» Тарасе, мне на ум всегда приходит фраза из «Маленьких трагедий» Пушкина: «Мне не смешно, когда моляр безродный мне пачкает Мадонну Рафаэля!». Тарас Шевченко, призывавший чернь к кровавой смуте, к цареубийству и поруганию вековечных духовных святынь нашего народа, при ближайшим вдумчивом рассмотрении является просто шутом гороховым от литературы. Однако, накрепко зазомбированные народные массы свято верят в «гениальность» этого крепостного прощелыги. Люди не хотят, просто категорически не желают думать собственной головой. А что этому виной? Миф! Добротно сработанный, вбиваемый кувалдой Совдеповского агитпропа в человеческие головы десятилетиями миф о том, что Шевченко что-то из себя представлял, как литератор. Кому же это выгодно: сделать из Тараса пророка и гения? Это было выгодно сначала либералам и демократам, расшатывавшим с помощью Шевченко крепкую лодку российской государственности. Потом его стали использовать большевики для борьбы со своими идеологическими врагами: монархистами, православными, традиционалистами. Когда советская власть канула в лету, Шевченко стали использовать на прополую «незалэжные» и «самостийные» деятели. Выяснилось, что Шевченко был не только любителем народных масс и природным большевиком, но он ещё и был галицким националистом и почти фашистом. Вот как! «Бедный» Тарас успел отметиться во всех политических станах. Его творчество сослужило дьявольскую услугу всем кровавым режимам, существовавшим в 20 веке! Ай да Шевченко, ай да молодец!.. Как из хама никогда не получится настоящий пан, так же и из писаки-аматора никогда не вырастит настоящий гений. В данной статье г-н Краевский исследует миф об Александре Сергеевича Пушкине, связанный с его отношениями с Царём Николаем Первым.
Павел Иванов-Остославский.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ivanov-ostoslavskiy (04.11.2021) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2025
uCoz