Мужчина и женщина-2 (пьеса).
Действующие лица.
Мужчина лет 30-40 от роду. Образованный, обладающий явными ораторскими способностями, мыслитель, эстет и гуманист.
Женщина лет 20-30 от роду. Просто современная женщина, подверженная всем порокам и заблуждениям современного мира.
Антураж.
Обыкновенная квартира брежневской постройки. С обыкновенными интерьерами и мебелью. Герои одеты обыкновенно, по-домашнему.
Сцена первая.
Женщина: Серёжа, давай посмотрим по компьютеру фильм «Донна Роза соблазняет дона Педро».
Мужчина: Нет, Ира, мы не будем смотреть этот глупейший фильм. Нечего тратить драгоценный ресурс компьютера на всякие гадости. Мне ещё на нём работать предстоит.
Женщина: Почему ты не даёшь посмотреть мне этот фильм?! Я что опять должна полы мыть на кухне?!
Мужчина: Да, должна. А кто будет это делать? Пушкин?
Женщина: А хоть Лев Толстой! Мне какая разница?!
Мужчина: А, вот потому, что тебе наплевать на то, кто вымоет полы в твоей собственной квартире, мы так и живём. И вся страна так живёт. Вы женщины – это вообще какие-то биологические дегенератки и вырожденки. И не даром мне мой папа говорил, что баба – это всегда носительница деструктивного и регрессивного начала в человеческом обществе. А ведь папа мой был доктором медицинских наук и профессором Второго мединститута в Москве.
Женщина: Ну и что?! А мой папа был слесарем 3-его разряда, а мать прачкой и кухаркой!
Мужчина: Ну, так видишь, какой мезальянс! Может мне тебя бросить? Найду себе профессорскую или генеральскую дочку и женюсь на ней.
Женщина: Да хоть на корове женись! Мне то что!?
Мужчина: На одной корове я уже женился. И эта корова –ты. А теперь замолчи, и слушай, что я тебе скажу. Весь ваш вагинальный интернационал я обвиняю минимум по шести пунктам.
- Женщины рожают мало детей. Почти не рожают. Делают аборты.
Понимаешь, Ира, жизнь – это всегда одна сплошная война. Война всех со всеми. Война до полного уничтожения или подчинения и последующего уничтожения врага. Война ведётся не только военными, но и идеологическими, экономическими и даже гео-физическими и климатическими средствами. Почему вы – женщины – не хотите рожать детей? Только не говори, что потому, что денег мало. Это отговорки. После Великой Отечественной войны люди в СССР жили очень бедно, но тогда был всплеск рождаемости. Он пришёлся примерно на 1950-1960 годы. До революции в русских семьях было по 6 – 10 детей, но ведь такой всплеск рождаемости был не только у богатых. Не только императорская семья столько детей производила на свет, но и простые крестьяне. Была высокая смертность среди младенцев, но была и выживаемость неплохая. Иначе мы бы с тобой сейчас тут не разговаривали. Нас бы просто не было. Так почему же женщины не хотят рожать? А я тебе отвечу: потому, что они стали эгоистками. Они хотят все жизненные блага грести себе, а ребёночку ничего не хотят дать. Они получают высшее образование, борются за свои права (хотя, это чужие, мужские права, а не их!). У женщин развился эгоизм, доходящий до шизофрении. Нельзя так! А если завтра война? Пойми, Ира, что рождение двоих детей не покрывает убыль народа даже в мирное время, а ведь войну ещё никто не отменял. Женщина, которая не родила не одного ребёнка, или одного даже, обрекла свой собственный народ на физическое вымирание. Она, фактически, является пособницей врага! У женщины от природы есть только два священных права: рожать детей и жить с мужчиной. Этих прав у женщин никто и никогда не отнимал. А право получить 2 высших образования – это не женское право. Это чисто мужское право. И быть директором или министром – это мужское право, но не женское. Борьба за, так называемые, права женщин – это борьба за развал общества и государства. Пойми, Ира, что на белом свете успешно выживают только самые сильные народы, только имперские народы. А имперских народов за всю историю человеческой цивилизации было очень мало. Это только: американцы, англичане, французы, русские, китайцы, испанцы, итальянцы, греки, ну и, конечно, евреи. На мой взгляд, самый имперский народ – это евреи. У них мы – русские – можем кой-чему поучиться полезному и важному в построении нашей империи. Евреи всегда стоят горой друг за друга, они всегда преследуют интересы только своих соплеменников, они стараются жить по уму и расчёту, а не по наитию и гениальному озарению. Ну, что ж, это правильно: жить надо по уму. Евреи – это самый подлый народ из всех когда-либо возникавших на планете Земля. В священных книгах различных традиционных религий, в Библии, в Талмуде и в Коране написано об этом примерно одно и тоже. В этих книгах написано о женщинах примерно следующее: да убоится жена мужа своего, женщина ниже в социальной иерархии, чем мужчина, женщина должна подчиняться мужчине, ибо это угодно Господу. Так нужно Богу, понимаешь? Значит, что получается? Получается, что разжигая ненависть и презрение к мужчинам и прочие феминистские страсти, ты идёшь против Бога, государства и общества. Ты спроси у священников, чтобы они сказали обо всём об этом? Мне очень жаль всегда убитых в чреве матери детей. А тебе их не жаль? На фронте мужчина не может ни убить. Не он убьёт – его убьют. А вот женщина может не убивать своих же собственных детей. И то, что женщины убивают маленьких не в чём ни повинных ангелочков, говорит о том, что они фашистки, фемино-фашистки!
- Женщины стали сильными и зарабатывающими.
Женщина должна быть слабой и материально зависеть от мужчины. Если она сильная и материально независимая, тогда она не способна создать семью. Потому что, тогда она будет искать себе мужчину ещё более богатого и сильного, чем она сама, а где такого взять? И тогда женщина неизбежно начнёт искать себе мужа только среди олигархов, министров, депутатов, президентов и нефтяных магнатов. А поскольку, генералов, как говорится, на всех явно не хватает, женщина останется у разбитого корыта. И все мужчины, которым она отказала, тоже. А значит: конец народу. Потому что окажется, что сильная и богатая женщина так никого и не родила и с мужчиной не жила. А это говорит об её ущербности. Я часто вспоминаю, как мой папа не раз говорил о моей троюродной сестре Тане: «Таня ущербная, скудоумная и ограниченная девка. У неё никогда не было мужа и детей».
- Женщины чрезмерно потребляют товары.
Женщины норовят купить явно больше, чем им надо в быту. Зачем? Только потому, что это модно или красиво? Это не причина. По существу, современная женщина становится не на сторону своего мужа, который при таком стиле потребления должен вкалывать на трёх работах, а на сторону транс-национальных корпораций. Женщина становится лучшим другом всем капиталистам и олигархам, а не своей семье и своему мужчине. Почему так происходит, Ира? Вы – женщины – сильно боитесь, чтобы Ротшильд, Рокфеллер или какой-нибудь Стив Джобс не дай бог не обеднели? Заботитесь об их благополучии, да? Фактически, в экономической войне против нашего народа женщины стали на сторону врага.
- Женщины сплошь лесбиянки.
Ты, конечно, спорить со мною не будешь, если я скажу, что среди женщин лесбиянок гораздо больше, чем среди мужчин, геев. А ведь, между тем, гомосексуальность является жутчайшим признаком вырождения, биологической дегенерации. Как же человечество будет плодиться и размножаться, если все люди, особенно женщины, станут гомосексуалами? Ведь создание семьи и рождение детей в большей степени зависит от женщины, чем от мужчины. У нормальной женщины, находящейся в здравом уме и твёрдой памяти, мужчина всегда ассоциируется с защитой, силой, комфортом, опекой и поддержкой. И только феминистки и фемино-фашистки думают по-другому.
- Женщины разрушают семью.
Сейчас женщины выгоняют из семьи мужчин. Обратных случаев почти не наблюдается. За что же такое мужененавистничество? Недаром говорят: «Мужчина – ищет хорошую женщина, а женщина – лучшего мужчину». На практике это означает, что женщина ищет и ищет аж до старости себе «лучшего» мужика, бросая всех «худших» и уже надоевших. А семья – это самая важная ячейка общества. Тот народ будет уничтожен внешним врагом, у которого нет крепкой семьи. Мужчины и женщины – это тоже самое, что армия и тылы. Если армия прекрасно воюет, но противник захватил её тылы, средства снабжения и связи, эта армия неизбежно проиграет войну. Потому, что нельзя воевать на голом мужестве и отваге. Голодный солдат может и не кинуться с гранатой под вражеский танк, если он знает, что его тылы предали, что в тылах сидят тыловые крысы, которые только и думают, как бы подороже продаться врагу и перебежать на его сторону при первом же удобном случае. Женщина-феминистка социально опасный элемент. Она, как раковая опухоль, изнутри уничтожает общество и государство. Ну, а как в наше время жить без государства? Никак! Значит, если мы не будем поддерживать свою государственность, нам придётся неизбежно поддерживать чужую государственность. А чужая государственность всегда будет действовать не в наших интересах.
- Женщина – слепое орудие в руках США, Европы и Мирового Закулисья.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: современная женщина в нашем обществе стала слепым орудием наших врагов. А наше враги это: США, Евросоюз, Мировое Закулисье. У настоящих русских людей главные ценности всегда такие: Семья, Православие, Самодержавие, Традиционализм, Духовность и Патриотизм.
Женщина: Я всё поняла. Я должна совокупляться и рожать, рожать и совокупляться. И больше ничего.
Мужчина: В принципе, да. Но, если ты будешь совокупляться и рожать хорошо, я разрешу тебе ещё какие-нибудь жизненные блага кроме этих двух.
Женщина: Хорошо. Я всё поняла. Я согласна. Я пошла в ванную мыться. А ты готовься. Займёмся нашими прямыми обязанностями.
Мужчина: Какая же ты у меня умница!
Занавес закрывается.
Конец.
13.08.2013. Херсон. Павел Иванов-Остославский.
Стихотворения Николая Николаевича Туроверова
* * *
Эти дни не могут повторяться, -
Юность не вернется никогда.
И туманнее и реже снятся
Нам чудесные, жестокие года.
С каждым годом меньше очевидцев
Этих страшных, легендарных дней.
Наше сердце приучилось биться
И спокойнее и глуше и ровней.
Что теперь мы можем и что смеем?
Полюбив спокойную страну,
Незаметно медленно стареем
В европейском ласковом плену.
И растет и ждет ли наша смена,
Чтобы вновь в февральскую пургу
Дети шли в сугробах по колена
Умирать на розовом снегу.
И над одинокими на свете,
С песнями идущими на смерть,
Веял тот же сумасшедший ветер
И темнела сумрачная твердь.
* * *
На солнце, в мартовских садах,
Ещё сырых и обнажённых,
Сидят на постланных коврах
Принарядившиеся жёны.
Последний лёд в реке идёт,
И солнце греет плечи жарко;
Старшинским жёнам мёд несёт
Ясырка - пленная татарка.
Весь город ждёт и жёны ждут,
Когда с раската грянет пушка,
Но в ожиданьи там и тут
Гуляет пенистая кружка.
А старики все у реки
Глядят толпой на половодье, -
Из-под Азова казаки
С добычей приплывут сегодня.
Моя река, мой край родной,
Моих прабабок эта сказка,
И этот ветер голубой
Средневекового Черкасска.
* * *
Казаков казачки проводили,
Казаки простились с Тихим Доном.
Разве мы - их дети - позабыли,
Как гудел набат тревожным звоном?
Казаки скакали, тесно стремя
Прижимая к стремени соседа.
Разве не казалась в это время
Неизбежной близкая победа?
О, незабываемое лето!
Разве не тюрьмой была станица
Для меня и бедных малолеток,
Опоздавших вовремя родиться?
* * *
…Колокола могильно пели.
В домах прощались, во дворе
Венок плели, кружась, метели
Тебе, мой город, на горе.
Теперь один снесёшь ты муки
Под сень соборного креста.
Я помню, помню день разлуки,
В канун Рождения Христа,
И не забуду звон унылый
Среди снегов декабрьских вьюг
И бешеный галоп кобылы,
Меня бросающей на юг.
* * *
Не выдаст моя кобылица,
Не лопнет подпруга седла.
Дымится в Задоньи, курится
Седая февральская мгла.
Встаёт за могилой могила,
Темнеет калмыцкая твердь,
И где-то правее - Корнилов,
В метелях идущий на смерть.
Запомним, запомним до гроба
Жестокую юность свою,
Дымящийся гребень сугроба,
Победу и гибель в бою,
Тоску безысходного гона,
Тревоги в морозных ночах,
Да блеск тускловатый погона
На хрупких, на детских плечах.
Мы отдали всё, что имели,
Тебе, восемнадцатый год,
Твоей азиатской метели
Степной - за Россию - поход…
ТОВАРИЩ
Перегорит костер и перетлеет,
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, не мученьями, страданьями и кровью
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
Перекоп
Родному полку
1
Сильней в стрёменах стыли ноги,
И мёрзла с поводом рука.
Всю ночь шли рысью без дороги
С душой травимого волка.
Искрился лёд отсветом блеска
Коротких вспышек батарей,
И от Днепра до Геническа
Стояло зарево огней.
Кто завтра жребий смертный вынет,
Чей будет труп в снегу лежать?
Молись, молись о дальнем сыне
Перед святой иконой, мать!
2
Нас было мало, слишком мало.
От вражьих толп темнела даль;
Но твёрдым блеском засверкала
Из ножен вынутая сталь.
Последних пламенных порывов
Была исполнена душа,
В железном грохоте разрывов
Вскипали воды Сиваша.
И ждали все, внимая знаку,
И подан был знакомый знак…
Полк шёл в последнюю атаку,
Венчая путь своих атак.
3
Забыть ли, как на снегу сбитом
В последний раз рубил казак,
Как под размашистым копытом
Звенел промёрзлый солончак,
И как минутная победа
Швырнула нас через окоп,
И храп коней, и крик соседа,
И кровью залитый сугроб.
Но нас ли помнила Европа,
И кто в нас верил, кто нас знал,
Когда над валом Перекопа
Орды вставал девятый вал.
4
О милом крае, о родимом
Звенела песня казака,
И гнал, и рвал над белым Крымом
Морозный ветер облака.
Спеши, мой конь, долиной Качи,
Свершай последний переход.
Нет, не один из нас заплачет,
Грузясь на ждущий пароход,
Когда с прощальным поцелуем
Освободим ремни подпруг,
И, злым предчувствием волнуем,
Заржёт печально верный друг.
Крым
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
* * *
В эту ночь мы ушли от погони,
Расседлали своих лошадей;
Я лежал на шершавой попоне
Среди спящих усталых людей.
И запомнил, и помню доныне
Наш последний российский ночлег,
- Эти звёзды приморской пустыни,
Этот синий мерцающий снег.
Стерегло нас последнее горе
После снежных татарских полей -
Ледяное Понтийское море,
Ледяная душа кораблей.
Всё иссякнет - и нежность, и злоба,
Всё забудем, что помнить должны,
И останется с нами до гроба
Только имя забытой страны.
* * *
Как в страшное время Батыя
Опять породнимся с огнем,
Но, войско, тебе не впервые
Прощаться с родным куренем!
Не дрогнув станицы разрушить,
Разрушить станицы и сжечь, -
Нам надо лишь вольные души,
Лишь сердце казачье сберечь!
Еще уцелевшие силы, -
Живых казаков сохранять, -
Не дрогнув родные могилы
С родною землею сравнять.
Не здесь – на станичном погосте,
Под мирною сенью крестов
Лежат драгоценные кости
Погибших в боях казаков;
Не здесь сохранялись святыни,
Святыни хранились вдали:
Пучок ковыля да полыни,
Щепотка казачьей земли.
Все бросить, лишь взять молодаек.
Идем в азиатский пустырь –
За Волгу, за Волгу – на Яик,
И дальше, потом – на Сибирь.
Нет седел, садитесь охлюпкой, -
Дорогою сёдла найдем.
Тебе ли, родная голубка,
Впервые справляться с конем?
Тебе ли, казачка, тебе ли
Душою смущаться в огне?
Качала дитя в колыбели,
Теперь покачай на коне!
За Волгу, за Волгу - к просторам
Почти не открытых земель.
Горами, пустынями, бором,
Сквозь бури, и зной, и метель,
Дойдем, не считая потери,
На третий ли, пятый ли год,
Не будем мы временем мерить
Последний казачий исход.
Дойдем! Семиречье, Трехречье –
Истоки неведомых рек…
Расправя широкие плечи,
Берись за топор дровосек;
За плуг и за косы беритесь, -
Кохайте и ширьте поля;
С молитвой трудитесь, крепитесь, -
Не даром дается земля –
Высокая милость Господня,
Казачий престол Покрова;
Заступник Никола-Угодник
Услышит казачьи слова.
Не даром то время настанет,
Когда, соберясь у реки,
На новом станичном майдане
Опять зашумят казаки.
И мельницы встанут над яром,
И лодки в реке заснуют, -
Не даром дается, не даром,
Привычный станичный уют.
Растите, мужайте, станицы,
Старинною песней звеня;
Веди казаку молодица
Для новых походов коня,
Для новых набегов в пустыне,
В глухой азиатской дали…
О горечь задонской полыни,
Щепотка казачьей земли!
Иль сердце мое раскололось?
Нет – сердце стучит и стучит.
Отчизна, не твой ли я голос
Услышал в парижской ночи?
Однолеток
Подумать только: это мы
Последние, кто знали
И переметные сумы,
И блеск холодной стали
Клинков, и лучших из друзей
Погони и походы,
В боях израненных коней
Нам памятного года
В Крыму, когда на рубеже
Кончалась конница уже.
Подумать только: это мы
В погибельной метели,
Среди тмутараканской тьмы
Случайно уцелели
И в мировом своем плену
До гроба все считаем
Нас породившую страну
Неповторимым раем.
Таверна
Жизнь прошла. И слава Богу!
Уходя теперь во тьму,
В одинокую дорогу
Ничего я не возьму.
Но, конечно, было б лучше,
Если б ты опять со мной
Оказалась бы попутчик
В новой жизни неземной.
Отлетят земные скверны,
Первородные грехи,
И в подоблачной таверне
Я прочту тебе стихи.
* * *
Дети сладко спят, и старики
Так же спят, впадающие в детство.
Где-то, у счастливейшей реки,
Никогда не прекратится малолетство.
Только там, у райских берегов,
Где с концом сливается начало,
Музыка неслыханных стихов,
Лодки голубые у причала;
Плавают воздушные шары,
Отражая розоватый воздух,
И всегда к услугам детворы
Даже днем немеркнущие звезды…
Павел Иванов-Остославский
Граф Алексей Константинович Толстой: «Колокольчики мои, цветики степные… »
Это очень нежное в описании природы стихотворение. Автор явно любуется русской степной природой летом. В этом стихотворении граф Алексей Константинович размышляет о судьбах Святой Руси – России. Он говорит здесь о вековечной традиции восточных славян: жить в единой могучей державе, которую они создавали веками. Ещё начиная с возникновения древнерусской государственности все восточнославянские племена стали жить в единой мощной империи - в Святой Руси. Так было и позднее – во времена существования Московского Царства и во времена Российской Империи. Так было и при Советском Союзе, до возникновения которого автор не дожил (и слава Богу! Ведь не известно, что с ним сделали бы большевики!). «Всех его исполнил вид и любви, и страха. На челе его горит шапка Мономаха»,- это, по-моему, главное место в этом стихотворении, это апогей повествования. Автор явно является защитником монархических и традиционалистских принципов русской государственности. Он видит, как родные братья великоросский, малороссийский и белоросский народы кланяются своему Государю – Самодержцу Всея Руси. Звуки, которые свидетельствуют о пире и о единении и укреплении братских уз между братьями, очень не нравятся немцам, туркам и венграм – исконным врагам и соперникам России на мировой политической арене. Это и понятно. Ведь наши заклятые недруги стремятся во что бы то ни стало разъединить наши братские народы. На какое-то время это им удалось. Но, конечно, ненадолго. Россия ещё выживет без других республик, но вот Украина и Белоруссия – навряд. Наши народы и наши республики могут быть сильными и стабильными только при условии своего полного единства. И недаром, идеолог борьбы США против СССР Бжезинский не раз говорил о том, что главная задача Запада разъединить наши народы, таким образом ослабив их. А ещё лучше: натравить русских, украинцев и белорусов друг на друга. Сделать их друг другу злейшими врагами – и тогда задачи мирового закулисья будут выполнены. Но врагам победы над нами не видать!
Само стихотворение по своим художественно-эстетическим качествам является прекрасным. Граф Алексей Константинович – был большой мастер слова!
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю!
Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек -
Знает бог единый!
Упаду ль на солончак
Умирать от зноя
Или злой киргис-кайсак с бритой головою
Молча свой натянет лук
Лёжа под травою
И меня догонит вдруг
Медною стрелою.
Или влетим в широкий град
Со кремлём престольным.
Слышно улицы гудят
Гулом колокольным
И на площади народ в шумном ожиданье.
Видно с севера идёт
Светлое посланье.
В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами
Едут гости на конях,
Машут булавами.
И Хозяин на крыльцо
Вышел величаво.
Его светлое лицо
Блещет новой славой.
Всех его исполнил вид
И любви, и страха.
На челе его горит шапка Мономаха.
- Хлеб да соль! Да в добрый час,-
Говорит Державный,-
Долго, дети, ждал я вас
В город православный.
И они ему в ответ:
- Наша кровь едина!
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина.
Пуще звон колоколов,
Гусли раздаются.
Гости сели вкруг столов.
Мёд и брага льются.
Этот шум летит на юг
К турке и к венгерцу
И ковшей славянских звук
Немцу не по сердцу.
Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём грустите вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НАТАЛЬИ КИСЛИНСКОЙ
Наталья Кислинская
Краткая биографическая справка.
Кислинская (Ступакова) Наталья Александровна родилась в 1954 году на Сахалине. Отец – старший лейтенант Советской Армии, боевой офицер, служивший в кавалерии, позднее в интендантской службе. Мать – журналист. По материнской линии потомок казанско-чешламских купцов Селивановых. Стихи пишет с детства. Является председателем херсонского литературного клуба «Млечный Путь», лауреатом литературной премии газеты «Моряк», членом жюри Всеукраинской Независимой литературной премии «Арт-Киммерик», членом Международной ассоциации русскоязычных литераторов (херсонским областным вице-председателем), членом Межрегионального союза писателей Украины, членом Конгресса русскоязычных литераторов Украины и Союза писателей Юга и Востока Украины. Член редакционного совета литературного альманаха «Млечный Путь». Автор книги стихов «Дождь на двоих» и многочисленных публикаций в херсонских и всеукраинских изданиях. Является профессиональной художницей, имеющей незаконченное образование по специальности « Классическая живопись». Масляные и акварельные работы Натальи Кислинской широко известны украинским любителям живописи.
Здесь представлены четыре самых блистательных стихотворения херсонской поэтессы Натальи Кислинской. В этих стихах присутствует яркая литературная харизма. Эти стихи пронизаны жаждой любви, острым, горячим ощущением одиночества, ненужности, забытости. Наталья апеллирует к потаённым струнам души. В стихах чувствуется утончённость. Мастерские художественно-эстетические эффекты, присутствующие в этих небольших поэтических полотнах, заставляют читателя вместе с лирической героиней чувствовать щемящее чувство любви. Наталья Александровна – это народный самородок. Её поэзии практически не присущи литературность и академизм. Этим стихам присуща «гранитность», то есть, органическое сочетание жесткой формы и воздушного, как небесный огонь, содержания. Интересно, что поэтические и живописные мотивы творчества Натальи Кислинской часто пересекаются. Женственность и наивность, мечтательность и любование природой, светлая печаль и острая ностальгия по прошлому – вот качества, которые присущи и стихам и картинам данного автора в равной степени. Стихи написаны на едином, мощном энергетическом порыве. Эмоциональный импульс, находящийся в них, заставляет читателя проникнутся исповедальностью и сокровенностью переживаний лирического «альтер-эго» Натальи Александровны. Эти стихи написаны под явным влиянием символоромантизма – литературного течения, которое возникло и сформировалось в русской поэзии на рубеже XX и XXI веков. Я бы эти стихи назвал в прямом смысле слова «гениальными». Как здорово, что со смертью выдающихся мастеров «Серебряного Века» русской поэзии их дело не умерло. Есть такие авторы, как Наталья Кислинская, которые являются прямыми продолжателями дела Александра Блока и Марины Цветаевой.
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Длится наше испытанье –
так из века в век...
Ты мечта и наказанье,
милый человек!
Не хочу терять то чудо,
что в глазах твоих.
Ночь, в которой я не буду,
перельётся в стих...
И подхватит звёздный ветер
наши имена,
Разольётся в лунном свете
песня–тишина.
Вышьет ночь судьбу на пяльцах –
так из века в век.
Мы – два пленника–скитальца,
горький человек.
* * *
Всё разлуки, разлуки… и, кажется, нет им конца…
Как давно, мой любимый, к тебе не склоняла лица,
Не пила из ладоней твоих родниковой воды,
У огня не сидела до первой погасшей звезды.
По обочине лета с тобой не брела не спеша,
Позабыв о земном, не парила в пространстве душа.
Как давно, как давно…я не помню совсем ничего –
Ни дождя, ни рассвета, не помню тебя самого…
Коридоры веков, лабиринты из прожитых лет…
Ни тебя, ни меня в этой загнанной памяти нет.
* * *
Есть тайна у старого дома и сада,
У этой калитки, обвитой плющом.
И шепчутся листья: «Не надо, не надо,
Не надо расспрашивать нас ни о чём».
Там, в лунном пространстве, две легкие тени
Скользят, чью–то память тоской вороша.
Замшелые тянутся к дому ступени,
Парит, замирая от счастья, душа.
Там таинство грусти шагов отдалённых
Застыло в прозрачной ночной тишине,
И нежность двоих безымянных влюблённых
Звездой отразилась в забытом окне.
* * *
Лунные мили и километры,
Память светла.
В таинстве ночи, в шёпоте ветра –
Всплески весла.
В давнем былом и в настоящем –
Видится мне, –
В звёздной гондоле, морем скользящей,–
Мы, как во сне.
Лунный песок, лунная пена,
Лунный прибой…
Не было слаще этого плена,
Где мы с тобой…
ДВУХ СЕРДЕЦ СВЯЩЕННАЯ СТРАНА
Александра Барболина
Краткая биографическая справка.
Барболина (Капран) Александра Сергеевна. Родилась в Суммах в 1966 году. В 1978 году с семьёй переехала в Херсон. Отец – офицер советского военно-морского флота, капитан третьего ранга. Закончила с отличием физико-математический факультет Херсонского педагогического института. Преподаёт математику в высшем училище физической культуры. Является заместителем председателя жюри Всеукраинской Независимой литературной премии «Арт-Киммерик», а также членом Межрегионального союза писателей Украины, Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины. Член редакционного совета литературного альманаха «Млечный Путь». Является обладателем почётного диплома для членов жюри премии «Арт-Киммерик» в номинации «Лучший мастер-класс». Является автором сборника стихов «Любовь, как божья благодать». Публиковалась в херсонской областной и всеукраинской прессе.
Творчество Александры Барболиной – это в первую очередь камерная поэзия. Этим стихам присущ высокий уровень литературности, интеллигентности, окультуренности. У неё явно присутствует школа. Училась писать стихи Александра Сергеевна на классических образцах. В первую очередь ей близка Анна Ахматова. В стихах присутствует острое чувство вины, самоотречение, мученичество. В этом, очевидно, сказывается определённое влияние символоромантизма (правого символизма). Александра Барболина – это автор одной темы – темы любви и всего, что связано с этим прекрасным и всеохватным чувством. 99 процентов её стихотворений написаны именно об этом. Александра является сторонницей «чистого искусства», лишенного тем, связанных с грязной политикой, низкой сатирой и трагедией воины и насилия. В некоторых стихах звучат религиозные мотивы. Приглушённые нотки сокровенных религиозных переживаний, лирическая героиня Александры прячет за символами-образами, выдающими влюблённость и восторженность женской души. Когда читаешь стихи данного автора, невольно наворачиваются на глаза всеочищающие слёзы катарсиса – духовного и нравственного очищения искусством. Александра Сергеевна одна из самых признанных поэтесс Херсона. Практически невозможно найти литературный журнал в нашей Новороссии, где бы не было её стихов. Её вклад в русскую культуру Украины значителен. И вклад этот в первую очередь предопределён её литературным талантом и мастерством.
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Что же я живу, как будто плачу?
Страх нацелен в сердце, словно нож.
Ни в какое чудо, ни в удачу
Веры в моих мыслях не найдёшь.
Ожидаю ночи, как подвоха,
Завтрашнего утра – как суда.
И привычным стало слово «плохо»,
И безвкусной кажется еда.
На какой из промелькнувших станций
И в какой из миновавших дней
Мои чувства, словно оборванцы,
Распрощались с прелестью своей?
Отчего без смысла и без цели
Длится это серое житьё?
Нежели, Боже, неужели
Это наказание твоё?
* * *
Чертит знак бесконечности ветер.
На лице бесприютности грим.
Ведь в какой-то обыденный вечер
Ты однажды забыл, что любим.
И, немыслимо яркий когда-то,
Стал таким прозаическим свет.
Был ли кто без вины виноватым?
Без вины наказания нет.
Гололёд
Когда зима достигла апогея,
Когда кругом был только голый лёд,
Шёл, о своёй бескрылости жалея,
Ступая робко, жалкий пешеход.
И, Бог свидетель, он казался жалким
Не потому, что падал и вставал,
А потому, что в дней обычных свалке
Лишь в гололёд о крыльях вспоминал.
* * *
Как мы порой глупы и слепы.
Всё спорим, спорим о пустом…
И с нашей жизни жалкий слепок
За жизнь надменно выдаём.
Звучит молитва покаянно.
Её обрубит новый грех.
И в данных Богу обещаньях –
Лишь торг за будущий успех.
* * *
За окном ноябрьский гаснет вечер.
Опустили сумерки вуаль.
Хризантем божественные свечи.
Несказанно светлая печаль.
Не разгадан смысл существованья,
Но звучит гитарная струна…
И в стихах, как прежде, без названья,
Двух сердец священная страна.
* * *
Вновь моя уставшая дорога
Возле церкви тихой пролегла.
Редко вспоминавшая о Боге,
Я забыла, что душа – светла.
И под небом, выцветшим от солнца,
На краю большого пустыря,
Этой церкви крошечной оконца,
Как слепцу – приход поводыря.
Но опять, шагов не замедляя,
Я пройду намеченным путём,
Ничего о вечности не зная,
Грешная, наивная, земная,
Мысли о расплате оставляя –
По привычке старой – на потом.
* * *
Нет преград мечте на белом свете,
Кроме нами созданных оков.
Мы порой талантливы, как дети,
А порой – бессильней стариков.
В нас почти уверенность во взлёте
Спорит с невозможностью летать.
Вечная борьба души и плоти.
И любовь, как Божья благодать.
* * *
Когда горит перед иконой
Тобой зажжённая свеча
И музыкой, давно знакомой,
Молитвы трепетно звучат,
Когда слезы блаженной влагой
Вновь исцеляется душа,
Великим, вечным, высшим благом
Приходит мудрость не спеша…
И понимаешь, как в награду
За боль тревогой сжатых дней,
Что ничего тебе не надо
Без веры и любви твоей.
Людмила Самусёнок, канд. филологических наук, доцент ХГУ.
Специально для сайта «Древо Поэзии».
«Без культа нет культуры» - интервью с поэтом Павлом Ивановым-Остославским.
Здравствуйте, Павел Игоревич!
Здравствуйте, Людмила! Доброго времени суток, уважаемые читатели сайта «Древо Поэзии»!
Скоро 9 мая – праздник великой Победы в Великой войне. Я хочу поздравить всех интернет-пользователей с этим славным днём! Сколько скорби и слёз, сколько страданий и потерь было у нашего народа за время этой войны. Но пришла победа: долгожданная, выстраданная, святая! Нельзя без слёз думать об этом! Скажите, Павел Игоревич, а ведь в Вашей семье было много мужчин, участвовавших в Великой Отечественной войне?
Да, разумеется. Мой отец, оба моих родных деда и несколько двоюродных приняли участие в той войне, были ранены, награждены. Они участвовали в этой трагедии вселенского масштаба, имея разные воинские звания, от рядового до генерал-майора, но все они с самых первых дней войны верили в победу русского оружия.
У Вас есть и стихи, посвящённые той войне?
Да, есть. Вот одно, например.
Артиллеристы
Танки - наши мишени.
Степь черна от брони.
В недорытой траншее
Мы е сержантом одни.
И орудие наше
На пшеничной меже
Бес снарядов, и даже
Без затвора уже.
Среди тел и пожарищ
В смерть войдём мы, как в бой,
Но пока что, товарищ,
Мы живые с тобой.
И сержант виновато
Мне сказал:"Старшина,
Дай-ка, братец, гранату,
Смерть, как жизнь, ведь - одна"...
……………………………………….
……………………………………….
Пламя жаркое люто
Жгло жнивьё средь равнин,
В миг, когда абсолютно
Я остался один...
23.01.2006.
Это перевод из Николая Братана.
Красиво! Но, я думаю, что поздравить Вас можно не только с 68-й годовщиной Победы, но и с присвоением Вам высокого звания «Заслуженный деятель искусств МАРЛ»?
Да, вероятно можно.
Как состоялось награждение? Вас ведь пожаловали не только за прекрасные стихи, но и за литературно-организационную деятельность?
Всё верно. Так и было. Наградил меня Вадим Анатольевич Булатов (Кисляк) – президент Международной ассоциации русскоязычных литераторов, который был избран на эту должность пожизненно. Он приглашал меня приехать в Воронеж, но я по семейным обстоятельствам не смог этого сделать. Поэтому Вадим Анатольевич приехал сам. Он любит путешествовать, тем более, что Украина не является для него чужой. Мы не стали звать на церемонию награждения много людей: боялись провокаций со стороны бандеровцев, но журналисты-представители СМИ, конечно, были. Присутствовали: мой заместитель, члены совета и рядовые члены Херсонского филиала МАРЛ. Вадим Анатольевич наградил некоторых из присутствующих благодарственными грамотами и ценными призами.
Херсонская областная организация МАРЛ добилась в деле пропаганды русской культуры и литературы на Украине значительных успехов. Наша организация является третьей по численности после Киевской и Воронежской. Мы даже опередили Москву!
И сколько у Вас членов, если не секрет?
Совершенно не секрет: 96. Мы постоянно проводим литературные вечера, на которых читаем не только свои стихи, но и произведения великих русских поэтов прошлого. В деятельность Херсонской организации втянуто много людей. Благо, что семена нашей деятельности падают на благодатную почву: в Херсоне почти все жители являются русскими или русскоговорящими людьми, много интеллигенции.
Я знаю, что для российского читателя, может быть, жизнь русских на Украине не очень интересна. Россияне заняты своими заботами. Но Вы всё-таки расскажите о деятельности Вашей организации МАРЛ по спасению русского языка на Украине.
Для русских людей, живущих на Украине, это очень важный вопрос: как сохранить свой язык, свою культуру и национальную самоидентификацию. Международная ассоциация русскоязычных литераторов – это организация во многом русская национальная, имеющая явный традиционалистский и монархический уклон. Мы боремся здесь с галицкими нацистами, которых поддерживает США. Не знаю, насколько уместно на сайте «Древо Поэзии» поднимать политические вопросы, но для нас это важно. Мы боремся за Единую и Неделимую Россию в её исторических границах. Многие наши авторы пишут русские патриотические и монархические стихи и статьи. На Украине, к моему глубочайшему сожалению, 9 мая устраиваются шествия бывших ветеранов УПА и СС – организаций, которые были Нюрнбергским трибуналом признаны преступными. Бывшие солдаты из дивизии СС «Галичина», карательного шуцман-отряда «Нахтигаль» и сапёрно-строительного батальона «Роланд» снова чувствуют себя героями. А в 2012 году во Львове побили ветеранов Великой Отечественной войны. Наших отцов и дедов, которые не жалели сил, здоровья и самой жизни, чтобы защитить нас от фашизма, теперь нагло бьют! Так и хочется спросить тех, кто это делает: «На кого руку подняли, гады фашистские?!» На стариков!!!
Иногда бывает до слёз обидно за наших стариков-ветеранов!..
Скажите, а кто является действительным членом МАРЛ из известных людей Херсонщины?
Есть такие. Это графиня, член Российского Дворянского Собрания Александра Николаевна Доррер (Рагозина), Наталья Кислинская, Александра Барболина, Юрий Несин и некоторые другие достойные литераторы.
Скажите, а в чём специфика МАРЛ. Чем этот союз писателей отличается от других?
Ну, это не совсем союз писателей. В МАРЛ на правах действительных членов входят не только писатели, но и издатели и крупные литературные меценаты. Членами-корреспондентами могут быть распространители литературы и простые любители изящной словесности. Всю эту систему возглавляет, как я уже отметил, Вадим Анатольевич Булатов (Кисляк). Это очень хороший литератор, а кроме того, просто блистательный литературный топ-менеджер. Благодаря отличному подбору кадров и огромной энергии ему удалось создать многотысячную по численности организацию, которая имеет свои филиалы во всех частях света. Самый заслуженный человек в нашей организации – это, конечно, он. И по праву!
Вы человек и в реале и в интернете довольно известный, у Вас много лауреатств самых разнообразных премий и литконкурсов, Вы почётный член МАРЛ. Недавно Вы стали заслуженным деятелем искусств МАРЛ. Это очень высокое звание, сравнимое с аналогичным на Украине или в Российской Федерации! Пожалуй, можно уже говорить о том, что сформировался своеобразный культ личности Павла Иванова-Остославского. Вы согласны с этим мнением?
Нет, конечно! Я же не Сталин, чтобы создавать вокруг себя культ. Хотя, без культа, честно говоря, нет культуры. Если бы в нашей стране не был так почитаем и уважаем Александр Сергеевич Пушкин, был бы он частью нашей культуры, нашего менталитета, нашей жизни, наконец? Конечно, нет. Ну, а вообще, это естественно, что хороших поэтов уважают и чествуют. Например, Константин Симонов или Евгений Евтушенко очень известные и уважаемые люди. Кавалеры орденов и лауреаты премий. И ведь они этого достойны!
Мне больше бы хотелось, чтобы в обществе сформировался не столько культ моей или любой другой литературной личности, сколько культ тех нравственных и эстетических ценностей, которые исповедует моё творчество. Если благодаря моим стихам люди станут тоньше разбираться в поэзии, если они начнут больше любить своё Отечество, если они станут трепетнее и благороднее относиться друг к другу, то тогда цель моего творчества будет достигнута. И большего мне не надо будет. А все видимые и осязаемые награды – это не более, чем приятные и красивые побрякушки… Пусть процветает и богатеет моя духовная и историческая Родина – Россия. А всё остальное приложится.
А как украинские власти смотрят на вашу явно русскую политическую ориентацию? Не обещали Вас как-нибудь наказать?
Нет, пока не обещали. Надеюсь, до этого не дойдёт. Разделить судьбу Николая Гумилёва или Максимилиана Волошина, конечно, почётно, но лучше обойтись без этого…
Расскажите, пожалуйста, о Вашей прозе и публицистике.
Прозы у меня не много. Всего десяток рассказов и одна повесть. Называется «Четыре ангела». Она посвящена судьбе белого офицера, князя Трубецкого, который попал в кровавый водоворот гражданской войны и которому чудом удалось остаться в живых. Ну, а публицистика у меня, в основном, историческая. Но есть, вообще говоря, разная.
В Вашем творчестве, Павел Игоревич, отведено огромное место защите исторической памяти. Вы много пишите о дворянстве, дворянском мироощущении, быте, укладе и менталитете. Вы считаете, что в наше время эти вопросы актуальны?
Да, конечно! Советская власть сделала очень многое, чтобы стереть из людской памяти всё прошлое, что было до неё. Большевики извратили историю, а ведь в ней было много прекрасных, героических и благородных поступков и идей. Русский народ, и выгнал монголо-татар со своей земли, и создал великую мощную державу во времена Ивана Калиты, Ивана Третьего, Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины Второй. И, заметьте, всё это было совершенно без участия коммунистов. Их тогда и в помине не было. Наше прошлое комиссарами было бессовестно оболгано.
Ну, Вы к этому вопросу относитесь личностно. Ведь Ваши предки были дворянами, белыми офицерами, чиновниками.
Да, были. И тем больнее и прискорбнее смотреть мне на поругание большевиками святынь русского народа, которые составляли основу нашей духовности веками.
А какие у Вас самые любимые стихи? Я имею ввиду, сочинённые Вами же.
Например вот эти:
В бою кровавом сломан мой эсток,
Я окружён врагом со всех сторон -
Моей безумной жизни вышел срок,
Увы, коротким оказался он.
Своих врагов я ни боюсь не чуть,
Смерть для меня ничтожнейший пустяк.-
Пусть недруги мою отметят грудь,
Хоть тысячью своих подлейших шпаг.
Что мне борьба - я дьявольски устал,
Мне безразличны долг, отвага, месть:
Я пренебрег началом всех начал,
Я позабыл про родовую честь!
Я соучастник авантюрных дел:
Дуэлей, кутежей, побоищ, драк,
Я совершал ужасный беспредел,
Быв главарём разбойничьих ватаг.
Не раз клинок я обнажал за трон,
В бою был безрассуден и жесток,
Так что и люди будущих времён
Едва ль забудут грозный мой эсток.
Отмечен разным мой кровавый путь:
Я мятежей участник, и не зря
Соперников хотел я оттолкнуть,
Чтоб самому влиять на короля.
Меж нами шла упорная борьба.
Коварством часто разрешал я спор
И древний щит фамильного герба
Не раз мог треснуть, не снеся позор.
Но всё, же не всегда таким я был,
Ведь и любовь жила в душе моей.
Когда-то в детстве нежно я любил,
Я всех людей любил, любил людей…
Во цвете нежных отроческих дней
Был ни солдат я, а творец, поэт,
Я благородство воспевал Вандей,
Которых ненавидел целый свет.
Я упивался благодатью муз,
Я укреплял всегда, как только мог,
С посланницами бога свой союз,
Пока не вышел срок, не вышел срок…
Но вышел срок: в стране переворот -
Разбит в осколки королевский трон
И мой несчастный, обедневший род
Был тут же новой властью истреблён.
Увы, из рода ни одна семья
Не выжила, но я лишь выжить смог.
Смерть, голод и войну изведал я,
И ненавистью горькой я истёк.
Я взял фамильный дедовский клинок
И дом покинул. Ненависть свою
Уже тогда я обуздать не мог,
И я её растрачивал в бою.
Я разрушал деревни, города,
Мои бойцы рекою лили кровь.
С тех пор не вспоминал я никогда,
Ни дом, ни муз, ни детскую любовь,
Я полюбил войну, привык к войне,
И, хоть был всё же восстановлен трон,
Считал я, что король никто: в стране
Установился только мой закон.
Я жил, как герцог, как владетель жил.
Чего ни делал только я - бог весть,
Но я забыл, о главном я забыл,
Что у меня есть родовая честь.
Но вот возмездье - есть на свете Бог:
Для глаз моих Господин свет померк,
Я в западне, изломан мой эсток,
И в грудь мне смотрит вражеский фламберг.
Насквозь вошёл извилистый клинок.
Остановилась жизни круговерть.
Меня неслышно призывает Бог,
Даруя мне спасительную смерть…
Натали Ахундовой
Твой образ жизни мне весьма знаком.
И у меня от боли в горле ком,
И я живу в страданье и в тоске
По чести, вере, дружеской руке,
И мне невыносимо тяжело
Идти войной на человечье зло,
И, подлецов не побеждая рать,
От боли и бессилья умирать...
Я отношений чистый идеал
Из давних лет совсем другой впитал,
Не тот, что ныне "мировой торгаш"
Нам навязал, впадая в наглый раж,
А тот, что, как божественный завет,
От предков взял тому ни мало лет.
О благородстве, славе и любви
В моём саду мне пели соловьи,
Но сад сожжён и соловьёв уж нет,
И чёрным стал когда-то белый свет...
Я отказался от своей природы,
И впредь не homo sapiens - теперь
Я существо неведомой породы -
Доселе неоткрытый, странный зверь.
Я от людей ушёл в глухие дебри -
В леса, в тайгу, в непроходимость чащ,
Туда, где обитают злые вепри,
Где волчий вой до смерти леденящ.
Людей презрел я, в них увидя злое,
Хоть сам был человеком я - но вот,
Стал зверем - так пускай лесная хвоя
Меня от них навеки сбережет.
И я живу в лесу: звероподобен,
Клыкаст, горбат, с рогатой головой
И рык мой громогласен и утробен,
Как у чудовищ эры Мезозой.
Пусть в облике живу я монстра злого
И пусть мой вид вперёд на сотни дней
Отпугивает от меня такого
Моих давнишних родичей - людей.
Но облик мой, свирепый и кошмарный,
Утрачиваться будет и придет
Ему на смену светло-лучезарный
Один лишь раз в году: под Новый год.
И совершится в дебрях наважденье,
Там будет бал предвечной красоты:
Заблещут чудно дикие растенья,
Дурманящие травы и цветы.
И древни свои покинув схроны,
В сообществе волков, оленей, лис
Ко мне на бал вдруг явятся Грифоны
И с ними светозарный Василиск.
Они возьмут серебряную лиру,
И дрогнет струн певучих череда
И, слушая, возрадуюсь я миру
Так, как пожалуй больше никогда.
Родила мне женушка,
Как сама, точ-в-точ,
Маленькое Солнышко-
Александру-дочь.
Хоть и к маме ближе
По чертам лица,
Норовом, предвижу,
Дочь пойдет в отца.
Смотрит дочь часами
На портрет, где в ряд
Бравые, с усами
Прадеды стоят.
От хандры и стрессов
Средства лучше нет,
Чем краса эфесов,
Шпор и эполет.
Но от мамы, все же,
Дочь возьмет сполна:
Нежной будет тоже,
Тонкой, как она.
Дочку мать прилежно
Выучит всему -
Много знать полезно
Женскому уму.
Зная мира тайны,
Страсти и грехи,
Будет ни случайно
Сочинять стихи. 02.-03.09.2006.
У Вас в самом деле есть дочь?
Давайте, Людмила, это останется моим маленьким секретом. Художника должна окружать некоторая таинственность. Разве не так?
Я с Вами согласна.
Что Вы хотели бы на прощанье пожелать посетителям литературного сайта «Древо Поэзии»?
Будьте здоровы и счастливы! А ещё любите читать хорошие стихи и хорошую прозу. Это Вам поможет в жизни. Бывают случаи, когда мудрая книга становится самым лучшим другом.
Всё верно.
03.05.2013. Херсон.
|