«Два чувства дивно близких нам… » Александра Сергеевича Пушкина.
Данное стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным – отцом всех русских поэтов за последние 200 лет. Поэт пишет о чувстве любви к прошлому, к могилам отцов и дедов, о памяти. В этом он абсолютно прав. Человека человеком действительно делают некоторые вещи – некоторые мысли и поступки. К их числу относятся благоговейное отношение к предкам, сбережение памяти о них. Недаром, образованные круги России времён Пушкина ради того, чтобы сохранить память о предках, создавали «Бархатные книги», разного рода гербовники, в которые вносилась информация о давно умерших предках дворянина.
Некоторые читатели чудесного сайта «Древо Поэзии» могут сказать мне: наши предки не были князьями и графами, они были из простых, так зачем же надо так уж бережно хранить о них память? На такой вопрос отвечу следующее: беречь надо память о любых предках (за исключением, может быть, законченных уголовников и проходимцев). У меня был когда-то один клиент, который нанял меня для работы в Государственном Архиве Херсонской Области. Он не пожалел больших для себя денег, чтобы только найти хоть какие-то крупицы информации о предках. А предки его были крепостными у господ Лопухиных – у тех самых, которые с царями в родстве (Евдокия Фёдоровна Лопухина была одной из жён Петра Великого). Это был исключительно интеллигентный и мягкий человек, и он искренне очень хотел найти Ревизские Сказки, где были бы упомянуты его предки. Возникает вопрос: зачем же это ему было надо? Крепостные крестьяне – это ведь не аристократы - зачем свято лелеять память о них? Надо! Хочется интеллигентному человеку знать свой род, своё генеалогическое древо. Оно его греет. Оно даёт ему силы жить. Такое отношение к своей родословной – это признак высокой культуры. Я представляю, что мой клиент чувствовал, когда я ему прислал эти Ревизские Сказки. Он, наверное, сидел за компьютером с мечтательной рассеянной улыбкой… Ему мерещились его предки – простые крестьяне. Он представлял их, наверное, в каком-то идеальном, почти сказочном виде. Он вёл с ними внутренний диалог, хотя он никогда и не видел их. Этот человек наладил с ними незримую духовную связь. Вошёл с ними в психологический контакт. Стал одним из них. Вот после этого и не верь в вечное существование после смерти. Возможно, его предки, умерев, переселились в лучший мир, а этот человек каким-то наитием, который есть только у провидцев и поэтов, почувствовал их присутствие, ощутил своей душой души этих давно умерших, незнакомых ему, но таких дорогих его сердцу людей. Вот он – закон величия человека в действии! Вот, что делает нас достойными своих предков! У гениального поэта, конечно, чувство единения со своими предками было куда больше развито, чем у нас с вами. Это объясняется тем, что пращуры Александра Сергеевича принадлежали к высшей русской аристократии и к правящему дому Рюриковичей. Среди его предков были Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский и другие блистательные и великие правители Киево-Новгородской Руси - России. Ему было, кем гордиться. Однако, даже самый рядовой крестьянин заслуживает уважения, если трудится честно и упорно. Хороший землепашец стоит в сто раз больше, чем бездарный министр! В этом я глубоко убеждён!
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Два чувства дивно близких нам –
В них сердце обретает пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Закон величия его.
«Девушка пела в церковном хоре… » Александра Блока.
Данное стихотворение является одним из самых красивейших из вышедших из-под пера гениального русского поэта Александра Блока. Поэт изображает юную и прекрасную девушку, которая поёт в церковном хоре на клиросе. Она в белом платье, стоящая в золотом солнечном луче, такая стройная и изящная… Она кажется ангелом… Эта девушка – символ чистоты и невинности. В эту девушку хочется влюбиться, как в «Незнакомку»… Уж о ней-то точно не скажешь, что, та девушка хорошо знает себе цену, которая часто её называет… Она не такая. Но есть и кто-то ещё более безгрешный, чем она. Это младенец, лежащий в колыбели и принесённый в церковь на литургию своей материю. Её платье «поёт» в луче света… Девушка вся светится, и, кажется, что это сам Бог направил на неё луч своего сеяния, чтобы отметить избранную…Её голос звучит чисто и проникновенно. Люди начинают верить в то, что всё будет хорошо. В то, что все ушедшие обрели в тех далёких краях, где они сейчас находятся, вечный мир и покой. Но только грудной ребёнок, лежащий в люльке, знает, «что никто не придёт назад… ». Поэт использует мистическую коллизию в сюжете этого стихотворения. Откуда ребёнок знает, что никто не вернётся? Ему нашептал это сокровенное сакральное знание сам Всевышний? Так оно и есть, ведь дитя святое и безгрешное создание, напрочь пока лишено пороков… Таких людей Бог всегда выбирает, чтобы сделать их вестниками своей воли… Царские Врата здесь – это символ причастности маленького человека к Богу.
Данное стихотворение написано мастерски, как и все стихи Александра Александровича Блока. Очень красиво!
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
|