Мой сайт
Суббота, 23.11.2024, 06:47
Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Неоконченная диссертация Самусёнок Л.А. 1

Самусёнок Людмила Фёдоровна. Творчество П. И. Иванова-Остославского: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Херсон, 2001, c. 


Министерство образования и культуры Украины

Херсонский государственный университет

Кафедра истории мировой литературы и культуры



Самусёнок Людмила Фёдоровна




Творчество П.И. Иванова-Остославского








Диссертация




на соискание учёной степени кандидата филологических наук







Специальность 10.01.01 – украинская литература



Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Ильинская Н. И.










Херсон – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Теоретическая ценность и практическая значимость
Обзор литературы
Цели и задачи
Объект и предмет
Методы исследования
На каком конкретном материале выполнена работа
Перечень и обоснование структурных элементов работы
Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
I.1.Б Жизнеописание
I.2 Периодизация творчества
I.3 Творческий метод
Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики
Суперсегментные единицы языка
Морфемика, флексии
II.1.2 На уровне лексики
Слова по происхождению
Пассивный-активный запас
II.1.3 На уровне словообразования
II.1.4 На уровне фразеологии
II.1.5 На уровне морфологии
Частиречная классификация
Лексико-грамматические разряды
II.1.6 На уровне синтаксиса
II.2 Литературоведческий анализ
II.2.1 Строфика
II.2.2 Рифмика и метрика
II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
II.2.4 Проблематика
II.2.5 Выразительно-изобразительные средства
II.2.6 Стилистика, этика, эстетика (поэтика)
II.3 Философские взгляды и мировоззренческая картина мира
Соотношение традиционности и новаторства
Степень литературности
Связь с рыцарской поэзией
Связи с поэзией «Серебряного» и «Золотого» века
Параллели с европейской и мировой философией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ
В наше время — в десятые-двадцатые годы XXI века — в украинской литературе господствуют авангардистские и пост-авангардистские веяния. На гребень литературной волны взбираются авторы, напрочь отрицающие классические литературные каноны, проповедывающие в искусстве эпатаж, грубость, пошлость, нигилизм, сексуальную распущенность, нравственную всеядность, галицкий ультранационализм. Творчество посредственных, но рьяных и неутомимых в отстаивании своего эго «поэтов», получает громкое социальное звучание. На всевозможных литературных конкурсах, в которых сейчас нет недостатка на Украине, подобные авторы завоёвывают высокие места. Их стихи публикуются в газетах и журналах в нашей стране, а также, даже, в России, в таких некогда авторитетных журналах, как «Новый Мир» и «Звезда». Литературная бездарщина и серость торжествуют. Учитывая создавшееся положение в украинской литературе, каждый по-настоящему достойный автор должен представлять для отечественного литературоведения двойную, а, возможно, и тройную ценность. Творчество Павла Иванова-Остославского бесспорно принадлежит к числу ярких и масштабных явлений современного литературного процесса на Украине. Он считатется основоположником символоромантизма – нового традиционалистского течения в современной поэзии. Его авторству принадлежит немало блестящих стихотворений, поражающих читателя своей эмоциональной и философской глубиной, благородством чувств и суждений. Творчество Павла Иванова-Остославского проникнуто апологетикой великорусскости и монархизма, традиционалистических представлений об устройстве человеческого мира, эстетикой аристократизма, мужественности, подвижничества. Современное общество, по нашему глубокому убеждению, устало от новомодных литературных изысков, заполонивших страницы украинских книг и журналов. Оно жаждет возвращения к чистым родникам духовности и здорового литературного вкуса, которыми некогда так славилась отечественная литература. Творчество Павла Иванова-Остославского безусловно соответствует чаяниям и потребностям интеллигентного и образованного украинского читателя. Его творчество стало масштабным явлением литературной жизни, оно повлияло на умы и сердца людей, оно стало выразителем взглядов определённой части общества (потомственной интеллигенции), оно имеет художественно-эстетическую ценность большую, чем творчество подавляющего большинства современных общепризнанных авторов, поэтому его следует изучать как литературный, идейно-философский и социальный феномен. Творчество Павла Иванова-Остославского никогда ранее не было объектом научного изучения (если не считать нескольких литературно-критических статей [21] [22] [23] [24] [25] [26]). Данная диссертация восполняет этот пробел. Научное изучение художественного наследия данного автора является актуальной, более того,- насущной потребностью украинского литературоведения. Благодаря научному осмыслению его творчества, для общественности станут очевиднее те новые художественно-эстетические горизонты, которые открывает перед читающими людьми творчество Павла Иванова-Остославского. Подробное и вдумчивое изучение творчества поэта даст возможность современному литературоведенью определить вклад Павла Иванова-Остославского в копилку художественности и духовности современной украинской литературы, осмыслить поэзию автора в контексте развития отечественного искусства на рубеже XX – XXI веков. 
Тот факт, что диссертация написана по специальности «украинская литература», говорит только о формально-географической принадлежности автора. Павел Иванов-Остославский живёт на Украине, все свои стихи и рассказы он написал, находясь на территории Украины, однако идейно его творчество – шире. Оно выражает идеалы великорусскости и поддерживает идею имперского единения Украины и России.
Теоретическая ценность данной диссертации заключается в том, что она позволит изучить, осмыслить и ввести в научный обиход творчество Павла Иванова-Остославского – автора, внёсшего в отечественную литературу свой неоспоримый вклад. Практическая значимость состоит в том, что данное сочинение станет фундаментом для создания ВУЗовского спецкурса по творчеству поэта, а также серии уроков, предназначенных для преподавания в школе.
В течение своей творческой жизни Павел Иванов-Остославский широко публиковался как в персональных сборниках, так и в художественной периодике. Его поэзия вошла в персональные сборники: «Святилище огня», «Ты и Я», Избранные произведения; в коллективные сборники и журналы: Избранные произведения (в соавторстве с Натальей Кислинской), «Млечный Путь», «Эллинг», «Степь», «Московский вестник», «Русское Просвещение», «Отражение», «Вестник МАРЛ», «Стол» и др. Его стихи публиковались в газетах: «Кафедра» «Колокол» (Дзвін) и др. Стихи и проза данного автора широко представлены в интернете на сайтах: Стихи.ру, Проза.ру, Литзона, Арткавун, ostoslavskij.ucoz.ru, Белый Стан, Гоголь.ру, Графоманов.нет, obchelit.com, ostoslavskij.narod.ru, chitalnya.ru, storinka-m.kiev.ua, goroduman.com, womantalks.ru, Литературная гостиная (cls.ks.ua), kherson.mobi, chicago.ru, golos-epohi.ru, citaty.info, arifis.ru, wap.poezia.forum24.ru, belrussia.ru, rtkorr.com, stihihit.ucoz.ru, superart.0pk.ru, doneck.zbord.ru, stihophone.ru, tavrida.in.ua, rusidea.org, community.livejournal.com, resheto.ru, rus.ridna-ukraina.com.ua, lito1.ru, sunhome.ru, uaportal.com, ivanov-ostoslavskij.myjulia.ru, artbull.ru, algemos.narod.ru, liferoom.net, zov-kosmosa.tk, rifmer.com, ilytik.ucoz.ru, putnik.org, monarchy.ucoz.net, termitnik.ru, rekordnyjpisatel.tk, ikazankova.userforum.ru, madikin2008.narod.ru, blog.imhonet.ru, olshanski.0pk.ru, artist.rv.ua, world.lib.ru, ostoslavskij.hiblogger.net, rigayavolchica.webtalk.ru, sv.5bb.ru, poets.com.ua, litkonkurs.com, petr-vrangel.narod.ru, ap.mybb.ru, nazavalinke.4bb.ru, mpleer.ru (здесь представлены и песни на стихи автора), iskusstvo.mybb.ru, litra.spybb.ru, mir.io, artqiwi.mybb.ru, anadyr.org, sitecity.ru, medvedev-da.ru, forum-history.ru, litclub.us, frejman.4bb.ru, olegyankovskymemory.spybb.ru, ruriksforum.4bb.ru, liliya.mybb.ru, mosk-hav-hav.ucoz.ru, best-ukraine.com.ua, liveinternet.ru, art.build2.ru, angelada.ucoz.ru, svistok.ru, whiterav.9bb.ru, l-amour.ru, aleksandrabarbolina.narod.ru, theatreonpodol.topbb.ru, topavtor.com, nlo.gr, wrldlib.ru, daoden.ru, poezia.ru, gazeta-slovo.ru, Soldati-Russian.ru, neteratura.ru, bestwomanworld.ru, litclub.net, playcast.ru, thaicat.ru, novgorod.ru, rys-arhipelag.ucoz.ru, sampisatel.ru, elena-sem.livejournal.com, lib.kherson.ua, poetryclub.com.ua, war-game.org, litputnik.ru, art2.artefakt.ru, neizvestniy-geniy.ru, shantara.ru, litkonkurs.rzn.ru, poeticvrn.ru, bloodyhawks.ru, chitalnya.com, volgoforum.ru, vgd.ru Публицистика и история представлена на сайтах: your-logo.ru, anarhia.name, chssh.ucoz.ru, war-game.org, esserecordsru.beon.ru, seshat-k.livejournal.com, uznayfamiliu.tk, oppozicia.com, sotnia.com, auction.vnut.net, nikanorakulinin.narod.ru, forum.dkr.com.ua, respublikanovorossia.narod.ru, sotnia.ru, newzz.in.ua, radosvet.net, forum.segodnya.ua, club.desantura.ru, 911.lg.ua (Северодонецкие форумы), putivl.com.ua, storyo.net, ruscrimea.org, neckovich2008.narod.ru, mp40.net, forum.0day.kiev.ua, predok.moy.su, soldat.ru, consumer.ubte.net, politforum., ostoslavskij.narod.ru, forum.2000.net.ua Подробные автобиографические статьи, посвящённые автору, представлены на сайтах: Википедия, Арткавун, wiki-linki.ru, wikiznanie.ru, wikiwix.com, vgd.ru ; литературоведческие работы: литконкурс.рф, traditio.ru, 7pedia.mobi и др. 
В интернете имеется около трёхсот сайтов, где опубликованы стихи, рассказы и статьи Павла Иванова-Остославского. Поисковый сервер «Яндекс» выдаёт индекс цитирования его имени семнадцать тысяч. Для «Гугла» этот показатель – сто четырнадцать тясяч, для Бинга – 5, 110, для Яхо - 15 900, для Рамблера - 286 сайтов, 9 тыс. документов. Для сравнения мы набрали в поисковых серверах фразы: «Евгений Евтушенко, поэт», «Белла Ахмадулина, поэтесса» и «Булат Окуджава, поэт». Полученные данные представлены в следующей таблице (состоянием на 17.03.2011.). 

Таблица индексов интернет-цитирования (№ 1)
Павел Иванов-Остославский
Автор Поисковые слова: «Павел Иванов-Остославский»
Яндекс
17 000 Гугл
14 000 Яхо
15 900 Бинг
5, 110 Рамблер
286 сайтов, 9 тыс. документов
Евгений Евтушенко
Автор Поисковые слова: «Евгений Евтушенко поэт»

Яндекс
202 000 Гугл
71 700 Яхо
58 800 Бинг
80 200 Рамблер
17 тыс. сайтов, 156 тыс. документов Белла Ахмадулина
Автор Поисковые слова: «Белла Ахмадулина поэтесса»
Яндекс
52 000 Гугл
287 000 Яхо
14 400 Бинг
14 400 Рамблер
6 000 сайтов, 115 000 документов Булат Акуджава
Автор Поисковые слова: «Булат Акуджава поэт»
Яндекс
176 000 Гугл
1 510 Яхо
49 600 Бинг
53 700 Рамблер
124 сайта, 448 документов 
Из таблицы № 1, представленной выше, видно, что индекс цитирования имени Павла Иванова-Остославского в числовом выражении сравним с индексом цитирования Евгения Евтушенко (Сноска № 1), Беллы Ахмадулиной и Булата Окуджавы, хотя и несколько уступает ему. Из этого следует, что интернет-читателям творчество Павла Иванова-Остославского знакомо почти также прекрасно, как творческое наследие наиболее известных современных российских поэтов. В подтверждение истинности этого утверждения приведём количество читателей произведений данного автора, зармещённых на различных литературных интернет-порталах. 
Сноска № 1. В поисковых серверах, по запросу, деланному кем-либо, например, «Евгений Евтушенко» как правило, высвечиваются не только сайты, на которых имеется информация о поэте Евгении Евтушенко, но и о людях, являющихся его полными или частичными тезками. За счёт этого возникает погрешность достоверности данных о том лице, информация о котором вам действительно необходима. Чтобы по возможности исключить погрешность или, по крайней мере, сделать её минимальной, мы набрали в поисковой строке имена искомых авторов с добавлением слова «поэт»: «Евгений Евтушенко, поэт», «Белла Ахмадулина, поэтесса», «Булат Окуджава, поэт». Очевидно, что вероятность встретить в интернете информацию о двух разных людях, являющихся полными тезками тех самых прославленных литераторов, да ещё и являющихся поэтами, ничтожно мала. Сочетание слов «Павел Иванов-Остославский» мы набрали в поисковой строке различных серверов без добавления слова «поэт», поскольку, по нашим данным, другой поэт с именем «Павел Иванов-Остославский» в интернете попросту не представлен. 


Таблица о количестве читателей и количестве произведений на различных сайтах (№ 2)


Проза.ру
Читателей:29337
Произведений: 114






Стихи.ру
Читателей: 12551
Произведений: 39






Литзона.нет
Читателей: 51099
Произведений: 148






Общелит.ру (стихи)
Читателей: 2835
Произведений: 8






Графоманов.нет
Читателей: 357
Произведений: 5 






Изба-Читальня
Читателей: 41845
Произведений: 202






Хата-Читальня
Читателей: 124
Произведений: 1




Стихия.орг
Читателей: 6949
Произведений: 159





Таблица № 2 содержит данные состоянием на 18.03.2011.
Данные, содержащиеся в таблице № 2, нуждаются в некоторых наших комментариях. Количество читателей на различных сайтах существенно рознится. Это связано с тем, что очень разным является количество произведений на разных Павла Иванова-Остославского. Естественно, что читать автора будут тем больше, чем больше на его странице опубликовано произведений. Если же их совсем мало, то и количество читателей будет невелико. Если на сервере Проза.ру произведений 114, то и количество читателей там измеряется в десятках тысяч (29 337) (Сноска № 2). На сайте Хата-Читалья призведений: 1, следовательно, и количество читателей не велико: 124. Кроме того, количество читателей интернет-страничек ещё очень зависит от степени «раскрутки» сайта, от того, на каких позициях он высвечивается в поисковых серверах? А это обстоятельство, в свою очередь, зависит от того, каковы финансовые возможности лица или предприятия, которому принадлежит данный интернет-ресурс. В любом случае количество интернет-читателей произведений Павла Иванова-Остославского измеряется десятками тысяч. На этом основании можно утверждать с полным правом, что с его литературным наследием современный русскоязычный читатель знаком достаточно хорошо. 
Некоторые интернет-сайты могут не находиться поисковыми серверами по причинам чисто технического характера. Описание технических нюансов функционирования интернета не входит в предмет исследования данной диссертации, поэтому мы оставим информацию об этом за бортом нашей работы. Скажем только, что благодаря техническим проблемам часть сайтов, содержащих упоминание о том или другом авторе, могут не высвечиваться. Это создаёт некоторую погрешность в результатах поиска. Однако, эта погрешность не велика.
Сноска № 2. Здесь мы приводим данные для страничек Павла Иванова-Остославского, расположенных на сайтах: Арткавун (читателей: 8 379) и на его персональном сайте на портале Юкоза (16 768). Данные по этим сайтам мы не включили в основную таблицу, а приводим в сноске, поскольку Арткавун и Юкоз – это интернет-ресурсы, которые не являются сугубо литературными. Они по своей тематике и проблематике гораздо шире: помимо художественных произведений автора, там обнародовано много его материалов по истории Херсона, Украины, Российской Империи, публицистических статей, статей по генеалогии, фотографий, живописных работ родственников и предков автора, песен (песни только на Арткавуне), написанных на стихи Павла Иванова-Остославского. Статистика, относящаяся к страничкам Павла Иванова-Остославского, расположенных на них, несколько не вписывается в общую «литературную» картину, однако, определённым образом, тоже иллюстрирует степень известности данного автора в сети.
По творчеству Павла Иванова-Остославского ранее были написаны литературно-критические статьи: Литературно-критическая статья о поэзии Павла Иванова-Остославского (Тропина Н.П., профессор, доктор филологических наук. Херсон, 2008. – 7с.), Мастер иллюзий (Ильина Н. Херсон, 2008. – 2с.), Павел Иванов-Остославский: жизнеописание, периодизация творчества, творческий метод, поэтика, особенности индивидуального стиля (Самусёнок Л. Херсон, 2009. - 9с.), Рыцарь пера (Ильина Н. Херсон, 2007. -1с.), Последний отблеск Серебряного века (Ильина Н. Херсон, 2008. – 6с.), Символоромантизм: эстетика и философия (Мадыкина Л. Херсон, 2008. – 2с). 
Целью данного диссертационного сочинения является изучение и осмысление творчества Павла Иванова-Остославского как цельного и самобытного явления современной русскоязычной (по существу, русской) художественной литературы Украины, введение его (т.е., творчества. – С.Л.Ф.) в научный литературоведческий обиход. Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
выявить основные факты биографии автора, в том числе и той информации, которая, касаясь его родословия и родственных связей, и которая могла бы отчасти объяснить философские и мировоззренческие взгляды, представленные в поэзии Павла Иванова-Остославского;
установить периодизацию творчества;
определить творческий метода;
осуществить языковедческий анализ творчества автора на уровне фонетики, лексики, словообразования, фразеологии, морфологии, синтаксиса;
осуществить литературоведческий анализ творчества автора с точки зрения выразительно-изобразительных средств, строфики, ритмики, метрики, жанрового своеобразия, тематики и проблематики, стилистики, поэтики и эстетики;
изучить мировоззренческую картину мира, представленную в творчестве Павла Иванова-Остославского, его философские, политические и эстетические установки.
Объект и предмет данного диссертационного исследования, по существу, совпадают. Объектом и предметом диссертации является художественный мир Павла Иванова-Остославского, особенности его языка, стиля, творческого метода, художественных приёмов, философских взглядов и др.
В основу методологии данной диссертации положены важнейшие для науки критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии, принципы диалектического и исторического материализма. 
В диссертации использованные следующие методы исследования: эмпирические (сравнение и др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) и методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, описательно-аналитический и др.)
Важной методологической базой работы являются труды известных учёных, диссертации предшественников, написанные по филологическим дисциплинам.
Данное диссертационное сочинение исследует стихотворный материал поэтического сборника Павла Иванова-Остославского «Избранные Произведения» (Под. Ред. Автора. Издательство: Ч.П. Косарев С.И. 500 экз. Херсон.- 2010. 148с.), а также черновики стихотворений любезно предоставленных нам автором.
В сборник «Избранные Произведения» вошли почте все стихи, написанные автором. За бортом данного издания осталась только ранняя лирика поэта, которая, по существу, являлась наивной и ученической работой со словом. Однако, эта работа – явилась предысторией становления настоящего поэта.
Помимо поэтического сборника «Избранные Произведения», который является предметом исследования для данной диссертации, мы в наших научных исканиях активно задействовали мемуары автора «Последний рубеж или Мне не страшно умирать» (Иванов-Остославский П. «Последний рубеж или Мне не страшно умирать». Рукопись. Херсон, 2010. – 72с.). Кроме того, в диссертации использована информация, содержащаяся в статьях, посвященных генеалогии Павла Иванова-Остославского: «История Остославских», «История Фроловых», «История моего семейства от начала XVIII века до наших дней», «Инженер Мадыкин», «Херсонское дворянство: из века в век», «Искусства в моей семье», «Воспоминания об отце».
В состав диссертационного сочинения входят следующие структурные элементы:
Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
I.1.Б Жизнеописание
I.2 Периодизация творчества
I.3 Творческий метод
Глава II. ТВОРЧЕСТВО
II.1 Языковедческий анализ
II.1.1 На уровне фонетики
II.1.2 На уровне лексики
II.1.3 На уровне словообразования
II.1.4 На уровне фразеологии
II.1.5 На уровне морфологии
II.1.6 На уровне синтаксиса
II.2 Литературоведческий анализ
II.2.1 Строфика
II.2.2 Рифмика и метрика
II.2.3 Жанрово-тематическое своеобразие
II.2.4 Проблематика
II.2.5 Выразительно-изобразительные средства
II.2.6 Стилистика, этика, эстетика (поэтика)
II.3 Философские взгляды и мировоззренческая картина мира
Данная структура обусловлена следующими соображениями. Родословная и жизнеописание являются предметом данного исследования, поскольку изучение художественного мира Павла Иванова-Остославского невозможно без исследования его биографии и родословной, безусловно повлиявших на творчество данного автора. Бытие, как известно, определяет сознание. Обстоятельства судьбы автора сформировали его как личность, повлияли коренным образом на художественное видение поэта. Павел Иванов-Остославский является потомком старинного семейства, он всегда хорошо знал свою родословную, и, естественно, информация генеалогического характера в очень большой мере повлияла на него как на творческую личность. И недаром, во многих стихах данного автора присутствует ностальгия по старой Императорской России. Они пронизаны элементами поэтики и стилистики Серебряного Века русской поэзии; они строятся на идеологической базе традиционного искусства, воспевают рыцарские идеалы: благородство, утончённость, аристократизм; они являются продолжением старинной символистской и романтической традиции, восходящей к М.Ю.Лермонтову и А.А.Блоку. Приверженность старине, как в идеологическом и философском, так и в художественном плане, безусловно, берёт своё начало в истории семьи автора, в семейных традициях, воспитании, устоях.
Поскольку данное диссертационное исследование ставит своей целью изучить и осмыслить художественный мир автора как можно шире и всестороннее, среди частных задач диссертации присутствует языковедческий анализ стихов Павла Иванова-Остославского. Языковедческий элемент изучения творчества автора облегчит и значительно дополнит изучение литературоведческое. Языковедческие исследования, включённые в состав диссертации, выведут её на более высокий и тонкий уровень филологической компетенции.




Глава I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕХИ, ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА, ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
I.1 Биография
I.1.А Родословие
Иванов-Остославский Павел Игоревич – поэт, журналист, историк, краевед, публицист, общественный деятель родился в Херсоне 12 января 1978 года (Украина). Благодаря литературному сочинительству его имя приобрело широкую известность в читательских и профессионально-литературных кругах Украины. Благодаря интернету творчество Павла Иванова-Остослаского приобрело определённую популярность в русскоязычном читательском сообществе различных стран мира.
По отцовской линии автор принадлежит к старинным херсонским семействам: Акулинины, Остославские, Фроловы. Кроме того, по мужской линии он является потомком петрозаводского чиновничьего рода Ивановых. По линии матери Павел Иванов-Остославский происходит от семей: Мадыкины (русские канские крестьяне), Сацевичи и Нецковичи – поляки (мещане), причём последние ведут своё родословие из Варшавы.
Акулинины – это купеческая семья, жившая в Херсоне ещё с конца XVIII. Основателем данного рода считается Потам Акулинин, живший, приблизительно, во времена царя Петра Великого. Сыном Потапа был Родион, сыном Родиона Никанор, дочерью Никанора Ирина (Арина) Акулинина, которая является прапрабабкой поэта. О ней (в отличии от её предков) существует относительно определённая информация. «В специальном указе Государя Императора Павла Петровича говорится, что в Елисаветграде был большой пожар, из-за которого сгорело много имущества. В числе пострадавших названы два брата – купцы Максим и Леон Акулинины. За сгоревшие торговые места царь повелел выплатить им денежную компенсацию. Леон и Максим являются братьями Родиона и сыновьями Потапа Акулинина» [29]. Один из Акулининых – Никанор Родионович – продал свой дом, находящийся на Привозной площади другому лицу, о чём имеется упоминание в купчей крепости от 1822 года.
Остославские – купеческое, позднее дворянское семейство. Его основатель Иван Семёнович Остославский, был купцом второй гильдии, директором Херсонского городского общественного банка, судовладельцем и домовладельцем, меценатом. Он сделал многое для благоустройства Херсона. На его средства содержались различные богоугодные заведения в Херсоне и Николаеве. Вот, как пишет о нем сам поэт в статье История моего семейства от начала XVIII века до наших дней: «Иван Семёнович был в нашем городе человеком очень уважаемым. По большим праздникам в его дом захаживал сам генерал-губернатор, гостили у него и представители дворянской аристократии и высшего купечества. За особые заслуги перед городом И.С. Остославский был Высочайше пожалован потомственным почётным гражданством и двумя золотыми шейными медалями «За усердие» - на Анненской и на Андреевской лентах» [29].
У Ивана Семёновича Остославского было восемь человек детей. Одной из его дочерей является Анна Остославская – родная прабабушка поэта. Помимо её в семье были: Василий, Иван, Ольга, Елена, Лидия, Людмила, Екатерина. 
Василий закончил физико-математический факультет Новороссийского (Одесского) университета. Со временем стал директором Первого реального училища в Одессе. За свои профессиональные достижения был Высочайше пожалован орденами св. Владимира III степ., св. Анны III степ., Св. Станислава III степ. Он женился на Валентине Епифановне Иващенко, которая стала основательницей и первой директрисой Мариупольской женской гимназии, предназначенной для девочек из бедных семей. От этого брака было двое детей Иван и Ольга. Иван Васильевич Остославский со временем стал известным учёным: «Очень яркой и неординарной личностью был внук Ивана Семеновича Остославского - Иван Васильевич. Переехав в Москву в 20-ые годы, он стал родоначальником московской линии рода Остославских. Будучи талантливым ученым и изобретателем, И.В. Остославский встал у истоков советской гидроаэродинамики. В 40-ые годы он руководил всеми научными разработками, проводившимися в Центральном гидроаэродинамическом институте. Защитив докторскую диссертацию, стал профессором, академиком, лауреатом Сталинской премии, кавалером ордена Ленина и Отечественной войны первой степени» [27].
Иван стал офицером 210 Запасного пехотного полка. Дослужился до полковника в действительной службе, при отставке генерал-майора русской армии. 
Об Ольге известно следующее: «Среди жителей Херсона ходили легенды о ее деловых и умственных способностях. Эти легенды лучше всего может проиллюстрировать такой факт из биографии Ольги Остославской—на Высшие женские медицинские курсы, набиравшие студенток по всей России, в том числе и в Херсонской губернии, она поступила, преодолев конкурс в сто человек на одно место. Успешно окончив учебу, О.И. Остославская стала практическим врачом. Работала в Нарченске - в тюрьмах добровольно и бесплатно лечила заключенных. Умерла в Херсоне 17 июля 1939 года» [29].
Анна Ивановна Остославская (упомянутая выше) – родная прабабушка поэта – вышла замуж за священника, протоиерея Василия Корнильевича Фролова. Он был сыном полкового лекаря и гласного Херсонской городской думы. О братьях и сестре Василия Фролова сохранилась следующая информация: «В семье Фроловых было пятеро сыновей и одна дочь (ее имя до нас не дошло).Самый старший- Иван - родился около 1850 года. Окончил юнкерское училище. В русско-турецкую компанию 1877 года был офицером русской комендатуры острова Крит. Во время Первой мировой служил в 60 Замостском пехотном полку. Стал полковником действительной службы, при отставке генерал-майором. Участвовал в белом движении. Второй сын Корнилия Александровича – Константин - в жизни устроился совсем по-другому. Обладая блестящим образованием и обаятельной внешностью, он был любимцем многих представительниц прекрасного пола. Богатые и знатные дамы в Одессе и Херсоне относились к нему с редкой благосклонностью. На одной из них он женился. Его избранницей оказалась вдова-миллионерша французского происхождения Берже де Безансон. Большую часть своей жизни Константин Корнильевич прожил в роскоши и увеселениях. Еще один сын Корнилия Фролова - Георгий - был капитаном русской армии и белой гвардии. Жил в Херсоне и Одессе. В 1919 году расстрелян большевиками. Он имел репутацию благородного человека и храброго офицера. Своих солдат любил, за чужие спины в бою не прятался, за святое дело умереть не боялся, по тому, может быть, и ушел слишком рано. Двое сыновей Корнилия Фролова стали богословами. Павел - законоучителем Одесского кадетского корпуса, а Василий- протоиереям, настоятелем прихода в Старой Збурьевке» [28].
От брака Анны Ивановны Остославской и Василия Корнильевича Фролова родилось пятеро человек детей. Вот как говорится в статье «История Остославских» о старшем из них – Борисе: «Среди херсонских дворян и почетных граждан Фроловых, являющихся потомками Остославских в своих младших коленах, следует упомянуть прежде всего о Борисе Васильевиче Фролове. Он родился недалеко от Херсона в селе Збурьевка около 1888 года. Закончив 7 классов Второй херсонской гимназии, поступил в юнкерское училище. Впоследствии стал офицером, служил в чине поручика в Херсонской комендатуре, Во время гражданской войны участвовал в белом движении. В 30-ые годы Борис Васильевич окончил медицинский институт и стал врачом-стоматологом. Участвовал в Великой Отечественной. Демобилизован в звании майора военно-медицинской службы. После войны возглавил Областную Ивано-Франковскую стоматполиклинику. Награжден Орденом Ленина и званием «Заслуженный врач УССР» [27].
Второй брат – Сергей – тоже родился в Збурьевке. Он окончил Санкт-Петербургский политехнический институт с отличием по специальности «инженер-судостроитель». Во время Первой мировой войны был призван на военно-морской черноморский флот. В 1919 году он ушёл на своём карабле во Францию, в город Марсель. По пути он заразился брюшным тифом и вскоре умер.
Старшая сестра – Евгения – вышла за муж за горного инженера Евгения Андреевича Тропина – потомка купцов Тропиных, основавших в городе Херсоне известную больницу - «Тропинку».
Младшая сестра – Юлия (родная бабка поэта) – вышла замуж за бывшего царского и белого офицера Михаила Николаевича Иванова.
М.Н.Иванов происходил из учительской среды. Его отец был последним (перед 1917 годом, т.е., перед развалом Российской Империи) инспектором Херсонского ремесленного училища.
Об отце Павла Иванова-Остославского мы располагаем следующей информацией: «От брака Юлии Васильевны Фроловой и Михаила Николаевича Иванова в 1923 году родился сын - Игорь. В 1944 году он был мобилизован в советскую армию. Служа в Таганрогской пехотной дивизии 5-ой Ударной армии ген. Берзарина, участвовал в Яссо-Кишеневской операции. Был дважды ранен. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени и орденом Красной Звезды (а в наше время еще и орденом «За мужество»). В 1945 году демобилизован. После войны Игорь Михайлович Иванов был репрессирован «за социально чуждое происхождение». В 1962 году окончил Ивано-Франковский мединститут. В 1980 защитил кандидатскую» [27].
В конце 1991 года в Херсоне возникло Херсонское губернское дворянское собрание – Союз потомков российского дворянства. Отец автора – Игорь Михайлович Иванов – в начале 1992 года был избран его вице-предводителем.
Предки поэта по материнской линии происходили из Сибири (по линии деда). По линии бабушки они вели родословную из Польши, точнее, из Варшавы. О предках своего деда по материнской линии поэт написал следующее: «Предки моей мамы по мужской линии Мадыкины – родом из Сибири. Её дед, Иван Федотович (Фёдорович) был богатым крестьянином-единоличником. Имел где-то под Красноярском собственные земельные угодья и мельницу. Во время Русско-Японской войны был матросом и участвовал в Цусимском сражении. Попал в плен к Японцам. Потом вернулся в Россию. Участвовал в Первой Мировой. Во время Гражданской помогал продовольствием армии А.В.Колчака. В 30-е годы был репрессирован органами НКВД как белогвардейский пособник. Его сослали на Игарку, за полярный круг. По дороге он отморозил обе ноги и вскоре умер. Произошло это в 1942 году. У Ивана Федотовича (Фёдоровича) Мадыкина было трое сыновей: Сергей (окончил факультет восточных языков Иркутского госуниверситета, старший лейтенант саперного батальона, погиб на восьмой день войны), Михаил (служил в автомобильных войсках, прошёл всю войну и вернулся домой) и Александр (замдиректора Херсонского ХБК, инженер-капитан, кавалер ордена «Трудового красного знамени») – мой родной дед» [29].
О предках поэта по линии матери его матери известно следующее. Они первоначально были Варшавскими мещанами. В самом начале XX века они переехали в Брест-Литовск. Прабабушка поэта Анна Степановна Нецкович вышла замуж за Михаила Сацевич – железнодорожного служащего. От этого брака родилась бабушка поэта – Мария Михайловна Сацевич и её родная сестра – Вера Михайловна Сацевич. Около 1910 года семья Сацевичей переезжает в Харбин (Китай). Причиной переезда стали экономические факторы. В Китае жизнь была значительно дешевле, чем в Европе. В 30 г. XX века Мария Михайловна Сацевич со своей матерью и сестрой переехала в Томск. Там она поступила в университет на медицинский факультет. Посколььку через несколько лет университет перевели в Новосибирск и сделали самомтоятельным мединститутом, то М.Сацевич переехала в Новосибирск. Там она познакомилась со своим будущим мужем Александром Ивановичем Мадыкиным. А.И.Мадыкин был крупным Новосибирским инженером. Он занимал ряд руководящих должностей в этом городе. Во время Великой Отечественной Войны он служил в должности помощника командира строительной бригады по техчасти. Находился в звании капитана. После войны он восстанавливал разрушенное хозяйство в Ростове-на-Дону. Потом его перевили в Херсон. В этом городе он стал главным инженером и управделами строящегося ХБК.
Мать поэта родилась в Новосибирске в 1938 году. Десятилетку окончила в Херсоне. Потом окончила Одесский строительный институт, и стала работать в инженерских должностях в Гипрограде, позднее, в Сельхозпроекте. В 1992 году вышла на пенсию.



I.1.Б Жизнеописание
Павел Иванов-Остославский (журналист, историк, краевед, публицист, общественный деятель;с 2004 года руководитель херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины; главный редактор поэтического альманаха "Млечный Путь"; член Межрегионального союза писателей Украины; член Союза русских журналистов и литераторов Украины, член Конгресса русскоязычных литераторов Украины; лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса "Пушкинское кольцо" в номинации "за аристократизм творчества" (2005 год); лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник "Святилище огня"(2006 год); председатель жюри Открытой независимой литературной премии Арт-Киммерик (2008 год) родился 12 января 1978 года в Херсоне, на Украине. Воспитывался в двух детских садах, учился в 36 школе. В своих мемуарах «Последний рубеж или Мне не страшно умирать» автор подробно рассказал о своём детстве. Мир детских воспоминаний автора наполнен различными впечатлениями и красками чувств: «Помню я себя лет с четырёх. Помню большое окно в нашей с мамой спальне. Оно выходило на улицу Черноморскую (в Херсоне). Помню, в окне был вид на дальние девятиэтажки. Их торцы были украшены первомайскими плакатами, на которых рабочий и крестьянка - радостные и дебелые - поздравляют друг друга с праздником. Отлично помню родителей моей мамы: дедушку Александра Ивановича Мадыкина и бабушку Марию Михайловну Сацевич. Дедушка в моем детстве всегда олицетворял собой мужественность, ум, силу и практичность. Он сумел устроиться в жизни так, что члены его семьи никогда не испытывали особых затруднений ни с жильём, ни с престижной работой, ни в развлечениях» [36].
В жизни будущего поэта всегда огромную роль играла художественная литература. Он сформировался как поэт далеко не в последнюю очередь благодаря влиянию деда по материнской линии – человека образованного и читающего. Литературную эволюцию автора может проиллюстрировать следующий случай: «Бывало, выезжая на дачу, маленький Павел с дедом усаживались по удобнее на лавочку и активно обсуждали сказки А.С.Пушкина, которые дед читал своему внуку регулярно. Волшебные и загадочные истории завораживали будущего поэта. Его детское воображение рисовало красочные картины из жизни царя Салтана, царевича, подстрелившего коршуна, трёх красавиц, прявших пряжу под окном в царских палатах. Тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин, вызывали в душе будущего поэта невообразимый восторг и удивление. Конечно же, самыми притягательными образами сказок Пушкина были Царевна-Лебедь и Спящая Красавица. Именно эти два персонажа возбудили в душе маленького Павла интерес к женской красоте, окруженной флёром загадочности, мистики и аристократизма. Будущий поэт не раз задавался вопросами: «Как Пушкину удалось так красиво описать женскую прелесть? Что он сделал для этого? А может быть и я когда-нибудь так смогу?». Слыша иногда от внука такие вопросы, А.И. Мадыкин только подшучивал: «Ты, главное, ткачихе и поварихе со сватьей бабой Баборихой в лапы не попадись, а то, бывают хищницы всякие… » [23].
Художественная фантазия поэта стала развиваться ещё с раннего детства. Он, ещё будучи совсем маленьким ребёнком, уже стал развиваться как творческая и оригинальная личность. Вот как сам поэт описывает игру своей фантазии в пяти-шестилетнем возрасте: «Однажды дедушка Александр читал мне поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Время было уже позднее, и я в какой-то момент стал засыпать. И вот слышу сквозь сон:
- Там днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Дедушка заметил, что я дремлю, и говорит:
- Да ты меня не слушаешь. Он решает повторить фразу, прочитанную последней, и я снова слышу:
- Там днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
В моей голове эта фраза, видимо, крепко отложилась, записалась на подкорку, как говорится. На следующий день я у бабушки Маши спрашиваю:
- Бабушка, а кто такой Катучёный?
- Да нет такого, отвечает она,- есть только кот учёный.
Но я стал её уверять, что Катучёный – это персонаж сказок Пушкина и, что дед про него мне вчера читал. Тогда бабушка спросила:
- И как же он, по-твоему, выглядит?
- Катучёный – это один из невиданных зверей, о которых упоминается в предисловии к Руслану и Людмиле,- сказал я.
И вдруг я представил себе этого странного зверя - Катучёного. У него не было никаких лишних рогов или крыльев, по виду он напоминал обычного жирного кота, но морда его мне представилась необычайно широкой и щекастой.
- Катучёный,- сказал я бабушке Маше,- это кот профессорского вида!
Услышав такое от меня, она очень смеялась.» [36].
Будущий автор, находясь ещё достаточно в нежном возрасте, уже задумывался над философскими вопросами. Даже в раннем детстве они волновали его душу и воображение: «Первое моё впечатление от жизни – стихийность. Года, пожалуй, в четыре, а, может быть, и раньше, я вдруг подумал: «Что это такое, жизнь? И вообще, куда я попал?» Жизнь сразу показалась мне хаотичной, какой-то безначальной и бесконечной, стихийной, полной случайностей, а ещё – несправедливой... «Человеческий мир устроен по законам здравого смысла и рассудка, а не доброты и милосердия,- вдруг решил я… ». Иногда мироустройство мне казалось абсурдным и очень жестоким, но разобраться во всём этом, будучи четырёхлетнем ребёнком, я, конечно, ещё не мог... » [36].
Семья матери поэта держалась на строгих моральных установках. Главой семьи был дед. Он старался воспитать внука в традициях «домостроя», «крепкой руки». Вот, как пишет об этом сам поэт: «Воспитание, которое мне пыталась дать мамина семья, было построено на практичности, рациональности, уме, спартанстве. Не даром, дедушка Саша был прирождённым стратегом, добытчиком и бойцом. Всё он делал по уму и расчёту. Во всем у него присутствовал анализ ситуации, знание людей, жизненный опыт, учёт и амортизация возможных рисков. К этому всему он старался приучить и меня. Но, как говорится, не тут-то было… Я оказался человеком малопригодным к восприятию дедушкиных жизненных установок… » [36].
 

Категория: Мои статьи | Добавил: ivanov-ostoslavskiy (04.11.2021) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz