Распределение поэзии автора по «старым» жанровым группам
оды дружеское послание сонет Элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет
Поэзию Павла Иванова-Остославского можно классифицировать по принадлежности к «старым» поэтическим жанрам, активно применявшихся русскими авторами в XVIII-XIX веках. Поэтический корпус книги «Избранные произведения» состоит из стихов таких жанров, как: ода, дружеское послание, сонет, элегия, эпиграмма, поэма, баллада, сонет.
Героико-патриотическое стихотворение
Дружеское послание
Сонет
Пародия
Басня
Элегия
«Ты для меня теперь явилась… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «За окнами движутся тени… », «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Принцессе Диане Уэльской», «Светлоокая девица… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Ещё с детских лет занимала меня… », «Предо мною жизнь лежит большая… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Натали Ахундовой», «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Монорифма», «Врангелевцы», «Белый воин», «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Январь приходил белоснежный… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой»,
«Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Укор», «Слухи о старости преувеличены», «Когда душа поэта… », «Гимн любви», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Коту Муравью», «Всё пройдёт, и время тоже… », «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Романс»,.
Эпиграмма
«Эпиграмма на N.N.», «В Воробьёве я пример нашёл…», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… ».
Поэма
Баллада
«Квазимодо», «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Еду я в широком поле… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », «Гелиос», «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Уходя всё далее и далее… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «Гонимый высшим светом… », «Когда-то я был на охоте… », «Нынешний день мой народ прославил… », «Много странного в женщине скрыто… ».
Героико-патриотических стихотворения выявлено - 2; дружеских послания – 2; сонет – 1; пародий – 6; басня – 1; эллегий – 47; эпиграмм – 5; поэмма – 1; баллад – 40.
Распределение некоторых стихотворений по «старым» жанровым группам у нас вызвало накоторое затруднение, поскольку жанровые признаки у некоторых стихотворений являются размытыми. Например, к какому жанру следует отнести стихотворение «Шума, о берег бьются волны»? С одной стороны, это стихотворение имеет повествовательный характер, в нём имеется некоторый элемент эпичности (признаки баллады на лицо). С другой – лиризма здесь явно больше, чем эпики, в стихотворении нет никакой героики или потетики, оно по тону грусно-меланхоличное (это признаки эллегии). Так эллегия это или баллада? Таже ситуация сложилась со стихотворениями «Врангелевцы», «Белый воин», «Январь приходил белоснежный… ». Эти стихи содержат признаки как эллегии, так и баллады. Из этого можно сделать вывод: принадлежность к «старым» жанрам многих стихотворений Павла Иванова-Остославского является размытой.
Мы нашли возможным утверждать, что в творчестве данного автора можно выделить некоторое количество стихотворений, принадлежащих к жанру идилии.
Идилия
«Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Катерине К.», «Шумя, о берег бьются волны… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Гелиос», «Выйти бы за жизненные грани… », «Не грусти в минуты трудные… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… »,«Уж ни болен ли я – неужели…», «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Наталье К.», «Слухи о старости преувеличены».
К жанру «идилия» относиттся 23 стихотворения, что составляет 20, 353 процента от общего количества.
II.2.4 Проблематика
Проблематика
Философская проблематика
«Шумя, о берег бьются волны… », «Я отказался от своей природы… », «Выйти бы за жизненные грани… », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Море шумит… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…», «Ещё с детских лет занимала меня… », «Одни – невежи и смутьяны… », «Глазами тысяч лун из мрака бытия… », «Монорифма».
Романная проблематика
«Ты для меня теперь явилась… », Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «Марии Плошихиной», «Ночь, снова не сплю, вижу глубь темноты… », «Квазимодо», «Ты меня так искренно любила»,«Приди, хоть в сияньи денницы… », «Смейтесь, ангелы Господни… », «Много странного в женщине скрыто… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… », «N.N.», «Еду я в широком поле… », «Катерине К.», «Как часто ночью на кровать прилёгши… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Гелиос», «Принцессе Диане Уэльской», «Не тронь меня, не тронь… », «Светлоокая девица… », «Уходя всё далее и далее… », «Годен к походу я снова… », «Ночь темна. На небе тучи… », «Пророчество Музы», «Ты отблеск солнециликого заката… », «Самурай», «Веселились и играли… (Наяды)», «Минуты бегут, минуты спешат… », «Людмиле Ивановне Черкун», «Предо мною жизнь лежит большая… », «Натали Ахундовой», «Смотрите ж, вот какая я… », «А.М. Юшкевичу», «Родила мне жёнушка… », «Часовые», «Романс», «Жизнь пройдёт, увы и ах… », «Коту Маркизу»,«Здравствуй, «Цезарь, мой котище», «Коту Барсу», «Маркизу», «Месяца серп в колыбеле туманной… », «Освещая хвойный лес… », «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Не радуйтесь, ведьмы и черти… », «Стихи пишу я всюду… », «Гонимый высшим светом… », «Когда душа поэта… », «Наталье К.», «Укор», «Слухи о старости преувеличены», «Когда-то я был на охоте… », «Гимн любви», «Эпиграмма на N.N.», «Лев», «В Воробьёве я пример нашёл…», «О, столица великой Европы… », «Ты светла и лебедина… », «Ольге Павелковской», «Эпиграмма на Александра Бутузова», «Коту Муравью», «У нашего котищи… », «Спокойной ночи, Шера-киска… », «Нежные чувства к бабкам зелёным… »,«Экспромт прекрасной Катане», «Люди-лохи», «Пародия на стихотворение О.П.», «Души портрет», «Мой портрет ты не задушешь… », «Быть козлом чрезвучайно стыдно… », «Быть мне вечно заячьим козлом…», «Я не простой – я заячий козёл… », «Всё пройдёт, и время тоже… ».
Социокультурная проблематика
«Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… », «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… »,
Национально-историческая проблематика
«Скифия (поэма)», «Тихо ночь опускается в горы», «Ночь, в дали темнеют пики… », «Как жутко ньчью здесь средь этих скал… », «Вновь к нам вернулись военные дни… », «Широкий, как небо, как ветер свободный», «Чёрный туман окутал город …», «На проспектах демонстраций рой… », «Артеллеристы», «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Нынешний день мой народ прославил… »,
Мифологическая проблематика
В эту группу не вошло ни одного стихотворения.
Проблематика творчества автора является такой же многоплановой, сложной и многогранной, как сама жизнь. В творчестве автора во множестве наличествуют стихи, проблематика которых однозначно совершенно не определима. Особенно это касается его баллад. Например, стихотворение «Письмо с фронта». Какие в нём темы? Какие оно ставит проблемы? Тема войны и проблема выживания в условиях фронта человека, тема и проблема освобождения России от «красной чумы», тема и проблема сохранения отношений, чувств, любви между лирическим героем баллады и его любимой супругой. Можно ли причислить это стихотворение к любовной поэзии? Да. Можно ли это стихотворение причислить к военной поэзии? Да. В этом стихотворении присутствует широкий спектр человеческих чувств, разнообразная гамма эмоций и впечатлений. Здесь присутствует и нежность, которую испытывает молодой белый офицер к своей жене, которую он не видел несколько лет, и чувства долга перед Отечеством, которое надо освободить от врага даже ценой своего семейного счастья и своей собственной жизни. В этом стихотворении есть чувство усталости от войны, ностальгия по прошлому, любование родной малороссийской природой, ощущение безысходности, обречённости, острой боли от разлуки с любимой, предчувствие близкой смерти. В этом стихотворении автор рисует реальные жизненные перипетии с пугающей и поражающей читателя убедительностью. Такой эффект достигается безукоризненным поэтическим мастерством автора, а также многоплановостью и многомерностью образов и событий, изображённых в стихах.
Аналогичным является стихотворение «В бою кровавом сломан мой эсток… ». Это стихотворение может быть признано одновременно посвященным таким темам и проблемам, как война и выживание человека на войне, любовь к людям, милосердие и ненавись, сущность государственной власти. Лирический герой совершает страшные злодеяния, благодаря тому, что его душа сама испепелена страшными моральными ранами, сломлена несправедливостью, горем. Лирическое «альтер эго» автора мучается вопросами вины и нравственного выбора, философского осмысления мира и простыми человеческими чувствами - чувством привязанности к родному дому и к погибшим близким людям. В только одном этом стихотворении (не считая всех других) можно обнаружить столько семантических уровней, проблем, тем, различных смысловых и оценочных нюансов, взглядов на многие темы, волновавшие и волнующие каждого человека в какую эпоху, когда бы он не жил, что невольно начинает казаться, что это стихотворение способно одно выразить человеческую жизнь во всём её многообразии, во всех её радостях, скорбях, разрешимых и неразрешимых вопросах. Таким образом, мы можем констатировать, что поэзия автора в композиционном, и тематическо-проблематическом отношениях исключительно многопланова и многогранна. В этом качестве поэзии Павла Иванова-Остославского во многом и заключается глубокий реализм и великая жизненная правда в изображении действительности.
В основу классификации по признаку «проблематика» положен принцип А.Б.Есина, изложенный в его труде «Принципы и приёмы анализа литературного произведения».
В творчестве автора выявлена следующая проблематика:
В группу «философская проблематика» вошло: 14 стихотворений (что составляет 12,389 процента от общего количества стихотворений);
В группа «романная проблематика» вошло: 79 стихотворений (что составляет 69,911 процента);
В группу «социокультурная проблематика»: 9 стихотворений (что составило 7,964 процента);
В группу «национально-историческая проблематика»: 11 стихотворений (что составляет 9,734 процента);
В группу «мифологическая проблематика»: 0 стихотворений (что составляет 0 процентов).
Поэзия Павла Иванова-Остославского с типичной для него тематикой и проблематикой.
Стихами, которые являются лучшими в творчестве автора, не только благодаря литературному мастерству и художественно-эстетическим достоинствам, но и многогранной, многоплановой тематике и проблематике являются: «Ты для меня теперь явилась… », Когда я в ночи засыпаю… », «Живу я среди белых льдин… », «За окнами движутся тени… », «Ольге Ивановне Остославской», «Письмо с фронта», «Не грусти, не печалься, родная… » «Шумя, о берег бьются волны… », «День погас, и нет сомнений… », «Ах, какое же это блаженство… », «Здесь золотом блещет прохладный рассвет… », «Я отказался от своей природы… », », «Когда по веленью жестокого рока… », «В бою кровавом сломан мой эсток… », «Не грусти в минуты трудные… », «Увы, я рыцарь бедный… », «Ивану Ивановичу Остославскому», «Уж ни болен ли я – неужели…»,«Годен к походу я снова… », «Натали Ахундовой», «Родила мне жёнушка… », «Коту Маркизу», «Врангелевцы», «Белый воин», «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Входим в разрушенный город начной… », «Январь приходил белоснежный… », «Лики степей», «Мой идеал человека не жнец… »,«Тихо ночь опускается в горы», «Чёрный туман окутал город …», «Услыште, прадеды и деды… », «Штабс-капитан Шеин… », «По мативам Леси Украинки (Слова, зачем не клинок ты булатный… )», «Марине Цветаевой», «На смерть Марины Цветаевой», «Лев», «Ты светла и лебедина… », «Экспромт прекрасной Катане» и другие.
Особенности тематики и проблематики каждого из этих сорока одного стихотворения мы разберём отдельно.
«Ты для меня теперь явилась… ».
В этом стихотворении главная и, собственно говоря, единственная тема – это тема любви. Проблема – жизненные трудности, которые разбивают любовь. Авторская идея: чистотой душой и нравственностью можно сохранить любовь и отношения между влюблёнными. Здесь присутствует мотив восхищения женщиной, преклонения перед её добродетелями: утончённостью, красотой, аристократизмом, благородством, женственностью, умением любить. Лирический герой видит в женщине, которую любит, Божье начало, некий сакральный идеал женской красоты и изящества.
«Когда я в ночи засыпаю… ».
Тут главная тема – это тема любви и благородства, которых не хватает в реальном человеческом мире. Чтобы острее ощутить чувство любви и благородства лирический герой, уходит в состояние сна. Проблема этого стихотворения состоит в отстутствии любви и благородства, которых в отношении с людьми жаждет лирическое «альтер эго» Павла Иванова-Остославского. Авторская идея – выход в мечтательности и в уходе от яви. Раз в реальной жизни благородства и любви мало, человеку надо наслаждаться этими качествами во сне. В стихотворении присутствует элемент космизма. «И кажется, что во вселенной Царит благородство одно… ». Здесь благородство мыслется как самомстиятельная субстанщия, как некая природная сила или стихия, которая присутствует во всём сущем, которая, живя самостоятельной жизнью, находится вне человеческой души и человеческого сознания.
«Живу я среди белых льдин… ».
В этом стихотворении главная тема – тема любви. Проблема заключается в невозможности встретиться со своей возлюбленной. Расстояния и условия быта лирического героя не позволяют этого сделать. Авторская идея состоит в том, что мечты о прекрасной женщине, любование и восхищение её красотой помогут перенести тяготы разлуки с нею. Побочная тема здесь – это тема одиночества. Лирический герой живёт в еранге один, стардая от того, что с ним рядом нет не только его возлюбленной, но что таже соседи: кузнец, китобой, чукча-рыболов к нему не заходят. Авторская идея главной и основной тем совпадают: выход один: наслаждаться воспоминаниями о прекрасной женщине и не думать о других людях, которые окружают лирического героя.
«За окнами движутся тени… ».
Тема: уход от реальности, которая не устраивает лирического героя. Проблема: его душа жаждет любви. Он хочет полюбить идеальную женщину, такую, как утончённая, женственная, аристократичная, изящна, но в реальной жизни таких женщин нет. Авторская идея состоит в уходе от реальности ради познания любви с идеальной женщиной.
«Ольге Ивановне Остославской».
Главная тема – это тема любви. Лирический герой восхищается красотой, аристократизмом, умом, женственностью своей прабабушки, которую он знает только по старинному портрету. Проблема: лирический герой душевно мучается без идеала своей любви – прабабушки, изображенной на портрете. Фактически главная проблема этого стихотворения: жажда любви, желание любить идеальную, самую лучшую на свете женщину, которой нет. Авторская идея: лирический герой будет постоянно думать о прекрасной женщине, в которую он влюблён, и таким образом скрасит, компенсирует те отрецательные чувства, которые он испытывает из-за невозможности быть с этой женщиной в реальной жизни. Побочная тема: восхищение своеми предками – рыцарями, офицерами, воинами, которые у лирического героя вызывают восторг и преклонение. Они являются для него идеалом мужественности. Проблема: как соответствовать этому идеалу мужественности. Авторская идея: во всём стораться соответствовать своим предкам и тогда станешь таким же, как они. Это стихотворения, как и другие стихи автора о любви является совершенно целомудренным. В нём не содержится и малейшего намёка на эротизм, на сексуальность. Эти стихотворение по своему замыслу близко к рыцарской, куртуазной поэзии средних веков. Во многих средневековых балладах молодой благородный юноша влюбляется в даму на много старше себя, как по возрасту, так и по занимаемому положению. Тут – та же идея. Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Письмо с фронта».
Это стихотворение, как нами уже было подчёркнуто ранее, является тематически и проблематически сложным и многоуровневым. Главная тема этого стихотворения – тема любви. Лирический герой попал в тёжелые для себя жизненные обстоятельства – на войну, на фронт. Он переносит все суровые и жестокие тяготы военной жизни, но душа его рвётся к любимой – в родные стены. Главная проблема: разлука с любимой. Авторская идея: надо заглушить в себе жажду любви и выполнить свой долг перед Отечеством даже ценой собственной жизни. Первая побочная тема: тема патриотизма, войны ради защиты Отечества, святых для каждого русского человека идеалов защиты родного очага, Бога, царя. Первая второстепенная проблема: защите Отечества мешает любовь. Лирическому герою хочется дамой, подальше от ужасов войны, в тёплые объятья любимой женщины. Первая второстепенная авторская идея: надо выполнить свой долг перед Родиной: победить или умереть, мёртвому любовь не нужна, а, если выживешь в войне и потом вернёшся домой, то тогда и получишь семейное благополучие. Вторая второстепенная тема: тоска по родному дому, родному имению, по белым цветущим вишням и мирной жизни. Вторая второстепенная проблема: мирной жизни нет, а есть война. Вторая второстепенная авторская идея совпадает с основной авторской идеей и с первой второстепенной авторской идеей: надо воевать за Родину, а всё остальное решится само собой. Как говорили во времена гражданской войны в России: «Выполняй свой долг – и будь, что будет». Это одно из аристократических стихотворений в творчестве автора.
«Не грусти, не печалься, родная… ».
Это стихотворение о любви. Тема: любовь. Проблема: печаль, грусть любимой, которые лирический персонаж пытается развеять. Авторская идея: от хандры можно избавиться с помощью природы, красивого пейзажа.
«Шумя, о берег бьются волны… ».
Тема: философские размышления об устройстве нашего мира и Вселенной. Проблема: здесь лирическим героем избран Месяц. Его проблема в одиночестве. Авторская идея здесь, фактически, не обозначена. Повествование данного стихотворения полностью уходит в философские размышления о земном человеческом мире и о мире космическом, окружающем нашу планету со свех сторон и находящемся от нас на большом расстоянии.
«День погас, и нет сомнений… ».
Тема: философское осмысление нашего мира и мира потустороннего, находящегося за гранью понимания обыкновенного человека. Проблема здесь не очерчена, авторская идея тоже. Стихотворение является эстетизированным, полным тончайших и красивейших художественно-эстетических эфектов мастерски вплетённых в конву стихотворного повествования. Здесь изображена мистическая сверхреальность в типичной символистской манере, свойственной для поэзии Павла Иванова-Остославского.
«Ах, какое же это блаженство… ».
Тема: от серости этого мира лирический герой уходит в мир иной – в мистическую сверхреальность. Проблема: проблама здесь не очерчена, поскольку лирический герой, уйдя из человеческого мира, прибывает в мире потустороннем, в котором нет конфликтов, тягот и страданий. Авторская идея: оставаться в прекрасном и благородном, полном фееричности и волшебства мистическом мире как можно дольше.
«Здесь золотом блещет прохладный рассвет… ».
Здесь лирический герой уходит в потусторонний мир. Тема: бегство от людей в прекрасную и благородную сверхреальность. Проблема не очерчена. Авторская идея заключается в понимании того, что лирическое «альтер эго» автора должно находится в прекрасном фантастическом потустороннем мире как можно дольше. По своей идейной составляющей это стихотворение очень похоже на предыдущее.
«Я отказался от своей природы… ».
Тема этого стихотворения: уход из злобного и несправедливого человеческого мира. Проблема: не возможность сосуществования лирического героя с людьми. Авторская идея: надо уйти из человеческого мира в царство мистики, грёз, фантазий, став там полновластным владыкой и построить свой собственный потусторонний мир по законам добра, мудрости и красоты.
«Когда по веленью жестокого рока… ».
Это стихотворение балладного типа, имеющее явный, ярковыраженный философский матив. Тема: апокалипсис, разрушение человеческого мира, катастрофа. Проблема: захват планеты Земля Люцифером и его слугами - бесами. В данном стихотворении Дьявол и бесы – это, в известной мере, метафора. Под ними автор понимает не только мифологических персонажей, живущих в Аду, но и злобных и жестоких правителей Земли. Таких, как Гитлер, Ленин, Сталин, Пол Пот. Авторская идея заключается в двух последних строчках этого стихотворения: «Будь духом ты крепок, Мой брат – Человек!». То есть, люди должны быть нарвственно и духовно сильными, они должны объединиться друг с другом ради того, чтобы выжить и чтобы победить жестоких пришельцев, явившихся в человеческий мир из кошмарной потусторонней реальности. Это единственное стихотворение данного автора, в котором пришельцы из мистической сверхреальности оказались ещё более страшными, чем земные и реальные персонажи повествования. Обычно у Павла Иванова-Остославского происходит в стихах наоборот: местический мир прекрасен, светел и благороден. В него можно уходить от реальных ужасов настоящей земной жизни.
|