Мой сайт
Воскресенье, 24.11.2024, 00:35
Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Повесть Временных Лет (оригинал). 12.

В лето 6611. Вложи Богъ у серьдце русьскымъ княземъ мысль благу: Святополку, Володимеру, и снястася думати на Долобьске. В седе Святополкъ съ своею дружиною, а Володимеръ съ своею дружиною, а въ единомь шатре. И поча думати и начаша глаголати дружина Святополча: «Не веремя весне воевати: хочемь погубити смерды и ролью имъ». И рече Володимеръ: «Дивно ми, дружино, оже лошади кто жалуеть, еюже ореть кто, а сего чему не расмотрите, оже начьнетъ смердъ орати, и половчинъ приеха, ударить смерда стрелою, а кобылу его поиметь, а в село въехавъ, поиметь жену его и дети, и все именье его возметь. То лошади его жалуешь, а самого чему не жалуешь?» И не могоша противу ему отвещати дружина Святополча. И рече Святополкъ: «Брате! Се азъ готовъ уже». И въста Святополкъ, и рече ему Володимеръ: «То ти, брате, велико добро створиши Русьской земьли». И посласта къ Давыдови и к Олгови, глаголюща: «Поидита на половци, а любо будемь живи, любо мертви». Давыдъ же послуша ею, а Олегъ не послуша сего, вину река: «Не здоровлю». Володимерь же, целовавъ брата своего, поиде Переяславлю, а Святополкъ по немь и Давыдъ Святъславичь,[540] и Мьстиславъ, Игоревъ унукъ, Вячьславъ Ярополчичь, Ярополкъ Володимеричь.[541] И поидоша на конихъ и в лодьяхъ, и приидоша ниже порогъ, и сташа въ протолчехъ и в Хортичимъ острове. И вседоша на коне, и пешьци из лодей выседавше, идоша в поле 4 дни и придоша на Сутинъ.[542] Половци же, слышавше, яко идуть русь, и собрашася бес числа и начаша думати. И рече Урусоба: «Просимъ мира в руси, яко крепко ся имуть бити с нами, мы бо много зла створихомъ Руской земли». И реша уншии Урусобе: «Аще ся ты боиши руси, но мы ся не боимъ. Сихъ бо избивше и поидемь в землю ихъ, и приимемъ вся грады ихъ, и кто избавить ихъ от насъ?» Рустии же князи и вои моляху Бога и причистии его матери, ово кутьею, овъ же милостынею къ убогымъ, ови же манастыремъ требованья. И сице молящимъся, поидоша половьци и посла передъ собою въ стороже Алтунопу, иже словяше мужьствомъ. Тако же и русьстии князи послаша стороже свои. И въстерегоша Алтунопу, и объступиша Алтунопу и въбиша и́ и сущая с нимъ, ни единъ не избы от нихъ, но вся избиша. И поидоша полци половецьстии аки борове, и не бе перезрити ихъ, и русь поидоша противу имъ. И великий Богъ вложив жалость велику у половце, и страхъ нападе на ня и трепетъ от лица русьскыхъ вой, и дремаху саме, и конемъ ихъ не бяше спеха у ногахъ. Русь же с весельемь на конихъ и пеши потекоша к нимъ. Половци же, видивше устремленье руское на ся, не доступивше, побегоша передъ рускыми князи. Наши же погнаша, секуще я. Въ 4 месяца априля, и великое спасенье створи Богь въ тъ день благовернымъ княземъ русьскымъ и всимъ хрестьяномъ, а на врагы наше дасть победу велику. И убиша ту в полку князий 20: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кунама, Асупа, Курътыка, Ченегрепа, Сурбаря и прочая князя ихъ, а Бельдузя яша. По семь же седоша братья, победивше враги своя, и приведоша Белдузя къ Святополку, и нача Белдузь даяти на собе злато, и сребро, и коне, и скотъ. Святополкъ же посла Володимеру. И пришедшю ему, упроси его Володимеръ: «То веде, яла вы рота. Многажды бо, ходивше роте, воевасте Русьскую землю. То чему ты не училъ сыновъ своихъ и роду своего не переступати роте, но проливаете кровь хрестьяньску? Да се буди кровь твоя на главе твоей». И повели убити ̀и, и тако расекоша ̀и на уды. И по семь сняшася братья вся, и рече Володимеръ: «”Се день, иже створи Господь, възрадуемься и възвеселимься во нь”,[543] яко Богъ избавилъ ны есть от врагъ нашихъ, и покори враги наша, и “скруши главы змеевыя, и далъ есть Господь брашно ихъ намъ”».[544] Взяша бо тогда скоты, и овце, и кони, и вельблуды, и веже с добыткомъ и съ челядью, и заяша печенегы и торъкы с вежами. И приидоша в Русь с полономъ великымъ и съ славою и с победою великою усвояси.

Того же лета приидоша прузии, августа въ 1 день. Томъ же лете, того же месяца въ 18 день иде Святополкъ и сруби Гурьговъ, егоже беша пожьгле половци. Того же лета бися Ярославъ[545] с моръдвою месяца марта въ 4 день, и побеженъ бысть Ярославъ.

В лето 6612. Ведена дщи Володарева за цесаревичь за Олексиничь Цесарюграду,[546] месяца июля въ 20. В том же лете ведена Передъслава, дщи Святополча, во Угры за королевча,[547] месяца августа въ 21. Того лета прииде митрополитъ Никифоръ в Русь месяца декабря въ 6 день. Того же месяца преставися Вячьславъ Ярополчичь въ 13 день. Того же месяца въ 18 Никифоръ митрополитъ посаженъ на столе. Сего же лета исходяща, посла Святополкъ Путяту на Менескъ, а Володимеръ посла сына своего Ярополка, а Олегъ самъ иде на Глеба, поемъше Давыда Всеславича,[548] и не въспеша ничтоже и възратишася опять. И родися у Святополка сынъ, и нарекоша имя ему Брячиславъ, В се же лето бысть знаменье: стояше солнце въ крузе, а посреде круга хрестъ, а посреде креста солнце, а вне круга обаполы 2 солнци, надъ солнцемь же кроме круга дуга, рогома на северъ. Тако же знаменье в луне темь же образомъ месяца февраля въ 4 и 5 и 6 день, въ дне по три дни, а в ночи и в луне по три ночи.

В лето 6613. Увалися верхъ святаго Андрея.[549] В се же лето постави митрополитъ Анфилохыя епископа Володимерю августа въ 27. Томъ же лете постави Лазоря Переяславлю месяца ноября 12. Томъ же лете постави Мину Полотьске месяца декабря въ 13 день. Томъ же лете явися звезда с хвостомъ на западе и стоя месяць. Того же лета пришедъ Бонякъ зиме на Зарубе на торкы и береньдее.

В лето 6614. Повоева половци около Заречьска, и посла по нихъ Святополкъ Яня и Иванка Захарьича и Козарина,[550] и въгонивьше половце до Дуная, полон отяша <...>. В се же лето преставися Янь, старець добрый, живъ летъ 90, въ старосте мастите, живъ по закону Божию, не хужий первыхъ праведникъ. У него же азъ слышахъ многа словеса, яже вписахъ в летописиць. Бе бо мужь благъ, и кротокъ, и смеренъ, отгребаяся от всякоя вещи, егоже и гробъ есть въ Печерьскомь монастыре, у притворе, идеже лежить тело его, положено месяца июня въ 24. В то же лето пострижеся Еупракси, Всеволожа дщи,[551] месяца декабря въ 6 день. Того же лета помраченье бысть въ солнци августа. Тогда пострижеся князь Святоша, сынъ Давыдовъ, внук, Святославль, Никола, месяца февраля въ 17. В том же лете победиша зимегола Всеславича и всю братию и дружину, убиша их 9 тысяч.

В лето 6615, кругъ луны 4, а солнечнаго — 8 лето. В се же время преставися Володимеря княгини[552] месяца маия въ 7 день. Того же месяца воева Бонякъ и зая коне у Переяславле. Томъ же лете прииде Бонякъ, и Шарукань старый и ини князи мнози, и сташа около Лубна. Святополкъ же, и Володимеръ, и Олегь, Святославъ, Мьстиславъ, Вячьславь,[553] Ярополкъ идоша на половце къ Лубьну,[554] въ 6 часъ дне бродишася чересъ Сулу и кликоша на не. Половци же вжасошася, от страха не възмогоша и стяга поставити, но побегоша, хватаючи коний, а друзии пеши побегоша. Наши же начаша сещи я, а другыа руками имати, и гнаша я до Хорола. Убиша же Тааза, Бонякова брата, и Сугра яша и братию его, а Шарукань одва утече.[555] Отбегоша же товара своего, и взяша рускии вои месяца августа въ 12 день, а възвратишася въсвоаси. с победою великою. Святополкъ же прииде завътреню в Печерьскый манастырь на Успенье святыя Богородица, и братья целоваша и радостью великою, яко врази наши побежены быша молитвами святыя Богородица и великаго Федосья, отца нашего. И тако бо обычай имяше Святополкъ: коли идяше на войну, или инамо, оли поклонився у гроба Федосьева и молитву вземъ у игумена, сущаго ту, то же идяше на путь свой. В то же лето преставися княгини, Святополча мати месяца генваря въ 4 день. Томъ же лете, того же месяца, иде Володимеръ, и Давыдъ, и Олегъ къ Аяпе и другому Аепе и створиша миръ. И поя Володимеръ за Георгия[556] Аепину дщерь, Асену внуку, а Олегъ поя за сына[557] Аепину дщерь, Гиргеневу внуку, месяца генваря во вторый на 10 день. А февраля 5 трясеся земля пред зорями в нощи.

В лето 6616. Заложена бысть церкви святаго Михаила Золотоверхая Святополкомъ княземъ месяца июля въ 11. И тряпезницю кончаша Печерьскаго манастыря при Фектисте игумене, юже заложи повеленьемь Глебовомъ,[558] иже ю и стяжа. В се же лето вода бысть велика во Днепре, и въ Десне, и въ Припете. Того же лета вложи Богъ въ сердце архимандриту, игумену печерьскому, нача понужати Феоктистъ Святополка князя вписати Федосья в синаникъ,[559] Богу тако изволшю. Святополкъ же радъ бысть, обещася створити се, и се веды житье его. И нача Святополкъ узвещати житье Федосьево и веле ̀и вписати в сенаникъ, еже створи митрополитъ — вписа его в сенаникъ. Повеле же митрополитъ по всемъ епискупьямъ вписати Федосья в сенаникъ. Вси же епископи с радостью вписаша, и поминають его во всехъ сборехъ. В се же лето преставися Ерина,[560] Всеволожа дщерь, месяца июля в 24. В се же лето кончаша верхъ святыя Борогодица Влахерны на Клове, заложеней Стефаномъ епископомъ, бывшу ему преже игуменомъ Печерьскаго манастыря.

В лето 6617. Приставися Евъпраксии, Всеволожа дщи, месяца июля въ 9 день, и положено бысть тело ея в Печерьскомъ манастыри у дверий, яже къ угу, и вчиниша над нею божницю, идеже лежить тело ея. В то же лето, месяца декабря въ 2 день, Дмитръ Иворовичь взя вежи половецькие у Дона, 1000 вежь взя, послани Володимеромъ княземъ.

Примечания.

[439] И бывшу Всеволоду... — Эти слова читаются только в И и Х. Создается впечатление, что фраза оборвана: должно было быть указано местонахождение Всеволода.

[440] ... убьенъ бысть Глебъ... в Заволочьи. — Об этом событии упоминает и Новгородская первая летопись: «Убиша за Волокомъ князя Глеба месяца маия въ 30 день», а в перечне новгородских князей уточняется, что Глеба «выгнаша из города, и бежа за Волокъ, и убиша и́ чюдь» (Новг. перв. лет. С. 161 и 201). Заволочье — принадлежавшие Новгороду земли чуди между верховьями рек Великой и Ловати.

[441] ... Олегъ и Борисъ... поидоста на Всеволода с половце. — Олег, сын Святослава Ярославича, и Борис, сын Вячеслава Ярославича, сидевшего в Смоленске, видимо, оказались без уделов: в родовом городе Святослава — Чернигове — сидел Всеволод, а Олег находился у него, вероятно, в роли подручного князя. Претендовал на Чернигов и Борис, захвативший город в 1077 г. и просидевший там 8 дней (комментарий к этому событию см.: Яценко Б. И. Кто такой Борис Вячеславич «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 296—304). «Слово о полку Игореве», обращаясь к событиям 1078 г., говорит об «обиде Ольгове», то есть о нарушении его феодальных прав, имея в виду, вероятно, то же право на Чернигов.

[442] Олегъ же и Борисъ не бяшета в Чернигове. — Место в летописи неясное: отрицание «не» добавлено в текст на основе Р: в Л, И и X его нет. Но по смыслу князья находились не в городе (Изяслав и Всеволод идут от Чернигова «противу Олгове»), а «затворились» верные им горожане.

[443] ... положиша тело его... в раку камяну и мраморяну. — В Л и Р — «в раку мраморяну». Исследователей смущало, что вопреки древнейшим летописям в «Слове о полку Игореве» говорится, что Изяслав был погребен в Софийском соборе. В Софийской первой и Новгородской четвертой летописях (на что обратил внимание Ив. М. Кудрявцев в статье, опубликованной в 7 томе ТОДРЛ) также сообщается о погребении князя в Софийском соборе. Но стоит обратить внимание на контекст, явно смонтированный из разных источников: «Убиенъ бысть Изяславъ Ярославичь с Борисомъ Святославличемъ (так!), бьяся по Всеволоде съ братеници, съ Олгомъ Святославличемъ и з Борисомъ Вечеславличемъ у града Чернигова. Ту же и воеводу убиша Всеволожа Ивана Жирославича, и Тукия, и иных много бояръ, привели бо бяше половцевъ на Рускую землю. И положиша Изяслава в святей Софеи въ Киеве» (Новгородская четвертая летопись. ПСРЛ. Т. 4, Ч. 1. Вып. 1. Пгр., 1915. С. 133—134).

[444] Утешайте печалныя. — 1 фес. 5, 14.

[445] Да кто положить... други своя. — Иоан. 15, 13.

[446] Братье, в бедахъ пособиви бывайте. — Притч. 17, 17.

[447] Богъ любы есть... и брата своего. — 1 Иоан. 4, 16—18, 20—21.

[448] ... и бывшу ему... — Эти слова читаются только в И и X. Текст, видимо, оборван — не указано место гибели князя.

[449] А Олга емше казаре, поточиша за море Царюгороду. — Из «Хожения» игумена Даниила явствует, что Олег находился в ссылке на острове Родос: «И в томъ острове был Олегь князь русскый 2 лете и 2 зиме» (см. наст. изд., т. 4). В ссылке Олег тем не менее женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе, а в 1083 г. вернулся на Русь с воинским контингентом, достаточным для того, чтобы изгнать из Тмуторокани и пленить князей Давыда и Володаря Ростиславичей. Г. Г. Литаврин предполагает, что Олегу помог император Алексей Комнин (1081—1118 гг.), обусловив при этом себе «верховные права на Тмуторокань» (История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 352). См. также: Захаров В. А. Тмуторокань и «Слово о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 208—221.

[450] Ярополк — Ярополк Изяславович, сын Изяслава Ярославича.

[451] В се же лето Давыдъ... все именье. — По предположению Д. С. Лихачева (Комментарии. С. 413), Давыд захватил в Олешье, торговом становище в устье Днепра, гречников — купцов, торговавших с Византией. В Л и Р ошибочно сказано — «зая грькы».

[452] Дорогобуж — город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины).

[453] Лучск — город в Волынском княжестве (ныне Луцк).

[454] Всеволодъ заложи церковь... по манастырьскому чину. — Вся эта статья отсутствует в Л и Р; следующая статья отнесена к 6594 г., а статья 6595 там без текста.

[455] Звенигород — город в Волынской земле (южнее г. Львов).

[456] Рюрик — Рюрик Ростиславич, сын Ростислава Владимировича, последние годы княжившего в Тмуторокани (умер в 1067 г.). Рюрик княжил в Перемышле, а его братья — Володарь и Василько — впоследствии княжили в Перемышле и Теребовле (Перемышль — ныне Пшемысль на юго-востоке Польши, Теребовль — ныне Теребовля, город к югу от Тернополя на Украине). В описываемые годы Ростиславичи, вероятно, обладали лишь Перемышлем и находились в зависимости от владимиро-волынского князя Ярополка Изяславича: именно их стремление расширить свои владения, а быть может и посягательства на владимирский стол и явились причиной конфронтации с Ярополком. Вероятно, Ростиславичами же и был подослан убийца.

[457] ... манастыря святаго Дмитрия... — Дмитриевский монастырь в Киеве был основан Изяславом Ярославичем.

[458] Его же прошенья не лиши... любящим его. — Как полагает Д. С. Лихачев, «пышная некрологическая статья о Ярополке Изяславиче и необыкновенное сочувствие к нему печерского летописца отчасти объясняется тем, что Ярополк, его жена и дочь... были крупными жертвователями в Печерский монастырь» (Комментарии. С. 414). Ярополк был женат на Кунигунде, дочери графа Оттона из Мейсена. После гибели Ярополка его жена покинула Русь вместе с дочерью (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 44).

[459] ... строенно банное камяно, сего же не бысть в Руси. — Смысл этих слов вызывает споры. П. А. Раппопорт допускает, что исследованная археологами «гражданская постройка» в Переяславле, действительно, была баней (Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. С. 34—35).

[460] ... въ своемъ манасътыри чресъ поле... — Киево-Печерский патерик объясняет эти слова: Стефан, в то время уже епископ Владимира (на Волыни), в дни перенесения мощей оказался во Влахернском монастыре на ручье Клове, недалеко от Киево-Печерского монастыря (См.: Толочко П. П. Историческа топографiя стародавнього Кiева. Киïв, 1972. С. 152—158). В этом монастыре Стефан также был игуменом, о чем говорят слова «въ своемъ манасътыри».

[461] ... в домь Яновъ... — Ян — сын Вышаты. См. также сноску 357.

[462] Феодосий Великий (424—529 гг.) — один из основоположников византийского монашества.

[463] ... спаде привеликъ змей... вси людье.— Речь идет о падении метеора.

[464] ... но кони ихъ видити копыта... — Как понимать эти слова: так, что кони были невидимы, а видимы были только их копыта? Скорее говорится о том, что были видны следы от копыт невидимых коней.

[465] Прилук — ныне Прилуки на юге Черниговской области на Украине.

[466] ... с Васильемь Ростиславличемь. — Далее в И, как и в других летописях, князь именуется Васильком Ростиславичем.

[467] ... от Филипова дни до мясопущь... — От кануна Рождественского поста (14 ноября) до недели мясопустной, предшествующей Великому посту.

[468] Тивун — тиун, княжеский управитель. Именно это чтение И комментирует С. М. Соловьев (История России с древнейших времен. М., 1962. Т. 1. С. 367). Д. С. Лихачев, напротив, предпочтение отдает чтению Л и Р — «начаша ти унии грабити» (Комментарии. С. 418).

[469] ... в Переяславле лето... — Странно, что княжение Всеволода в Переяславле ограничено во всех старших списках ПВЛ одним годом. Переяславль достался Всеволоду по завещанию Ярослава и, как можно судить по тексту ПВЛ и «Поучения» Владимира Всеволодича Мономаха, Всеволод княжил там не менее двух десятилетий.

[470] Антипасха — воскресенье, следующее после Пасхи.

[471] Продажа — денежный штраф за различные преступления. Видимо, на практике они превратились в неоправданные поборы.

[472] ... къ Треполю, и приидоша ко Стугне. — Треполь располагается в устье Стугны — небольшой речки, правого притока Днепра.

[473] ... бе бо тогда наводнилася велми. — «Слово о полку Игореве» также сообщает, что Стугна «растрена ко усту», вобрав в себя «чужи стругы» (потоки, ручьи): следовательно, именно в это время, может быть после обильных дождей, небольшая речка, разлившись, стала для переправлявшихся через нее по обычаю вброд неожиданно опасной.

[474] ... плакася по немь мати его... уности его ради. — Об этом оплакивании вспоминает и автор «Слова о полку Игореве»: «плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславе». См. также коммент. 510.

[475] Желань — правый приток реки Припять.

[476] И преложю праздникы... в рыданье. — Ам. 8, 10.

[477] Падете предъ враги... яростью лукавою. — Лев. 26, 17, 19—20, 33, 27—28 (?).

[478] Идеже множество... показанье. — Рим. 5, 20.

[479] Праведенъ еси... суди твои. — Пс. 118, 137.

[480] Мы достойная, яже сдеяхомъ, и прияхомъ. — Лк. 23, 41.

[481] Яко Господеви любо... благословено у векы. — Иов. 1,21.

[482] Не по безаконью нашему... въздалъ естъ намъ. — Пс. 102, 10.

[483] Се бо азъ грешный... по вся дни. — По гипотезе А. А. Шахматова, этими словами оканчивался Начальный свод 1095 г.

[484] ... а царь я Девьгеневича и ослепе. — Самозванец, выдавший себя за Леона Диогена, сына императора Романа IV Диогена, был захвачен Алексеем Комнином и ослеплен.

[485] ... ко Гурьгову — Юрьев — город на реке Рось, к югу от Киева.

[486] Стародуб — город в Черниговском княжестве (ныне — в Брянской области).

[487] Заруб — город на правом берегу Днепра, к югу от Переяславля.

[488] ... зажгоша болонье... — Здесь имеется в виду, разумеется, не низменное предградье, а располагавшиеся там жилые постройки, сараи и т. д.

[489] ... манастырь Стефанечь, деревне и Германечь. — Стефанов монастырь, вероятно,— монастырь на Клове, где Стефан был игуменом (см. коммент. 460). Германов монастырь, по предположению Е. Е. Голубинского, — Спасо-Берестовский монастырь. Что значит слово «деревне» — неясно; бесспорно лишь, что речь не идет о деревнях (этот термин был в XII в. неупотребим). Быть может, искажено слово «древний» или «древяный»?

[490] Где есть Богъ ихъ... — Пс. 78, 10.

[491] Боже мой! Положи я... лица ихъ досаженья. — Там же. 82, 14—17.

[492] ... сынове Измаилеви... — Агаряне — название мусульманских народов. Оно восходит к представлениям о происхождении их от Агари — наложницы библейского праотца Авраама. Сын Агари звался Измаил, отсюда и другое название мусульман — измаилтяне. В данном случае речь идет о войне византийцев с арабами.

[493] Мефедий же свидительствуеть о нихъ... — В приписывавшемся Мефодию, епископу Патар (III—IV вв.), «Откровении» предсказывался «исход от пустыни» восточных народов, однако именования племен внесены летописцем. Сопоставление «Откровения» с текстом ПВЛ см.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // ТОДРЛ. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 92—103.

[494] ... исече я Гедеонъ. — В Библии (Суд. 7, 21—25) рассказывается, как израильский властитель (судья) Гедеон разгромил многочисленное войско мадианитян. Сведения же о «коленах» кочевых племен, частично истребленных, а частично изгнанных в пустыню Гедеоном,— результат произвольных толкований «Откровения» летописцем. См. в указанной выше работе А. А. Шахматова. С. 101—103.

[495] Друзии же глаголють... Сарини есмы. — Летописец вольно интерпретирует библейский рассказ и «Откровение»: Аммон и Моав — сыновья Лота (Быт. 19, 37—38), Измаил же — сын Авраама не от Сарры, а от ее рабыни Агари (так и подчеркнуто в «Откровении»), текст летописи неясен.

[496] Се же хощю сказати... 4 летъ... — А. А. Шахматов соотносил эту фразу со статьей 1114 г., где также говорится о посещении летописцем новгородских владений, и делал два существенно важных для своей концепции вывода. Во-первых, он полагал, что весь отрывок «И по сихъ 8 коленъ... въ горахъ полунощныхъ, по повеленью Божью» принадлежит третьей редакции ПВЛ и в списки второй редакции (например, в Л и Р) вставлен позднее. Во-вторых, из этой статьи, по мнению ученого, следует, что летописец «был на севере (где беседовал с Гюрятой Роговичем новгородцем) за четыре года до составления своего труда. Следовательно, летописец работал над переделкой и продолжением Повести вр. лет в 1118 году» (Шахматов А. А. Повесть временных лет. Т. 1 // Летопись занятий Археографической комиссии. Пгр., 1917. Вып. 29. С. V—VI; отдельное издание — Пгр., 1916).

[497] ... в Печеру... на полунощныхъ сторонахъ. — Речь идет о народах, обитавших в бассейне реки Печоры. Самоядь — ненцы, упоминаемые далее горы — Северный Урал.

[498] Олександръ, царь макидоньский... по повеленью Божью. — Этот фрагмент — пересказ соответствующего текста «Откровения» Мефодия Патарского.

[499] ... а то есть волость отца моего. — Олег прав: Муром относился к владениям черниговских князей.

[500] И убиша Изяслава... внука Всеволожа... — О гибели сына Владимир написал Олегу письмо (см. подробнее «Поучение Владимира Мономаха»).

[501] Медведица — левый приток Волги. Вероятно, угрозы Олега не были пустой похвальбой — его авангард уже переправился через Волгу, направляясь к Новгороду.

[502] Ефрем.— Речь идет о переяславском митрополите: Суздаль входил в состав Переяславской епархии (См.: Щапов. Государство и церковь. С. 47).

[503] Мний азъ есмь тебе... о всемь послушаю. — Характерная черта феодального этикета: Мстислав, несмотря на то, что Олег захватил не принадлежащую ему Ростовскую волость, все же признает себя «младшим» (к тому же он — крестник Олега) и просит Олега войти в переговоры со своим отцом — Владимиром Мономахом.

[504] ... на Колачьце... — Видимо, на реке Колокше, левом притоке Клязьмы, впадающем в нее выше Владимира.

[505] Никита — новгородский архиепископ (1096—1108 гг.).

[506] ... и сняшася Любчи на строенье мира. — Княжеский съезд в Любече (вероятно, в селе под Киевом, а не в одноименном городе) был одним из нескольких подобных съездов (в Городце в том же году, в Витичеве в 1100 г., на Золотче в 1101 г., на Долобском озере в 1103 г.), на которых князья тщетно пытались подтвердить и укрепить принцип, согласно которому «каждый да держит отчину свою». Участники съезда представляли все ветви Ярославичей: Святополк — сын Изяслава Ярославича, Владимир — сын Всеволода Ярославича, Давыд — сын Игоря Ярославича, Василько Ростиславич — внук Владимира Ярославича, Давыд и Олег — сыновья Святослава Ярославича. Соответственно были разделены и «отчины».

[507] ... и поидоша усвояси.— Следующий далее рассказ об ослеплении Василька Теребовльского, по мнению ряда исследователей, — отдельное произведение, принадлежащее Василию (как полагают — «мужу» Давыда Игоревича) и впоследствии включенное в состав ПВЛ. Д. С. Лихачев включает в состав Повести об ослеплении Василька Теребовльского весь текст статьи 1097 г. от слов «Приидоша Святополкъ и Володимеръ...» (См.: Комментарии. С. 459—460), А. А. Шахматов относил к рассказу Василия лишь фрагменты «И прииде Святополкъ Кыеву съ Давыдомъ... 2 отрока княжа, Улана и Колчю», «Василкови же сущю в Володимери... и сею снемьше погребоша» и «Святополкъ же, прогнавъ Давыда, нача думати... посади сына своего Ярослава» (Повесть временных лет. Т. 1. С. XXXI—XXXVI).

[508] Звенигород — город к югу от Киева.

[509] ... Туровъ, и Пинескъ... — Туров и Пинск относились к владениям киевского князя.

[510] ... чтяшеть бо ю яко матерь, отца ради своего... — Сноска 372. 474. На основании этих с0лов исследователи заключают, что Всеволод женился вторично и речь идет о мачехе Мономаха. Действительно: Мономах родился в 1053 г., а княгиня умерла в 1111 г., то есть в очень преклонном возрасте, если считать ее матерью Мономаха. Но утонувший в Стугне Ростислав был сыном этой второй жены (его оплакивала мать, что подчеркивала летопись и «Слово о полку Игореве»), Владимир был его сводным братом, и возможно, прозвище Мономах должно было отличать Владимира как сына «царицы грекини».

[511] ... присла по мя князь Давыдъ. — Эти слова указывают на рассказчика, а далее Давыд Игоревич обращается к нему по имени: «Да се, Василю, шлю тя...».

[512] Всеволожь — город на реке Западный Буг к юго-западу от Владимира Волынского (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX—XIII вв. Киев, 1985. С. 35—36), Шеполь — город северо-западнее Луцка, Перемиль — город южнее Луцка. Вероятно, предлагая города в центре собственных владений, Давыд рассчитывал тем самым поставить Василька в полную от себя зависимость.

[513] Азъ бо ляхомъ много зла створихъ... — Возможно, Василько вспоминает свой поход в Польшу с половцами в 1092 г.

[514] Берендеи — тюркское племя, жившее на южных рубежах русских княжеств.

[515] ... реку брату своему Володареви и Давыдови... — Василько называет рядом с братом и своего врага Давыда (двоюродного дядю), вероятно, желая подчеркнуть свою прежнюю доверительность ему.

[516] Бужьск — город в верховьях реки Западный Буг (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории. С. 36—37).

[517] Турийск — город на реке Турья, к северо-востоку от Владимира Волынского.

[518] И въздамъ месть... ненавидящимъ его въздасть. — Вт. 32, 41 и 43.

[519] Владислав-Герман — польский король (1079—1102 гг.).

[520] Черненъ — видимо, Червен — город в междуречье рек Вепш и Западный Буг. Древняя Червенская земля — ныне приграничный район Польши к югу от города Хелм.

[521] ... волость отца моего и брата... — Святополк напоминает, что после 1057 г., когда Изяслав перевел владимиро-волынского князя Игоря Ярославича в Смоленск, само княжество было присоединено к Киевской земле. Всеволод Ярославич отдал Владимир Ярополку (брату Святополка), а Ростиславичи, вероятно, находились у него в подчинении и пытались отбить у Ярополка Владимир.

[522] ... сына его два... — Видимо, речь идет о Мстиславе и Ярославе.

[523] Коломан (Кальман) — венгерский король (1095—1116 г.).

[524] Вагр — правый приток реки Сан (притока Вислы), впадающий в нее в районе города Перемышль.

[525] …числомъ 100 тысящь. — Численность венгерских войск, как и численность их потерь (40 000), явно преувеличена. М. Д. Приселков полагал, что здесь отразилась половецкая песнь в честь Алтунопы (Летописание Западной Украины и Белоруссии // Учен. зап. ЛГУ. Серия ист. наук. Вып. 7. Л., 1941. С. 10—11).

[526] Вышегородцы — вероятно, ошибочно вместо выгошевцы (как в Л), то есть воины из города Выгошева, расположенного в Теребовльском княжестве.

[527] Забрало, забороло — помост по верху городской стены, огражденный бревенчатым или досчатым бруствером.

[528] В лето 6606. — Статьи 6606 и 6607 гг. повторяют то, о чем рассказывалось в так называемой «Повести Василия об ослеплении Василька Теребовльского»: перемирие у Городца, поход Святополка на Владимир, смерть Мстислава. Но о съезде князей в Витичеве (Уветичах), напротив, рассказано более подробно, чем в «Повести» (там сказано лишь: «А на другое лето снемь створиша...»).

[529] ... акы три стези... — В И — «три стяги», отдаем предпочтение варианту Л и Р.

[530] Вниде Мьстиславъ... въ 10. — Перед этой фразой в Л читается: «В лето 6608».

[531] ... Святополкъ, Володимеръ, Давыдъ и Олегъ. — В Л упомянут Давыд Игоревич — его имя добавлено в тексте и в переводе.

[532] ... в Божескомъ во острозе. Дубенъ и Черторыескъ... — Вероятнее всего речь идет о Бужьске (Бужьск — город в верховьях реки Западный Буг (См.: Котляр Н. Ф. Формирование территории. С. 36—37)), Остроге, городе на реке Горынь (на южной границе современной Ровенской области), Дубне (Дубно на западе той же области) и Черторыеске — городе на реке Стыр, более 60 км. к северо-востоку от Луцка.

[533] Дорогобуж — город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины).

[534] ... затворися... — В переводе опираемся на чтение Л — «заратися», что более подходит по смыслу.

[535] Золотча — левый приток Днепра.

[536] Саков — город на левом берегу Днепра в Переяславском княжестве.

[537] Нура — приток Западного Буга.

[538] ... ускормили есмы собе князя... — Мстислав с двенадцатилетнего возраста княжил в Новгороде: сначала в 1088—1093 гг., затем вновь возвращается на новгородский стол в 1095 или 1097 гг.; в 1117 г. был приглашен отцом в Киев.

[539] Болеслав III Кривоустый — с 1097 г. князь Силезии и Малой Польши, в 1106—1138 гг.— король.

[540] ... Давыдъ Святъславичь... — Далее в Л упоминается еще Давыд Всеславич — сын полоцкого князя.

[541] Ярополк Владимирович — сын ВладимираМономаха; в 1103 г., согласно В. Н. Татищеву (История Российская. М., 1963. Т. 2. С. 129), был смоленским князем.

[542] Сутин — По предположению К. В. Кудряшова (Половецкая степь. М., 1947. С. 91—94), Сутин (Сутень) — река Молочная, впадающая в Азовское море.

[543] Се день... възвеселимься во нь. — Пс. 117. 24.

[544] ... скруши главы змеевыя... брашно ихъ намъ. — Компилятивный текст с использованием Псалтыри (73, 13—14).

[545] Ярослав — видимо, Ярослав Святославич, Муромский князь.

[546] ... за цесаревичь за Олексиничь Цесарюграду... — Ирина, дочь Володаря Ростиславича, была выдана, как полагают, за Исаака — сына византийского императора Алексея Комнина. См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 85.

[547] ... Передъслава... за королевча... — Предслава стала женой герцога Альмоша, сына венгерского короля Гезы I (1074—1077 гг.). Их дочь Адельгейда вышла замуж за чешского короля Собеслова I (1125—1140 гг.). См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 53, 184.

[548] ... иде на Глеба, поемъше Давыда Всеславича... — Против минского князя Глеба Всеславича выступил и его брат — Давыд.

[549] Увалися верхъ святаго Андрея. — Церковь Андрея Первозванного была возведена Всеволодом Ярославичем в 1086 г. Данное сообщение, как и сообщение о воздвижении церкви, читаются только в И.

[550] ... Яня и Иванка Захарьича и Козарина... — В Софийской первой летописи после имени Яня добавлено: «Вышатича и брата Путяту». Таким образом Янь отождествлен с Янем Вышатичем, о смерти которого «в старости мастите», в возрасте 90 лет, говорится в той же статье. Даже если девяностолетний возраст — эпическое преувеличение, Янь был в эти годы весьма старым человеком. И странно, что глубокого старца, да еще вместе с тысяцким Путятой, направляют в рядовой поход. Скорее всего нападение половцев отражали братья Янь и Иванко Захарьичи, а отождествление двух Янов — домысел. Однако в И другим почерком тоже добавлены слова — «Вышатича» и «и брата его Путяту»: вероятно, это влияние какого-то позднего летописного свода.

[551] ... Еупракси, Всеволожа дщи... — Евпраксия Всеволодовна была обручена с маркграфом Генрихом Шаденским, но вскоре овдовела. В 1088 г. она становится женой императора (с 1084 г.), Священной Римской империи Генриха IV, получив при коронации имя Адельгейда. Евпраксия принимала активное участие в политической борьбе, но в начале 90-х гг. оставила мужа, отличавшегося крайней безнравственностью, и перешла в стан его противников. Вернувшись в Киев, Евпраксия после смерти Генриха (в 1106 г.) постригается. О ее судьбе см.: Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна (1071—1109) // Известия АН СССР. VII серия. 1929. № 8. С. 617—646; Пашуто. Внешняя политика. С. 125—127.

[552] ... преставися Володимеря княгини... — жена Мономаха — Гита, дочь англо-саксонского короля Гаральда. После гибели Гаральда в битве при Гастингсе (в 1066 г.) его семья уехала во Фландрию, а затем в Данию. Бракосочетание Гиты и Владимира состоялось в 1074—1075 гг. Умерла Гита, возможно, в Смоленске, если она сопровождала супруга в поездке. См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 134—135.

[553] Вячеслав — сын Владимира Мономаха.

[554] Лубен — город на Суле, ныне — Лубны Полтавской области (Украина).

[555] ... а Шарукань одва утече. — Полагают, что именно эти события имел в виду автор «Слова о полку Игореве», говоря, что готские девы «лелеют месть Шароканю».

[556] Георгий — Юрий Долгорукий, князь суздальский, а в 1155—1157 гг. великий князь киевский.

[557] ... за сына... — Имеется в виду Святослав Ольгович. В 1136 г. он, видимо овдовев, женился на новгородке, от брака с которой у него родился Игорь — герой «Слова о полку Игореве».

[558] ... заложи повеленьемь Глебовомъ... — Глеб Всеславич, его жена (дочь Ярополка Изяславича) и тесть были щедрыми жертвователями в Киево-Печерский монастырь. См.: Лихачев. Комментарии. С. 414 и 471.

[559] Синодик — книга, в которой записывали для поминовения умерших. Канонизация Феодосия произошла позднее, но уже в Успенском сборнике рубежа ХП—XIII вв. читается его «Житие», написанное Нестором.

[560] Ерина — В Л вместо имени Ирины читается «Екатерина».



Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-vremennyh-let/v-leto-6585.htm

Категория: Мои статьи | Добавил: ivanov-ostoslavskiy (26.11.2021) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz