Мой сайт
Воскресенье, 24.11.2024, 02:48
Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Повесть Временных Лет (оригинал). 6.

Въ лето 6502. Въ лето 6503.

Въ лето 6504. Володимиръ же видивъ церковь свершену, и вшедъ в ню и помолися Богу, глаголя: «”Господи Боже! Призри с небеси и вижь. Посети винограда своего. И сверши, яже насади десница твоя”,[287] люди сия новыя, имже обратилъ еси сердца в разумъ, познати тебе, истиньнаго Бога. И призри на церьковь сию, юже создахъ, недостойный рабъ твой, во имя рожьшая ти матери и приснодевыя Марья Богородица. И аще помолиться кто въ церкви сей, то услыши молитву его и отпусти вся грехы его молитвы ради пресвятыя Богородица». И помолившюся ему, и рекъ сице: «Се даю церкви сей святей Богородице от имения своего и от моих град десятую часть». И положи, написавъ, клятьву вь церкви сей, рекь: «Аще сего посудить кто, да будеть проклятъ». И вдасть десятину Анастасу Корсунянину. И створи же празникъ великъ в той день бояромъ и старцемь градьскым, и убогимъ раздая имение много.

По сихъ же придоша печенезе к Василеву,[288] и Володимеръ с малою дружиною изыиде противу имъ. И съступившимся имъ, не могъ Володимеръ стерьпети противу, подбегь, ста под мостомъ, и одва укрыся от противных. И тогда обещася Володимеръ поставити церковь вь Василеве святое Преображение, бе бо празникъ Преображению Господню въ день, егда си бысть сеча, Избывъ же Володимеръ сего, постави церковь и творяше празникъ, варя 300 переваръ меду. И зваше бояры своя, и посадникы, и старейшины по всимъ градомъ, и люди многы, и раздаваше 300 гривенъ убогымъ. И празнова князь Володимеръ ту дний 8, и възвращашеться Кыеву на Успение святыя Богородица,[289] и ту пакы творяше празникъ светель, съзываше бещисленое множьство народа. Видяше же люди крестьяны суща, радовашеся душею и теломъ. И тако по вся лета творяше.

Бе бо любя книжная словеса, слыша бо единою еуангелие чтомо: «Блажении милостивии, яко теи помиловани будуть»,[290] и пакы: «Продайте имения ваша и дайте нищимъ»,[291] и пакы: «Не <...> скрывайте собе скровища на земли, идеже тля тлить и татье подъкоповаеть, но скрывайте собе скровище на небесих, идеже ни тля тлить, ни татье крадуть»,[292] и Давида глаголюща: «Благъ мужь милуя и дая»,[293] Соломона слыша глаголюща: «Дая нищимъ, Богу в заемь даеть».[294] Си слышавъ, повеле нищю всяку и убогу приходити на дворъ на княжь и взимати всяку потребу: питье и яденье, и от скотьничь кунами.[295] Устрои же се: рек, яко «Немощнии, болнии не могуть доити двора моего», повеле устроити кола и, вьскладываше хлебы, мяса, рыбы и овощь разноличьный и медъ въ бочках, а вь другыхъ квасы, возити по градомъ,[296] вьпрашающе: «Кде болнии, нищии, не могы ходити?» И темь раздаваху на потребу. И се же творя людемь своимь: по вся неделя устави по вся дни на дворе вь гридници пиръ творити и приходити бояромъ, и гридьмъ, и соцькимъ, и десятникомъ[297] и нарочитымь мужемь и при князе и безъ князя. И бываше на обеде томь множьство от мясъ, и от скота и от зверины, и бяше же изобилью всего. Егда же подопьяхуться, и начаху роптати на князя, глаголюще: «Зло есть нашимъ головамъ: да намъ ясти древяными лжицами, а не сребряными». И се слышавъ, Володимиръ повеле исковати лжици сребряны ясти дружине, рекъ сице, яко «Сребромъ и златомъ не имамъ налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дедъ мой и отець мой <...> доискася дружиною злата и сребра». Бе бо любяше Володимиръ дружину, и с ними думаа о строеньи землинемь, и о уставе земленемь, и о ратехъ. И бе живя с князи околными его миромъ: с Болеславомъ Лядьскымъ, и сь Стефаномъ Угорьскымъ и съ Ондроникомъ Чьшьскымъ.[298] И бе миръ межи ими и любы. И живяше Володимиръ въ страсе Божии. И умножишася разбоеве, и рече епископи Володимеру: «Се умножишася разбойници, почто не казниши?» Он же рче: «Боюся греха.» Они же реша ему: «Ты поставленъ еси от Бога на казнь злымъ, а на милование добрымъ. Достоить ти казнити разбойника, нъ съ испытаниемь». Володимеръ же отвергъ виры и нача казнити разбойникы <...>. И реша епископы и старци: «Рать многа, а еже вира, то на конихъ и на оружьи буди». И рече Володимиръ: «Да тако буди». И живяше Володимиръ по устроению дедню и отню.

Въ лето 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по верхъние вое на печенегы, бе бо рать велика бес пересту. В то же время уведаша печенезе, яко князя нету, придоша и сташа около Белагорода. И не дадяхуть вылести из града. Бе бо голодъ великъ вь граде, и не лзе Володимиру помочи, и не бе лзе поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенегь же бе множьство много. И удолжишася, остояче вь граде люди, и бе глад великъ. И створиша вече вь граде и реша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нетъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенегомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако светъ створиша. И бе же одинъ старець не былъ в вечи томь, вьпрашаше: «Что ради створиша вече людье?» И поведаша ему, яко утро хотять ся людье передати печенегомъ. Се же слышавь, посла по старейшины градьскыя и рече имъ: «Слышахъ, яко хочете передатися печенегомъ». Они же реша: «Не стерпять людье голода». И рече имъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обещашася послушати. И рече имъ: «Сберете по горьсти овса, или пшенице, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повеле женам створити цежь, в немже варять кисель, и повеле копати кладязь, и вьставити тамо кадь, и налья цежа кадь. И повеле копати другий кладязь и вьставити тамо другую кадь. Повеле имь искати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бе бо погребено вь княжи медуши. И повеле росытити воду велми и вьльяти вь кадь и в друземь кладязе тако. Наутрея же посла по печенегы. Горожани же рекоша, шедше, печенегомъ: «Поимете к собе тали наша, а васъ до 10 мужь идете вь градъ и видите, что ся дееть вь граде нашемь». Печенези же раде бывше, мняще, яко хотять ся передати, а сами избраша лучшии мужи вь граде[299] и послаша я вь град, да розъглядають, что ся дееть вь граде у нихъ. И придоша вь градъ, и рекоша людие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лет, что можете створити намъ? Имеемь бо кормьлю от земля. Аще ли не веруете, да видите своима очима». И приведоша я кь кладязю, идеже цежь, и почерпоша ведромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведоша кь другому кладязю, и почерпоша сыты, и почаша ясти первое сами, потом же и печенезе. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему веры наши князи, аще не ядять сами». И людье нальяша корчагу цежа и сыты от кладязя и вдаша печенегомъ. Они же, пришедше, поведаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенежьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онехъ пустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.

Въ лето 6506. Въ лето 6507.

Въ лето 6508. Преставися Малъфридь.[300] В се же лето преставися и Рогънедь, мати Ярославля.

Въ лето 6509. Преставися Изяславъ, отець Брячьславль, сынъ Володимерь.

Въ лето 6510.

Въ лето 6511. Преставися Всеславъ, сынъ Изяславль, внукъ Вълодимерь.

Въ лето 6512. Въ лето 6513. Въ лето 6514.

Въ лето 6515. Принесени святии вь святую Богородицю.

Въ лето 6516. Въ лето 6517. Въ лето 6518.

Въ лето 6519. Преставися цесарици Володимеряа Анна.

Въ лето 6520. Въ лето 6521.

Примечания.

[141] ... суну копьемъ... велми детескъ. — По обычаю бой начинал сам князь. Ребенок Святослав также мечет копье в сторону неприятеля; брошенное детской рукой оно падает в ноги княжеского коня, но ритуал соблюден, и битва начинается.

[142] И победиша деревьляны. — Как установил еще А. А. Шахматов, в Начальном своде после этих слов следует: «И възложи на ня дань тяжку...» (ср. Новг. перв. лет. С. 113). Таким образом, рассказ о четвертой мести Ольги — взятии Искоростеня — появляется только в ПВЛ. Он явно разрушает отмеченную выше символическую «триаду».

[143] Вышгород — городок в 15—16 км от Киева, выше по течению Днепра.

[144] Погосты — центры, в которых осуществлялся сбор княжеской дани.

[145] Иде Олга въ Грекы и приде к Цесарюграду. — В сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора» описан прием Ольги в Константинополе. 9 сентября ее принял император в Магнавре — тронном зале дворца, а затем — императрица Елена. Потом княгиня была приглашена во внутренние покои императрицы, куда явился и Константин с детьми. В честь Ольги был дан обед. Г. Г. Литаврин выдвинул гипотезу, что описанный прием состоялся не в 957 г., как считалось ранее, а в 946 г. Второй раз Ольга, по мнению Литаврина, посетила Константинополь в 954/955 г.; она была принята с большими почестями, так как Византия нуждалась в русской военной помощи. Именно во время этой поездки Ольга крестилась и была наречена «дочерью» императора (Литаврин Г. Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Олыи // Древнейшие государства. 1985. М., 1986. С. 49—57). Иную точку зрения высказывает А. В. Назаренко (Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь // ВВ, 1989. Т. 50. С. 63—83). По мнению Д. Оболенского (К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 36—47), Ольга крестилась не в Константинополе, а в Киеве после возвращения из Византии.

[146] ... якоже съхрани Еноха... Данила от зверий. — Приводятся аналогии из Библии и апокрифов: по апокрифическому преданию праведный Енох был взят живым на небо, Ной спасся от потопа в ковчеге (Быт. Гл. 6—9), ангелы спасли жизнь Лоту (Быт. Гл. 19), герарский царь Авимелех примирился с Авраамом (Быт. Гл. 20), неудачей кончилась попытка царя Саула убить Давида (1 Цар. Гл. 18—19), три отрока, брошенные в горящую печь, остались невредимыми (Дан. Гл. 3), пророка Даниила не тронули голодные львы (Там же. Гл. 6).

[147] ... при Соломони приде цесарица... и зънамения... — О посещении Соломона царицей Савской (Сава — область Эфиопии) рассказывается в Библии (3 Цар. 10, 1—13).

[148] Ищющи бо премудрости обрящют. — Притч. 8, 17.

[149] Премудрость... по пьравду. — Там же. 1, 20—22.

[150] Желанье благоверныхъ наслажаеть душю. — Там же. 13, 19.

[151] Приложиши сердце свое в разумъ. — Там же. 2, 2.

[152] Азъ бо любящая... обрящють мя. — Там же. 8, 17.

[153] Приходящаго... не иждену вонъ. — Ио. 6, 37.

[154] Невернымъ... уродьство есть. — 1 Кор. 1, 18.

[155] Не смышлиша... въ тме ходящии. — Пс. 81, 5.

[156] Одобелеша бо сердца... очима видети. — Ис. 6, 10.

[157] Дела нечестивых далече от разума. — Притч. 13, 20(?)

[158] Понеже звахъ вы... не внимасте. — Там же. 1, 24—25.

[159] Възненавидеша бо... моя обличения. — Там же. 1, 29—30.

[160] Аще кто отца... да умреть. — Лев. 20, 9.

[161] Кажа злыя... възненавидять тебе. — Притч. 9, 7—8.

[162] Князю Святославу възрастьшю... на вы ити. — Византийский историк Лев Диакон описывает внешность Святослава: «... умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 82). Однако комментаторы отмечают, что Лев «возможно, правильно — по рассказам очевидцев — рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае... описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы» (Там же. С. 214).

[163] Белая Вежа — хазарская крепость Саркел, стены которой были сложены из кирпича. Во время этого похода, более подробные сведения о котором сохранились в восточных источниках, Святослав (по мнению А. П. Новосельцева и вопреки существовавшим ранее представлениям) захватил Белую Вежу и воевал в западных районах Хазарского каганата. Целью его похода было завоевание Тьмуторокани и освобождение от хазарской дани вятичей. В 968—969 гг. был совершен второй поход (быть может без личного участия Святослава), во время которого были разрушены Атиль (в устье Волги) и Самандар (в Дагестане). Именно этот поход и предопределил скорое крушение каганата (Новосельцев. Хазарское государство. С. 230—231).

[164] Иде Святославъ на Дунай на Болъгары. — Поход на Дунай в 967 г. был, вероятно, осуществлен с согласия византийского императора Никифора Фоки (963—969 гг.). Но когда обосновавшийся в Перяславце (на Дунае) Святослав добился возобновления уплаты Византией дани, отношение империи к русичам изменилось — весной 970 г. между ними начинается война.

[165] ... умьчимъ на сю страну, и люди. — Слов «и люди» в Л и Р нет, вероятно, в И текст испорчен.

[166] Похваляему праведному възвеселятся людье. — Притч. 29, 2.

[167] Прославляюща мя прославлю. — 1 Цар. 2, 30.

[168] В память вечную... не подвижится. — Пс. 111, 6—8.

[169] Праведници въ векы живуть... покрыеть я. — Прем. 5, 15—16.

[170] .. милостьнице Ольжины... — Милостники — наиболее доверенные приближенные, слуги.

[171] ... суть бо греци мудри... — В Л — «суть бо грьци льстивы»; это чтение более соответствует смыслу.

[172] И поиде Святославъ, воюя, къ городу... — Святослав, одолев в битве прославленного византийского полководца патрикия Петра (эта битва и описана в ПВЛ), двинулся к Константинополю (он именуется просто «город»), но другой русский отряд был остановлен и разбит под Аркадиополем, в 150 км от столицы, Вардой Склиром. Это поражение и побудило Святослава начать переговоры с византийцами (См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1991. С. 146—150).

[173] Равно другаго свещания... — А. Н. Сахаров считает, что смысл этих слов — указание на соответствие текста договора предварительным переговорам о мире (Сахаров. Дипломатия Древней Руси. С. 134—146). Дипломатическую оценку этого договора см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. С. 178—198.

[174] Иоанн Цимисхий — византийский император (969—976 гг.). Он был женат на дочери Константина Багрянородного — Феодоре, ее племянники — Василий и Константин, сыновья Романа II, являлись его соправителями.

[175] ... съ всякымъ и великымъ цесаремъ... — Исследователи полагают, что «всякымъ» — описка вместо имени императора, но А. Н. Сахаров считает, что речь идет о намерении заключить с греками как бы «вечный мир» (Дипломатия Святослава. С. 193).

[176] ... да будем золоте, якоже золото се... — В Л «будемъ колоти». Возможно, это не описка, а первоначальное чтение, и речь идет о каком-то ритуальном обряде «прокалывания золота»: ведь, принося клятву, русичи «покладоша оружья своя, и щиты и золото», как говорится в статье 945 г. Так полагал и В. М. Истрин (см. его статью «Договоры русских с греками X века» в Т. 29 ИОРЯС. С. 390).

[177] Слышавше же печенези се, заступиша порогы. — Одним из условий договора Святослава с греками было требование, чтобы византийцы гарантировали беспрепятственное возвращение русичей в Киев. Однако печенеги отказались дать византийцам эти гарантии, а византийцы не сообщили об отказе Святославу.

[178] Вручий — Овруч, город на севере современной Житомирской области на Украине.

[179] Не хощю розути Володимера... — В Л ответ Рогнеды более резкий: «не хочю розути робичича» — намек на происхождение княжича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Разувание мужа — элемент свадебного обряда.

[180] Дорогожич — урочище между Киевом и Вышгородом.

[181] Ядый хлебъ... на мя лесть.— Пс. 40, 10.

[182] Языкы своими... Господи. — Там же. 5, 10—11.

[183] Мужи крови... дний своих. — Там же. 54, 24. Следует «крови и льсти».

[184] Рось — правый приток Днепра, впадающий в него южнее Киева. По реке проходила граница русских княжеств со Степью.

[185] ... Перуна деревяна... Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).

[186] ... женъ 700, а наложьниць 300. — Об этом говорится в Библии: 3 Цар. 11, 3.

[187] Велий бо Господь... несть числа! — Пс. 146, 5.

[188] Не внимати зле жене... неблагоразумна.— Притч. 5, 3—6.

[189] Дражьши есть... въ вратехъ мужа ея. — Там же. 31, 10—29, 31—32.

[190] ... Перемышль, Червенъ... — Перемышль — город на реке Сан, ныне Пшемысль в Польше, Червен — город в междуречье рек Вепш и Западный Буг. Древняя Червенская земля — ныне приграничный район Польши к югу от города Хелм.

[191] Ятвяги — древнепрусское племя, обитавшее между реками Неман и Нарев (к северо-западу от города Гродно).

[192] И нареку не люди моя люди моя... — Ос. 2, 23.

[193] Во всю землю... глаголи ихъ. — Пс. 18, 5.

[194] Пищань (Пещана) — правый приток реки Сож, впадающий в нее близ устья реки Прони (около города Славгород).

[195] Иде Володимиръ на Болъгары... И тако победи болгары. — На каких болгар — волжских или дунайских — ходил Владимир? «Память и похвала Владимиру» упоминает в этом случае «серебряных», т. е. волжских болгар. А. П. Новосельцев высказывает осторожное предположение, что речь могла идти о приазовских (черных) болгарах (Хазарское государство. С. 227).

[196] Приидоша болгаре веры бохъмичи... — В 922 г. хан города Булгара Альмас начал объединять болгарские племена и для упрочения своей власти принял ислам. Славяне называли Мухаммеда — Бохмит.

[197] Аще кто пьеть... славу Божию...— 1 Кор. 10, 31.

[198] ... жидове козарьстии... — В Хазарии существовали колонии этнических евреев — купцов и ремесленников, а с последней четверти VIII в. правящая верхушка каганата исповедовала иудаизм. Однако среди других религий, приверженцы которых жили в Хазарии (ислам, христианство, языческие культы), иудаизм, по сведениям арабских авторов, занимал более чем скромное место (Новосельцев. Хазарское государство. С. 144—154).

[199] ... предана бысть земля наша хрестьяномъ. — Эти слова указывают на позднее происхождение фрагмента: христианское Иерусалимское королевство возникло на территории Палестины лишь в 1099 г.

[200] ... уподобльшеся Содому и Гомору... погрязоша... — Об уничтожении небесным огнем этих городов, жители которых погрязли в грехах, говорится в Библии (Быт. 19, 24—25).

[201] Се есть тело мое... новаго завета. — Компиляции с использованием цитат из 1 Кор. 11, 24—25 и Мф. 26. 28.

[202] И нача философъ глаголати сице... — Далее следует так называемая «Речь философа» — краткое изложение Священной истории, с которым будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер. «Речь философа» считали составленной в Болгарии (А. А. Шахматов, А. С. Львов), в западнославянских землях (Н. К. Никольский), на Руси (Д. С. Лихачев). Последняя точка зрения подтверждается большим числом текстуальных параллелей в «Речи» и других компилятивных сочинениях, созданных на Руси. В «Речи философа» много апокрифичееких сюжетов, некоторые из них отмечаются далее в комментарии.

[203] ... полъ ихъ възиде... под твердь. — Согласно Библии, землю накрывает куполообразная «твердь» (небосвод), а первозданные воды частью остались на земле в виде морей и озер, а частью были возведены над твердью.

[204] Въ 6 день... человека. — В И текст испорчен; в Л, как и в Библии (Быт. 1, 25), говорится: «В 6-й же день створи Богь звери, и скоты, и гады земныя; створи же и человека».

[205] Еда азъ стражь есмь брату моему? — Цитата из Библии (Быт. 3, 9), однако упоминания о том, как Сатана учил Каина способу убийства, о тридцатилетнем оплакивании Авеля, о том, как птенцы подсказали, как похоронить убитого, а также сведения о детях Адама — апокрифические мотивы.

[206] Неврод. — Это имя отсутствует в библейском рассказе о Вавилонской башне (Быт. 11, 3—8), нет в нем и указания на число языков, нет слов о том, что Евер сохранил язык Адама — все это апокрифические мотивы.

[207] Се же Серухъ... Арана. — Согласно Библии (Быт. 11, 22—26), у Серуха был сын Нахор, внук Фарра и правнуки — Аврам (Авраам), Нахор и Аран. Рассказ о протесте Авраама против деятельности отца, изготовлявшего идолов, и о гибели Арана — апокрифический.

[208] Моисий же... попра ̀и. — Сюжет о поступке младенца Моисея апокрифический.

[209] Изъ щрева преже деньница родихъ тя. — Пс. 109, 3.

[210] При семъ разделися царство... в Самарии. — После смерти Соломона (ок. 928 г. до н. э.) Израильско-Иудейское государство распалось: Израиль (с центром в Самарии) просуществовал до 722 г. до н. э., когда он был завоеван ассирийским царем Саргоном II; Иудея (с центром в Иерусалиме) была завоевана вавилонским царем Навуходоносором II в 586 г. до н. э.

[211] ... Валу... еже есть Арей... — Ваал — божество древних семитов. Однако Ваал не был богом войны, и сближение его с Ареем (богом войны у греков) ошибочно.

[212] Преставлю царство... блудяще въ языцехъ. — Ос. 1, 4 и 6; 9, 17.

[213] Аще станеть Самуилъ... не помилую ихъ... Тако глаголеть Господь... въ устех июдескыхъ. — Иер. 15, 1; 44, 26.

[214] Тако глаголеть Господь... помиловати пакы. — Иез. 5, 8, 10—11.

[215] Уже несть ми хотенья... въ вся языкы. — Мал. 1, 10—11; 2, 9.

[216] Тако глаголеть Господь... не приведу тя... Възненавидехъ праздникы... не приемлю. — Ис. 1, 24—25; 1, 14.

[217] Слышите слово... не приложи въстати. — Ам. 5, 1—2.

[218] Тако глаголеть Господь... не будет въ вас. — Мал. 2, 2.

[219] Законъ от мене... страны уповают. — Ис. 51, 4—5.

[220] Тако глаголеть Господь... будут мьне въ люди. — Иер. 31, 31—33.

[221] Ветхая мимоидоша... песнь нову. Работающим ми... имя всей земли. Домъ мой... по всемъ яэыком.— Ис., 42, 9—10; 65, 15—16; 56, 7.

[222] Открыеть Господь... Бога нашего. — Там же. 52. 10.

[223] Хвалите Господа... вьси людье. — Пс. 116, 1.

[224] Рече Господь Господеви... ногама твоима. — Там же. 109, 17

[225] Рече Господь... родих тя. — Там же. 2, 7.

[226] Не солъ, ни вестьникъ... спасеть ны. — Ис. 63, 9.

[227] Яко детищь родися... нестъ конца. — Там же. 9, 6—7.

[228] Се въ утробе девая... имя ему Еммануилъ. — Там же. 7, 14.

[229] Ты, Вифлеоме, доме... на сыны Израилевы. — Мих. 5, 2—3.

[230] Се Богъ наш... съ человекы поживе. — Вар. 3, 36—38. Иеремия назван в тексте ошибочно.

[231] Человекъ есть... яко человекъ же умираеть. — Иер. 17, 9.

[232] Не послушаша... глаголеть Господь. — Зах. 7, 13.

[233] Тако глаголеть Господь: Плоть моя от нихъ. — Ос. 9, 12.

[234] О люте души ихъ... Свяжемъ праведника. — Ис. 3, 9—10.

[235] Азъ не супротивлюся... от студа заплеваниа. — Там же. 50, 5—6.

[236] Приидите, въложим древо... животъ его. — Иер. 11, 19.

[237] Узрите жизнь... очима вашима. — Вт. 28, 66.

[238] Въскую шаташася языци. — Пс. 2, 1.

[239] Яко овьча... веденъ бысть. — Ис. 53, 7.

[240] Въстани, Боже, суди... въ всех странах. — Пс. 81, 8.

[241] Да въскреснеть Богъ... врази его. — Там же. 67, 22.

[242] Въскресни, Господи... рука твоя. — Там же. 9, 33.

[243] Сходящии въ страну... светъ восияеть на вы. — Ис. 9, 2.

[244] Ты въ крови завета... не имущи воды. — Зах. 9,11.

[245] ... но архиереи обладаху... иже облада ими. — После правления в Иудее Маккавеев (с 152 до 37 г. до н. э.) римляне передали власть Ироду, отличавшемуся исключительной жестокостью. Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что с Иродом, умершим в 4 г. до н. э., христианское предание связывает «избиение младенцев» в канун рождества Христа.

[246] Радуйся, обрадованная, Господь с тобою! — Лк. 1, 28.

[247] Иван — Иоанн Предтеча — проповедник, предвещавший явление Христа и крестивший Иисуса в водах Иордана.

[248] Се есть сынъ мой възлюбленый, о немъже благоизволих. — Лк., 3, 22.

[249] Пилат — римский наместник в Иудее в 26—36 гг.

[250] ... место краньево... — От греч. «кранион» — череп. Название дано холму в окрестностях древнего Иерусалима по сходству его очертаний с черепом (отсюда же термин — «лобное место», как место казни). Тот же холм именуется Голгофой.

[251] ... перьвее... — С этого места до слов «слышати их» (с. 152) текст приводится по X, а от слов «да аще кто» и до слов «мужи добры» по Л. В И утрачен лист.

[252] Василий и Константин — императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976—1025 гг.) и Константин VIII (976—1028 гг.).

[253] ... иде Володимеръ с вои... затворишася корсуняни въ граде. — До сих пор не прекращаются споры о дате похода Владимира на Корсунь (Херсонес) и причинах, этот поход вызвавших. Так, по версии О. М. Рапова, события развивались следующим образом. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж. Императоры Василий и Константин обратились за военной помощью к Владимиру, со своей стороны пообещав отдать за него свою сестру Анну, при условии, что Владимир примет крещение. Разгромив с помощью шеститысячного русского корпуса своего противника под Хрисополем, императоры не спешили исполнить свое обещание и прислать на Русь Анну. Именно тогда Владимир и осадил Корсунь. Поэтому крещение самого Владимира (тайное) произошло в 988 г., перед предполагаемым приездом Анны, а крещение киевлян состоялось уже после возвращения Владимира из корсунского похода — в 990 г. (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988). Польский историк А. Поппе выдвинул версию, что осада Корсуни была актом в поддержку императоров, так как город был захвачен мятежниками (О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989 гг. // Вестник МГУ. 1978. Серия 8. № 2).

[254] ... яко в поганыя... — Выражение бессмысленное; вероятно, более правильное чтение сохранено в Л: «Яко в полонъ, рече, иду...».

[255] ... въ церкви святое Софьи...— В Л — «крести же ся въ церкви святаго Василья» (ПВЛ. С. 77). Отметим, что в ПВЛ упоминается и киевская церковь святого Василия, поставленная на месте языческого капища (С. 56). Но Б. А. Рыбаков считает, что фраза в статье 980 г. — «на томъ холме ныне церкы есть святаго Василья, якоже последе скажем» — «носит явно вставной характер» (Язычество Древней Руси. С. 426). Во всяком случае летописец к упоминанию этой церкви не возвратился, как обещал. Если вспомнить еще версию о крещении Владимира в городе Василеве, то окажется, что с именем святого (небесного патрона Владимира) связан ряд неясных упоминаний (См. также: Лихачев. Комментарии. С. 338).

[256] ... подобосущенъ и присносущенъ. — Отмечалось, что выражение «подобосущен» вместо «единосущен» носит еретический, арианский характер; возможно, это объясняется и неверным переводом (См.: Лихачев. Комментарии. С. 340).

[257] Веруй же семи сборъ святыхъ отець... — Далее упоминаются семь вселенских церковных соборов, на которых вырабатывались ортодоксальные догматы христианства. Соборы происходили в 325 г. (Никейский), в 381 г. (Константинопольский), в 431 г. (в Эфесе), в 451 г. (в Халкидоне), в 553 г. и в 680 г. (в Константинополе), в 787 г. (в Никее), в 869—870 гг. (в Константинополе).

[258] Якоже глаголеть Василей... приходить. — Изречение византийского богослова Василия Великого включено в летопись через посредство болгарского перевода Богословия Иоанна Дамаскина. См.: Лихачев. Комментарии. С. 341.

[259] Петр Гугнивый — символический образ папы-отступника.

[260] ... мощи святаго Климента... — Святой Климент умер в ссылке в Крыму, чем и объясняется нахождение его мощей в Херсонесе. Мощи были перенесены в киевскую Десятинную церковь; культ Климента получил распространение на Руси. См.: Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента Римского и Кирилло-Мефодиевская традиция // Slavia. Praha. 1974. Roč. 43, seš 1 S. 28—46.

[261] Велий еси, Господи, чюдная дела твоя! — Компиляция из Псалтыри (144, 3 и 5).

[262] Наутрея же изииде Володимеръ... бе-щисла людий. — По гипотезе О. М. Рапова, крещение киевлян произошло 1 августа 990 г. См. сноску 253.

[263] Вь оны дни услышать... языкъ гугнивыхъ. — Ис. 29, 18.

[264] Помилую, егоже хощю. — Исх. 33, 19.

[265] Пакы банею бытия и обновлениемь духа. — Тит. 3, 5.

[266] Велаи бо еси …дела твоя. — Пс. 144, 3—5.

[267] Придете, възрадуемься... исповеданиемь. — Там же. 94, 1—2.

[268] Исповедающеся ему, яко благъ... от врагъ наших. — Там же. 135, 1 и 24.

[269] Воспойте Господеви... хваленъ зело. — Там же. 95, 1—4.

[270] И величью его несть конца. — Там же. 144, 3.

[271] Яко радость бываеть... грешнице кающемся. — Лк. 15, 7.

[272] Въскроплю на вы воду... грехъ ваших. — Иез. 36, 25.

[273] Кто яко Богъ... грехы наша въ глубине. — Мих. 7, 18—19.

[274] Братья, елико насъ... житья поидемь. — Рим. 6, 3—4.

[275] Ветхая мимоидоша, и се быша нова. — 2 Кор. 5, 17.

[276] Ныне приближися... день приближися. — Рим. 13, 11—12.

[277] Им же приведение обретохомъ... и стоимъ. — Там же. 5, 2.

[278] Ныне же свободивъшеся... вь священие. — Там. 6, 22.

[279] Работайте Господеви... с трепетомъ. — Пс. 2, 11.

[280] Благословенъ Господь... избавлени быхомъ. — Там же. 123, 6—7.

[281] И погыбе память... вь векы пребываеть. — Там же. 9, 7—8.

[282] И нача ставити городы... по Стугне. — Упоминаются пограничные со Степью реки: Осетр — левый приток Десны, Трубеж и Сула — левые притоки Днепра, Стугна — правый приток Днепра.

[283] ... церковь святыя Богородица — Десятинная церковь, была княжеской церковью, она «должна была стать русской преемницей древнего и священного Корсуня—Херсонеса... в нее были перенесены мощи Климента Римского»; а также «иконы, книги и другая утварь»; «не менее важной должна была стать экономическая деятельность новой церкви», которой передавалась десятина — десятая часть княжеских доходов. См.: Щапов. Государство и церковь. С. 28—32. О десятине см. там же. С. 85—87.

[284] Белгород — город на реке Ирпень в 30 км к западу от древнего Киева (ныне — село Белгородка).

[285] ... на Хорваты. — Куда именно был направлен поход Владимира, не ясно. Д. С. Лихачев отметил, что, возможно, этот поход вспоминали в XIII в.: «иный бо князь не входилъ бе в землю Лядьску толь глубоко, проче Володимера великаго, иже бе землю крестил» (так говорится о рейде вглубь территории Польши князя Даниила Романовича в статье 1229 г. Ипатьевской летописи. См.: Лихачев. Комментарии. С. 346—347).

[286] ... нарче ú Переяславль, зане перея славу отрокъ. — Однако Переяславль упоминается еще в договоре Олега с Византией. Следовательно, либо легенда была лишь позднее соотнесена с именем Владимира (См. Лихачев. Комментарии. С. 347), либо приурочена к возведению в Переяславле новых укреплений.

[287] Призри с небеси... десница твоя. — Пс. 80, 15—16.

[288] Василев — город на реке Стугне в 35 км южнее Киева. Ныне — Васильков.

[289] И празнова князь... на Успение святыя Богородица... — Д. С. Лихачев, отметив, что «спасение» Владимира от печенегов и закладка церкви произошли в один и тот же день — 6 августа, пишет: «Ясно, что оба события не могли относиться к одному дню. Поэтому, очевидно, поражение Владимира в Васильеве и построение им церкви Преображения относятся к разным годам (возможно, что Владимир освятил церковь ровно через год — в годовщину своего спасения)» (Лихачев. Комментарии. С. 349).

[290] Блажении милостивии... помиловани будуть. — Мф. 5, 7.

[291] Продайте имения ваша и дайте нищимъ. — Лк. 12, 33.

[292] Не <...> скрывайте... ни татье крадуть. — Мф. 6, 19—20.

[293] Благъ мужь милуя и дая. — Пс. 111, 5.

[294] Дая нищимъ, Богу в заемь даеть. — Притч. 19, 17.

[295] Куна — мелкая денежная единица, равная в X—XI в. 1/25 гривны.

[296] ... возити по градомъ... — Текст испорчен. Перевод сделан по Л, где читается «возити по граду».

[297] ... и гридьмъ, и соцькимъ, и десятникомъ... — В Л — «десяцьким». Гриди — члены младшей дружины, сотские и десятские — знатные горожане, выполнявшие административные функции.

[298] ... с Болеславомъ... Ондроникомъ Чьшьскымъ. — Названы польский король Болеслав 1 Храбрый (992—1025 гг.), венгерский король Стефан (Иштван) (997—1038 гг.) и чешский князь Андрих (Олдржих) (1012—1034 гг.). Имя последнего искажено в И, в Л — «Андрихомь». То, что назван именно Андрих, а не его предшественник — Яромир (1003, затем 1004—1012 гг.), говорит о том, что статья рассматривает международные связи Владимира ретроспективно.

[299] ... мужи вь граде — явная описка. Первичное чтение, вероятно, сохранено Софийской первой летописью: «мужи вь родехъ».

[300] Малфрид — по предложению А. А. Шахматова, речь идет о матери Владимира — Малуше. Но это отождествление представляется спорным (см.: Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985. С. 225).



Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-vremennyh-let/nachalo-knyazhenya-svyatoslavlya.htm

Категория: Мои статьи | Добавил: ivanov-ostoslavskiy (26.11.2021) | Автор: Павел Игоревич Иванов-Остославский E
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz