Примечания.
[301] Умре же Володимиръ... в Кыеве. — Из текста ПВЛ не ясно, почему приближенные Владимира опасаются Святополка. Но из хроники Титмара Мерзебургского выясняется, что Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава, вынашивал планы заговора против отца. Тот, узнав об этом, заточил Святополка и его жену в темницу, но, по свидетель-ству летописи, к моменту смерти Владимира Святополк оказался на свободе (См.: Латинские источники. С. 66—67, 80—83).
[302] И нощью же межи клетми проимавъше помостъ... и везоша... — Вынос тела через разобранную крышу и перевозка покойника на санях (в любое время года) — элементы древнерусского похоронного обряда.
[303] Се есть новы Костянтинъ... подобьно ему. — Владимир уподобляется Константину Великому, провозгласившему христианство государственной религией в Римской империи.
[304] Идеже умножися грехъ... благодать. — Рим. 5, 20.
[305] В нем тя застану, в том ти и сужю. — Изречение сходно с Прем. 11, 17. Обширный фрагмент от слов «Аще бо преже в невежьстве...» и до слов «... въ память предъ Богомь» отсутствует в Л и Р.
[306] Живъ азъ, Аданай …от пути своего злаго. — Иез. 33, 11.
[307] Праведный не возможе... доме Израилевъ! — Там же. 33, 12—16 и 20.
[308] Милостыни бо хощю, а не жерьтве. — Мф. 9, 13.
[309] Молитвы твоя... предъ Богомь. — Деян. 10, 31. Отсюда возобновляется параллельный текст Л и Р.
[310] Умершю праведному, не погибнеть упованье. — Притч. 11, 7.
[311] Скоры суть бес правды... душю емлють. — Притч. 1, 16—19.
[312] Господи! Что ся умножиша... на мя мнози. — Пс. 3, 2.
[313] Яко стрелы твоя... предо мною есть. — Там же. 37, 3 и 18.
[314] Господи! Услыши молитву... душю мою. — Там же. 142, 1—3.
[315] Ексапсалмы — шесть псалмов, читающихся во время определенных служб в церкви.
[316] Обыидоша мя... избави мя. — Пс. 21, 13 и 17; 7, 2.
[317] Рече бо... азъ иду. — Эта фраза, отсутствующая в Л и Р, читается в Чтении о Борисе и Глебе Нестора в текстуально сходном с летописью фрагменте. Она восходит к Хронике Амартола (С. 92). Ахав — нечестивый израильский царь (3 Цар. Гл. 16—22).
[318] Аще воистину убо... змиину. — Этот фрагмент также отсутствует в Л и Р. Он восходит к Псалтыри (37, 2—5).
[319] ... на Смядине в корабли. — Смядынь — приток Днепра в окрестностях Смоленска. В мае 1991 г. на предполагаемом месте убийства Глеба была заложена и освящена памятная стелла.
[320] Се коль добро... братома вкупе! — Пс. 132, 1.
[321] Възвратишася грешници въ адъ. — Там же. 9, 18.
[322] Оружье изьвлекоша грешници... погибънуть. — Там же. 36, 14—15, 20.
[323] Что ся хвалиши о злобе... живущихъ. — Там же. 51, 3—7.
[324] Азъ вашей погибели... насытяться. — Притч. 1, 26 и 31. Эта цитата отсутствует в Л и Р.
[325] Даеть Богъ власть... дасть. — Дан. 5, 21.
[326] Согрешиша от главы... до простыхъ людий. — Толкование на Ис. 6 6.
[327] Люте бо граду... князь унъ. — Еккл. 10, 10.
[328] Отъиметь Господь... обладающа ими. — Ис. 3, 1—4.
[329] Ракома — княжеское село к югу от Новгорода.
[330] Уже мне сихъ не кресити. — Как полагает Д. С. Лихачев (Комментарии. С. 361), это речевая формула, знаменующая отказ от родовой мести.
[331] ... варягъ тысящю, а прочихъ вой 40 тысящь... — В Новг. перв. лет. иначе: «варягъ бяшеть тысяща, а новгородцовъ 3000» (С. 175).
[332] Бе же тогда Ярославъ лет 28. — Цифра 28 читается в X, читалась и в И, но затем исправлена на «18». В Л: «И бы тогда Ярославъ Новегороде лет 28». Оба эти расчета ошибочны: в 1016 г. Ярославу было 38 лет, а в Новгороде он княжил лишь с 1100 г.
[333] ... и погореша церкви. — Во время этого пожара, как полагает Я. Н. Щапов (Государство и церковь. С. 24—25), вероятно, сгорела и деревянная церковь святой Софии. Новая, также деревянная, церковь была возведена в 1018 г. Титмар Мерзебургский сообщает, что в 1018 г. киевский архиепископ (митрополит), принимая польского короля Болеслава, «почтил пришедших в соборе святой Софии, который в прошлом году, к сожалению, сгорел» (Латиноязычные источники. С. 68—69, 93—94).
[334] И приде Волыню... рекы Буга. — Волынь — город на реке Западный Буг западнее Владимира Волынского.
[335] Болеслав же вниде в Кыевъ сь Святополкомъ. — В Софийской первой летописи сообщается, что Болеслав обесчестил сестру Ярослава — Предславу. Этот факт подтверждает и Титмар Мерзебургский (Латиноязычные источники. С. 69, 94—95).
[336] ... по осмидесять гривенъ. — Так же читается в Р; в Л, Новгородской четвертой и Воскресенской летописях — «по 18 гривенъ».
[337] ... възма имение и бояры Ярославле и сестре его... — Титмар сообщает, что в Киеве Болеславу «была показана неописуемо богатая казна, большая часть которой была роздана Болеславом своим союзникам и сторонникам, а другая часть отправляется на родину». Подтверждает Титмар и пленение Болеславом мачехи Ярослава (новой жены Владимира) и его сестер (Латиноязычные источники. С. 69).
[338] Альта — приток реки Трубеж (к юго-востоку от Киева).
[339] Его же и по правде... немилостивно вьгна. — Цитата из Хроники Амартола (С. 215—216): говорится о болезни царя Иудеи Ирода Агриппы, тело которого покрылось зловонными язвами.
[340] Рече бо Ламехъ... створихъ се. — Быт. 4, 23—24.
[341] ... новы Авимелех... тако и сь бысть. — Святополк сравнивается с библейским персонажем — Авимелехом, незаконнорожденным сыном Гедеона, после смерти отца убившим 70 своих братьев (Суд. 9, 5).
[342] Судомирь — река, приток реки Шелонь.
[343] ... избиваху старую чадь... держать гобино. — Представляется верным истолкование этого эпизода И. Я. Фрояновым: речь идет не о социальных волнениях, как обычно понимается этот сюжет, а об «языческих ритуальных убийствах старейшин-вождей, обвиненных в пагубном влиянии на урожай» (Фроянов И. Я. Волхвы и народные волнения в Суздальской земле 1024 г. // Духовная культура славянских народов: Литература. Фольклор. История. Л., 1983. С. 34). Аналогичная ситуация описана и в статье 1071 г.
[344] ... Акунъ сь лепъ... — Исследователи полагают, что речь идет не о слепом воеводе (если читать: «сьлепъ»), а о «лепом», т. е. красивом. Ошибочное понимание текста отразилось в Киево-Печерском патерике, где упоминается брат «Якуна Слепаго» (См.: Лихачев. Комментарии. С. 371).
[345] Листвен — урочище к северу от Чернигова.
[346] ... родися у Ярослава другый сынъ, и нарече имя ему Изяславъ. — Летописец считает Изяслава вторым по старшинству (после Владимира, родившегося в 1020 г.). Но в перечне князей в Новг. перв. лет. говорится: «Родися у Ярослава сынъ Илья, и посади в Новьгороде, и умре» (с. 161). Судя по контексту, Илья мог княжить между 1019 и 1036 гг. Однако в перечне сыновей Ярослава в статье «Родословие тех же князей», предшествующей основному тексту, Илья не упомянут.
[347] Белз — город на Волыни (на севере Львовской области Украины).
[348] Юрьев — ныне г. Тарту (Эстония).
[349] ... бысть мятежь великъ... мятежь вь нихъ. — Летописец ошибается: Болеслав I умер в 1025 г., а мятеж произошел в 1030 г. (Лихачев. Комментарии. С. 373). По мнению В. Д. Королюка, здесь имеется в виду мятеж в конце правления Болеслава Забытого — в 1037—1038 гг. (Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964. С. 282).
[350] Жидята — Лука Жидята (сокращение от имени Жидислав) — новгородский епископ (ум. 1059—1060 гг.). До нас дошло его «Поучение к братии».
[351] Заложи Ярославъ городъ великый... святыя Орины. — При Ярославе территория Киева, окруженная защитными сооружениями, расширяется в восемь раз, сравнительно с «городом Владимира», возводятся «Золотые врата» с надвратной церковью Благовещения, создаются княжеские монастыри — Георгиевский (Георгий — крестильное имя Ярослава) и Ирининский (Ирина—Ингигерда — жена Ярослава), строится знаменитый Софийский собор. Но среди исследователей не прекращаются споры: подводит ли статья 1037 г. итоги строительной деятельности Ярослава или же, напротив, оценивает ее, забегая вперед. В частности, есть сторонники мнения, что Ярослав в 1037 г. осуществил закладку Софийского собора (как сказано в ПВЛ), и есть суждения, что собор был к этому времени уже возведен (См., например: Логвин Г. Н. К истории сооружения Софийского собора в Киеве // Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977. С. 169—174; Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. М., 1987. С. 178—181).
[352] И собра писце многы... языкъ и писмо. — Действительно, к середине XI в. древнерусские книжники располагали переводами византийских хроник, житий, памятников гимнографии, торжественного и учительного красноречия и т. д.
[353] Азъ, премудрость... обрящють. — Притч. 8, 12—13, 14—17.
[354] Священа бысть церкви... митрополитомъ Феопеньтомь. — Почему Десятинная церковь (если речь идет о ней) освящена так поздно (о ее освящении говорится уже в 996 г.)? Полагают, что это повторное освящение после ее перестройки. Д. С. Лихачев допускал, что речь идет об освящении Софийского собора (Комментарии. С. 989), но тогда ошибка двойная: собор не был заложен при Владимире.
[355] Мазовшане — жители Мазовии, северо-восточной области Польши (ныне с центром в г. Плоцке). Поход был осуществлен по просьбе короля Казимира, обеспокоенного отложением мазовского князя Мстислава.
[356] Ямь (емь) — одно из племен — предков финского народа.
[357] ... воеводьство поручи Вышате, отцю Яневу. — А. А. Шахматов считал, что киевский воевода Вышата, сын новгородского посадника Остромира (по заказу которого было переписано в 1056—1057 гг. Евангелие — древнейшая из сохранившихся русских рукописных книг), был информатором летописца Никона, от которого последний узнал ряд новгородских преданий. Вышата, по мнению Шахматова, рассказал летописцу и о подробностях похода 1043 г.
[358] Константин Мономах — византийский император (1042—1055 гг.).
[359] ... сьседавшися в корабле свое. — Эта фраза не ясна по смыслу. Попытку ее истолкования см.: Поппе А. К чтению одного места в Повести временных лет // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24, с. 54—57.
[360] В сии же времена вьдасть... победивъ Ярослава. — Казимир I Пяст, возвратившийся в Польшу из Венгрии, был заинтересован в союзе с Русью для совместной борьбы с Мазовией и Литвой. Союз был скреплен браком Казимира с Марией Добронегой. Однако о дате возвращения Казимира и дате его брака с Марией существуют разные мнения: возможно, брак был заключен еще в 1039 г. (См.: Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964. С. 305—307).
[361] ... вь церкви святыя Богородица в Володимери. — В Л слов «в Володимери» нет. Речь идет, вероятно, о церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Вероятно, кто-то из переписчиков ПВЛ добавил «Володимери» в значении притяжательного прилагательного (построенной Владимиром), в дальнейшем это слово было принято за название города.
[362] ... егоже роди мати от волъхвования. — Скорее всего речь идет о том, что мать Всеслава прибегла к помощи знахарей либо при тяжелых родах, либо желая избавиться от бесплодия. Устойчивое представление, по которому рождение Всеслава «от волхвования» свидетельствует об его причастности чародейству (Лихачев Д. С. Комментарий исторический и географический // Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 454), думается, не имеет достаточных оснований и возникло в результате толкования «Слова о полку Игореве». Что значит далее слово «язвено» — не ясно.
[363] Преставися... февраля вь 10. — Речь идет о жене Ярослава — Ингигерде (Ирине), дочери шведского короля Олафа.
[364] Постави Ярославъ Лариона... собравъ епископы. — Впервые на Руси митрополитом стал не грек, а русский — Иларион, бывший до этого священником церкви в княжеском селе Берестове. Иларион был выдающимся проповедником и богословом, автором знаменитого церковно-политического трактата — «Слова о Законе и Благодати».
[365] человекъ, именемь мирьскимь... — Возможно, здесь пропущено мирское имя Антония.
[366] Святая Гора — Афон. Афонские монастыри располагались на восточном мысе Халкидонского полуострова (в северной части Эгейского моря). С начала XI в. на Афоне существовал и русский монастырь.
[367] ... лет 40 николиже никаможе... — Расчет лет ошибочен. Если Антоний уединился в пещере при князе Изяславе (1055—1073 гг.), а умер в 1072—1073 гг., то он не мог прожить в пещере сорок лет. Вероятно, число сорок употребляется как эпическое обозначение длительного периода.
[368] ... манастырь святаго Дмитрея... — Монастырь был поставлен Изяславом в честь Дмитрия Солунского — своего небесного патрона.
[369] Феодосий — церковный деятель, автор нескольких поучений. Пространное «Житие Феодосия Печерского» написано Нестором. См. текст «Жития» в наст. томе.
[370] ... Михаилъ, чернець манастыря Студискаго... митрополитомъ Георгиемь. — Георгий стал митрополитом после 1065 г., тогда же с ним и мог приехать Михаил. В Киево-Печерском патерике об обретении устава говорится иначе: Феодосий посылает «в Костянтинь град к Ефрему Скопцю, да весь устав Студийскаго манастыря принесеть, исписавь». Студийский монастырь в Константинополе славился в XI в. своим строгим уставом.
[371] ... к нему же и азъ придохъ... от рожения моего. — От чьего лица сказаны эти слова? А. А. Шахматов считал, что от имени составителя Начального свода, А. Г. Кузьмин допускает, что они принадлежат летописцу Сильвестру (См.: Кузьмин А. Г. Начальные этапы древне-русского летописания. М., 1977. С. 157—163).
[372] У Всеволода... от цесарице гречькое. — В Л и Р — «от царице грькыне». Речь идет о жене Всеволода (Марии?) — дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода, Владимир, получил от матери прозвание Мономах (См. также сноску 510).
[373] Се же поручаю... будеть вь мене место. — В этих словах сформулирован принцип престолонаследия: во-первых, киевский князь объявлялся старшим по положению среди остальных русских князей, а во-вторых, определялся порядок, согласно которому и киевский и другие княжеские столы в уделах переходили не от отца к сыну, а к старшему в роде. Так, Изяславу на киевском столе должен был наследовать Святослав, а не старший сын Изяслава, Святославу — Всеволод и т. д.
[374] ... а Всеволоду — Переяславль... — В некоторых летописях далее говорится: «А Игорю Володимерь». Действительно, во Владимире Волынском сел Игорь. Пропуск этих слов в Л, Р, И объясняется, по мнению А. А. Шахматова, тем, что на Владимир претендовал Святополк Изяславич, и в сводах, составлявшихся в годы его княжения, неугодное решение Ярослава опускалось.
[375] Торки — кочевое племя тюркского происхождения.
[376] Сокал. — В Л имя этого хана — Искал. Оба варианта имеют тюркские этимологии (см.: Баскаков Н. А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 88), поэтому сложно сказать, какой вариант первичен.
[377] ... на 4-е лето погоре весь городъ. — В Л событию дана совершенно иная трактовка: «на 4-е бо лето пожже Всеславъ градъ»: если в первом случае городской пожар соотносится со «знамением» — течением Волхова «вспять», то во втором пожару дано совершенно «земное» объяснение — набег Всеслава, о котором и будет рассказано в статье 6575 г.
[378] ... выгна Глеба изь Тмуторокана, а самъ седе в него место. — С этим Глебом связывают надпись 1068 г. на знаменитом Тмутороканском камне: «Глеб князь мерил море по леду от Тмуторокани до Кърчева 8054 сажен».
[379] ... звезда превелика... бысть за 7 дний. — В марте — апреле 1066 г. на Земле была видна комета Галлея. Д. С. Лихачев объясняет упоминание знаменья под 1065 г. желанием летописца соотнести его с тем, что «в то же лето Всеславъ... рать почалъ» (Комментарии. С. 394).
[380] Пред сим же временемь солнце пременися... — Речь идет о солнечном затмении 19 апреля 1064 г.
[381] Якоже древле, при Антиосе... на Ерусалимъ. — Выписки из Хроники Амартола здесь и далее попали в летопись через посредство «Хронографа по великому изложению» (См.: Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28), но для удобства указываются страницы издания Хроники. В данном случае говорится о разграблении Иерусалима одним из Селевкидов — Антиохом IV Эпифаном в 168 г. до н. э. (Хроника Амартола. С. 200).
[382] По сем же при Нероне... рати от римлянъ. — Вторая выписка из Хронографа (ср.: Хроника Амартола. С. 262). Речь идет об Иудейской войне, начавшейся в конце правления Нерона (54—68 гг.), и продолжавшейся при его преемниках — Веспасиане и Тите.
[383] И пакы сице бысть... умертвие бяше. — Третья выписка из Хронографа (ср.: Хроника Амартола. С. 421). Упоминается византийский император Юстиниан Великий (527—565 гг.).
[384] Пакы же при Маврикии... о двое главу. — Четвертая выписка из Хронографа (ср.: Хроника Амартола. С. 428). Маврикий — византийский император (582—602 гг.).
[385] По сем же бысть... на Палестинскую землю. — Пятая выписка из Хронографа (см. Хроника Амартола. С. 479). Упомянут византийский император Константин V Копроним (741—775 гг.), сын Леона III Исавра.
[386] Котопан — византийский военный чин.
[387] И совокупившеся обои на Немизе... а Всеславъ бежа. — Битва на Немиге упоминается и в «Слове о полку Игореве» («На Немизе снопы стелютъ головами... Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни...»). Немига, по мнению большинства ученых, речка, протекающая ныне на территории современного Минска в подземном коллекторе. Древний Минск находился в 16 км к западу от будущего города (См.: Поболь Л. Д. Новые данные о древнем Менеске (Минске) //Древности славян и Руси. М., 1988. С. 47—52), поэтому правомерно говорить о том, что, овладев Минском, Ярославичи «поидоша кь Немизе». Однако картина сражения на берегах реки, какой она описывается и в летописи, и в «Слове», с трудом может быть соотнесена с представлением о маленькой речке, притоке Свислочи.
[388] Изяславу же въ шатеръ предъидущю. — Грамматическая конструкция свидетельствует, что фраза, видимо, оборвана. Возможно, далее говорилось о том, как именно был схвачен полоцкий князь, но в тексте остался лишь завершающий штрих: «И тако яша Всеслава...». Такое изъятие вполне вероятно, так как летописец едва ли был склонен сохранять подробности клятвопреступления Ярославичей. Вообще в рассказе о Всеславе много и других умолчаний.
[389] Грехъ ради нашихъ... победиша половци. — Первое столкновение с половцами — кочевым народом тюркского происхождения, заселившим в середине XI века Причерноморские степи, отмечено летописцем под 1061 г. (приход хана Болуша в 1054 г. завершился заключением мирного соглашения). Но именно поражение 1068 г. заставило летописца обратить особое внимание на половцев, которые на два столетия останутся основным источником внешней опасности для южнорусских княжеств: он вставляет обширное рассуждение о «казнях божиих» (См. коммент. к с. 208—210). О русско-половецких отношениях XI—XII в. существует огромная литература. Из последних обобщающих работ укажем: Плетнева С. А. Половцы. М., 1990.
[390] Наводить Богъ по гневу своему... грехъ ради нашихъ. — Шахматов установил, что этот фрагмент — вставка. Для ее соотнесения с собственно летописным текстом в предшествующей фразе были добавлены, разрезая первоначальный текст, слова «грехъ ради нашихъ попусти Богь на ны поганыя» — формулировка, повторяющаяся и в конце отрывка: «приемлемь казнь грехъ ради нашихъ», после чего следует помета: «И мы же на предлежащее возвратимся».
Источник вставки, согласно Шахматову, — «Слово о ведре и казнях Божиих», читающееся в составе сборника «Златоструй», попавшего на Русь из Болгарии и получившего широкое распространение в древнерусской книжности. Шахматов допускает, что летописец обратился не непосредственно к «Златострую», а к составленному кем-то на Руси (возможно, Феодосием Печерским) поучению, основанному на «Слове», но дополненному редактором. Это поучение и было включено в ПВЛ (См.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // ТОДРЛ. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 104—111). См. также: Орешников А. С. К истории начального летописного свода (О составителе и времени составления «Поучения о казнях божиих»). // Труды Московского историко-архивного института. 1961. Т. 16. С. 481—487.
[391] Обратитеся ко мне... постомъ и плачемь. — Иоиль. 2, 12.
[392] Разумехъ... выя твоя... — Ис. 48, 4.
[393] ... удержах... обратитеся ко мне. — Ам. 4, 7—9.
[394] Послахъ на вы... смерти тяжькы... — Там же. 4, 10.
[395] ... свидитель скоро... суетень работая Богу. — Мал. 3, 5, 7, 10—11. 13—14.
[396] ... усты чтуть мя... отстоить от мене... — Ис. 29, 13.
[397] Будет бо... не послушаю васъ. — Притч. 1, 28.
[398] ... акы чадомъ своимъ... послахъ на вы. — Иоиль. 2, 23—25.
[399] Русальи — языческие праздники, проводившиеся в зимние святки и в «зеленые святки» — в середине лета. Судя по осуждающим описаниям христианских проповедников, русалии включали театрализованные представления, пения, танцы, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах (См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 674—682).
[400] См. сноску 390.
[401] Поидемь, высадимь дружину ис погреба. — Из данных слов явствует, что киевляне, находившиеся у двора, принадлежащего отцу Всеслава, полоцкому князю Брячиславу Изяславичу (ум. в 1044 г.), решили освободить «дружину» — вероятно, кого-то из знатных половчан, заключенных в темницу вместе со схваченным Ярославичами Всеславом. Следующим шагом киевлян станет освобождение самого Всеслава.
[402] Сновск — ныне Седнев, город в Черниговщине.
[403] О кресте честный! ... от рова сего. — Эта молитва Всеслава (скорее всего реконструированная самим летописцем), как и последующие рассуждения о силе креста, опровергают предположения ученых о Всеславе как «последнем язычнике», связанном с волхвами. Перед нами — благочестивый христианин, которого за благочестие же и хвалит летописец. Примечательно, что освобождение князя из поруба состоялось 15 сентября, на другой день после двунадесятого праздника — Воздвижения честного креста.
[404] Всеслав же седе вь Кыеве месяць 7. — Летописец умалчивает о княжении Всеслава. Ценный комментарий к событиям см. в статье: Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х годов XI века // ВИ. 1985. № 11. С. 19—35.
[405] Болеслав II — польский князь (1058—1077 гг.) и король (1077—1079 гг.). На его тетке Гертруде был женат Изяслав. Он обратится к Болеславу за помощью и в 1073 г., когда будет свергнут с престола братьями.
[406] ... вьзгна торгъ на гору... — «По-видимому, Изяслав, боясь народных возмущений, начинавшихся обычно на торгу, перевел последний на гору — в город, где можно было легче контролировать его» (Лихачев. Комментарии. С. 401).
[407] ... в манастыре Вьсеволожи на Выдобичи. — Выдубицкий монастырь располагался на берегу Днепра к юго-востоку от Киева.
[408] Ростовец и Неятин — города к юго-западу от Киева.
[409] Голотическ — город в Полоцком княжестве, южнее Друцка.
[410] Бывши бо единою скудости... обилье держить. — Ростов упомянут как центр удела. Волхвы из Ярославля направились вверх по Волге и далее по Шексне до озера Белого. Об этих событиях существует большая литература (См.: Лихачев. Комментарии. С. 402). Но вероятнее всего, это было не восстание обездоленных низов, как трактовалось ранее, а чисто ритуальное действо: ведь женщин приводили к волхвам их братья, сыновья и мужья. Следовательно, и они были убеждены, что колдовство женщин является причиной голода — они «обилье держат», т. е. удерживают урожай. Доказывая это, волхвы «доставали» из тела («прорезая за плечами») съестные припасы. См. также сноску 343.
[411] ... поторъгати браде ею. — «Выдергивание или острижение бороды считалось в древней Руси тягчайшим оскорблением» (Лихачев. Комментарии. С. 404).
[412] ... иному родичь. — В Л и Р — «роженье» (Б. А. Романов перевел это слово как «дочь» (см. ПВЛ, с. 319), что вполне вероятно: речь шла лишь о лицах женского пола).
[413] ... бысть Симонъ волъхвъ... в мечтаньи. — О чудесах Симона рассказывается в апокрифическом «Прении апостола Петра с Симоном волхвом». См. также сноску 111.
[414] Сице творяшеть Аньний, Замврий... и инемь. — О египетских волхвах, пытавшихся соперничать с Моисеем, рассказывается в Библии (Исх. 6, 11—12; 22; 8, 7, 18 и др.), но имена их называются только в апокрифах. Имя Кунон прокомментировать пока не удается.
[415] ... епископъ Петръ... игумень Переяславьский... — Перечисляются епископы Переяславля Южного, Юрьева (южнее Киева) и игумены Киево-Печерского монастыря Феодосий, Михайловского монастыря в Выдубичах — Софроний, Спасо-Берестовского — Герман и Никола, игумен какого-то монастыря в Переяславле. Сведений об этом монастыре нет (См.: Щапов Я. Н. Государство и церковь. С. 131—142).
[416] ... месяца мая вь 20. — В Л — 2 мая, но в И вернее: 20-е мая приходилось в 1072 г. на воскресный день.
[417] ... исперва преступиша сынове... свою землю. — Имеется в виду библейский рассказ о том, как евреи, предводительствуемые Иисусом Навином, отвоевали Палестину от хананеян (согласно Библии — потомков Хама, сына Ноя).
[418] Исав — сын Исаака. В Библии (Быт. Гл. 32) рассказывается о вражде Исава с братом Иаковом, но лишь в апокрифе говорится, что Иаков убил Исава (См.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // Казань, 1877. С. 259).
[419] Масленая неделя — Сыропустная неделя, последняя неделя перед Великим постом. Здесь говорится, вероятно, о Прощеном воскресении, последнем воскресении перед постом.
[420] Пощение бо исперва проображено... показа постное время. — Упоминаются различные сюжеты Священного писания: Адам нарушил запрет не вкушать от «древа познания добра и зла» (Быт. Гл. 2 и 3), Моисей 40 дней находился на горе Синая (Исх. 24, 18). О рождении Самуила говорится в Первой книге Царств (1, 20), но о том, что постилась его мать Анна, не сказано. Жители Ниневии, под влиянием проповедника Ионы, стали поститься и были помилованы Богом (Иона. Гл. 3). В книге Даниила повествуется, как Даниил и три отрока, постившись, обрели великие знания, а Даниил к тому же — способность истолковывать знамения и вещие сны (Дан. 1, 17), пророк Илья постился в пустыне и был по смерти взят на небо (3 Цар. Гл. 17—19, 4 Цар. Гл. 2), отроки — соратники Даниила, брошенные в горящую печь, остались невредимыми (Дан. Гл. 3), сорок дней постился Иисус Христос (Мф. 4, 2; Лк. 1, 13).
[421] ... великий Антоний, и Евьфимий, и Сава... — Упоминаются знаменитые основатели монастырей — Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный. Их жития были известны на Руси (в переводе с греческого) уже, вероятно, в XI—XII вв.
[422] ... канунъ Лазоревъ... — Лазарева суббота, суббота пятой недели Великого поста.
[423] Федорова неделя — первая неделя Великого поста.
[424] Страстная неделя — последняя неделя Великого поста.
[425] Неделя Цветная — Вербное воскресенье — воскресный день шестой недели Великого поста.
[426] Деместник — руководитель церковного хора.
[427] ... яже бе совокупилъ Феодосий... — Далее явный пропуск; этот пропуск есть во всех известных нам списках ПВЛ.
[428] Епитемья — наказание, состоявшее в необходимости совершения каких-либо благочестивых деяний: усердной молитвы, определенного числа поклонов, воздержания от сна, строгого поста и т. д.
[429] Никон — монах Киево-Печерского монастыря, в последние годы жизни (умер в 1088 г.) был игуменом. Это свидетельствует о том, что рассказ о печерских подвижниках составлен не ранее его смерти: упрек игумену при его жизни был бы едва ли допустим в такой форме.
[430] Торопчанин — житель города Торопца (на западе современной Тверской области).
[431] Власяница — грубая шерстяная одежда.
[432] Просфора — хлебец, употреблявшийся при совершении обряда евхаристии (причащения).
[433] ... нача гневатися Изяславъ на Антония изо Всеслава. — Вероятно, Антоний осуждал Ярославичей за нарушения крестной клятвы и захват его в 1067 г.
[434] ... Болъдину гору... — Болдины горы — холмы в западной части Чернигова.
[435] ... придоша после из немець... и болша сего. — Изгнанный из Киева, Изяслав обратился за помощью к императору Священной Римской империи Генриху IV. Посольство Генриха, возглавлявшееся Бурхардом Трирским, отправилось в Киев, где свергнувший Изяслава Святослав постарался богатыми дарами купить нейтралитет императора. По словам автора «Анналов» Ламперта Херсфельдского, Бурхард привез из Киева «столько золота, серебра и драгоценных одежд, что никто не помнил ранее о таком количестве, привезенном в немецкое государство за один раз» (Латиноязычные источники. С. 164—165).
[436] Сице ся похвали Езекий... въ Вавилонъ. — Летописец ошибается: Иезекия показывал свои богатства послам вавилонского, а не ассирийского царя (См.: 4 Цар. 20, 12 и след.).
[437] ... ляхомь в помочь на чехы. — Речь идет об участии Владимира Мономаха в конфликте между чешским королем Вратиславом и польским королем Болеславом Смелым в 1076 г. на стороне Польши. Об этом походе вспоминает в своем «Поучении» и Мономах: «Та посла мя Святославъ в Ляхы: ходивъ за Глоговы до Чешьскаго леса, ходивъ в земли их 4 месецы».
[438] В се же лето родися у Володимера... внук Всеволож. — Сообщение о рождении Мстислава — в будущем новгородского, а затем киевского великого князя в 1125—1132 гг.— читается только в И и X.
Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-vremennyh-let/v-leto-6522.htm
|