В стороне от усадьбы, одиноко на живописной возвышенности, красуется прелестная каменная церковь во имя св. Дмитрия Ростовского, сооруженная в 1814 г. княгиней Екатериной Алексеевной Волконской по плану неизвестного архитектора. По своему типу она принадлежит к купольным храмам-ротондам, образцом которых является Пантеон. Стены церкви не оштукатурены , кроме карнизов, портика и колонн, окрашенных в белый цвет. С восточной стороны ее окружает полукруглая колоннада, имеющая в средине колокольню и оканчивающаяся двумя одноэтажными флигелями, где устроены были богадельни, мужская и женская, причем кухня для них была общая и помещалась под колокольней. Церковь имеет три входа. К центральному входу, украшенному дорическим портиком, ведет широкая каменная лестница, по сторонам которой стоят чугунные треножники-жертвенники с пламенем.
Единственный недостаток этой красиво задуманной композиции заключается в том, что вследствие небольших в сравнении с церковью размеров колоннады и тесноты площадки перед нею, нет возможности сразу охватить взглядом всю архитектурную концепцию. Можно любоваться в отдельности церковью, колоннадой, колокольней; но нет такой точки, с которой открылась бы нам вся совокупность постройки, и нельзя поэтому не согласиться с г. Шамуриным, что "идея оказалась совершеннее исполнения". Внутренность церкви вполне гармонирует с ее изящною и стильною внешностью. Великолепная коринфская колоннада с стильным карнизом и полукруглым куполом придает ей удивительную уютность и пленяет своею простотою и совершенством пропорций. Строитель храма отлично справился с нелегкой задачей приспособления для прославленного богослужения круглого здания, оставляющего мало места для алтаря.
Под церковью устроен фамильный склеп, вход в который со стороны колокольни замыкается решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым княжеским гербом. Сюда, по окончании постройки храма, был перенесен из Рязанской губернии прах князя Дмитрия Петровича Волконского, умершего в 1812 г.. Рядом с ним нашла место своего последнего упокоения и сама храмосоздательница. Ближе к входу погребены: светл. князь Дмитрий Петрович Волконский (умер в 1859 г.) и жена его, светл. княгиня Мария Петровна, рожденная Кикина (умерла в 1856 г.). На открытом месте перед храмом под белым мраморным крестом покоится тело юного князя Дмитрия Петровича Волконского, печально погибшего в 1892 г.
Из парка к церкви ведет липовая аллея, пересекающая проезжую дорогу. Массивный каменный мост, перекинутый через дорогу, построен после 1816 г. С него открывается чудный вид на озеро, отчасти скрытое густою зеленью вековых лип и вязов.
Что касается внутренней отделки господского дома, то следует отметить прежде всего отсутствие в нем излишней роскоши; все проникнуто чувством меры, все просто, но изящно. Несмотря на то, что в доме продолжают жить, что многое вывезено оттуда и столько же, а быть может, и больше, прибавлено к обстановке комнат в новейшее время, совершенно не считаясь с их основным стилем, - дом не потерял своего прежнего облика, сохранив всю прелесть старины.
Нижний, сводчатый этаж дома, почти сплошь занятый лакейскими, буфетной, кухней, кладовыми и т. п. хозяйственными помещениями, представляет мало интереса. Внимания заслуживают лишь комнаты по обе стороны простой биллиардной, расположенной сейчас же за обширной передней и служащей проходом на террасу. Окна всех этих комнат смотрят в парк.
Направо от биллиардной помещается кабинет княгини, обставленный мебелью карельской березы. Эта комната очень уютна и в ней приятно сидеть в жаркие летние дни. Здесь, как и в соседней небольшой комнате, ничего особенно не привлекает глаза, кроме большого ковра ручной работы, середины прошлого столетия. Значительно любопытнее являются комнаты, расположенные по левую сторону от биллиардной. Их три, и все они богаты затеями. Отделаны они в 1840-х годах по идее и под непосредственным руководством княгини Марии Петровны Волконской и при участии академика Солнцева.
Первая из этих комнат представляет собою нечто вроде кабинета и носит название фельдмаршальской. Свод окрашен в голубой цвет, служащий фоном; посредине нарисован увенчанный шлемом щит с гербовым девизом князей Волконских "In Deo spes mea", а вокруг него изображены все русские и иностранные ордена, которыми к тому времени награжден был князь Петр Михайлович Волконский. Стен не видно вовсе: они сплошь заставлены простыми, выкрашенными в серый цвет шкафами готического стиля, двери которых затянуты материей. Над дверями шкафов вырезаны круглые отверстия, в которые вставлены (под стекло) ныне очень ценные гипсовые барельефы-медальоны графа Ф. П. Толстого, изображающие Александра I в вооружении древнего славянского бога Родомысла и "все победы российских войск над Наполеоном, со вступления его в пределы нашего отечества и до вступления наших войск в столицу Франции". Первый из этих медальонов был исполнен вскоре после победы при Лейпциге, а остальные 19 - постепенно, в течение целого ряда лет. Все они подробно описаны и отлично воспроизведены в издании Археографической Комиссии , а потому мы воздерживаемся от их описания; отметим только, что точно такими же медальонами украшена новая Александровская зала Зимнего дворца. Кроме этих медальонов, в Суханове имеется еще бронзовый барельеф того же художника, с изображением "Пира женихов Пенелопы" (из "Одиссеи" Гомера). - В небольшом простенке между окнами, оставленном свободным от шкафов, в готическом обрамлении, крупными буквами начертаны следующие трогательные стихи:
D'un grand homme tout retrace
Ici les gouts et 1'amour
Pour une sainte? une grace
On preparait ce sejour,
Mais le ciel eut besoin d'elle
Et ce lieu doit devenir
Pour l'ami le plus fidele
Le chateau du souvenir.
Обстановка комнаты состоит из простого, выкрашенного в серый цвет письменного стола, четырех таких же готических стульев, очень стильного дивана карельской березы, Александровского времени, и круглого столика, на доске которого нарисован герб князей Волконских, окруженный орденами.
Соседняя, так называемая турецкая комната не менее занятна, хотя "турецкого" в ней чрезвычайно мало - несколько мягких глубоких диванов, два-три золотых полумесяца и коротенькая надпись на стене. Свод и стены разрисованы красками и золотом, производя впечатление какой-то смеси восточного с европейским, но довольно удачной, как по замыслу, так и по исполнению. В этой комнате стоят кровати, и она отводится гостям.
К "турецкой" комнате прилегает египетская. Здесь действительно все выдержано в стиле, давшем комнате ее название, начиная росписью стен и кончая мебелью - массивными столами и диванами, отделанными под камень. Посредством высокой перегородки комната разделена на две неравные между собой части: первая из них имеет два окна, вторая - одно. Перед зеркалом, на перегородке и по углам комнаты расставлено несколько оживляющих ее фигур. Назначение "египетской" комнаты то же, что и "турецкой".
Все эти три комнаты интересны только своею оригинальностью; они имеют характер бутафории и, кроме медальонов графа Толстого, не заключают в себе решительно ничего ценного.
Парадные комнаты все находятся в верхнем этаже.
Первая от лестницы комната - столовая, занимающая самое большое помещение в центральном корпусе. Она имеет четыре окна: из них три выходят в фонарь, а четвертое - непосредственно на двор. Стены голубого тона, украшены белым лепным карнизом и фризом классического стиля. По концам комнаты устроены полукруглые ниши с каминами, карнизы которых поддерживаются двумя белыми грифами. По средине противоположной окнам стены висит больших размеров овальный гипсовый медальон с барельефным изображением императора Николая Павловича, работы Н. Супонева, в черной дубовой раме с металлическими ободками. По обе стороны медальона стоят огромные хрустальные с золоченою бронзою канделябры Императорского завода, на восемь ламп каждый, - подарок Николая I фельдмаршалу Волконскому. На одном из каминов помещается большая продолговатая ваза заграничного фарфора, на другом - отличный бюст императора Александра I темной бронзы, с надписью: С. Rauch fec. den 7 Nov. 1815geformt v. Cis. v. Fischer. Возле камина, на высоких гипсовых подставках, красуется пара чрезвычайно стильных и изящных плоских хрустальных ваз, покоящихся на трех длинных хрустальных же ножках, отделанных золоченою бронзою. Тут же, закрывая собою камин, помещается дубовый комод с книгами. Большой обеденный стол, две дюжины простых дубовых стульев и пять массивных резных столов черного дуба с досками серого мрамора составляют меблировку комнаты. Столовая имеет четыре выхода: на лестницу, в библиотеку, в так называемую "проходную комнату" и в коридор.
До сравнительно недавнего времени стены столовой были заделаны продолговатыми деревянными щитами, обвешанными тарелками Императорского фарфорового завода, стиля ампир, с изображением обмундирования российских войск в Александровское царствование. Таких тарелок было свыше ста и они придавали комнате чрезвычайно нарядный вид. Кроме того, в столовой было еще два хрустальных канделябра, несколько меньшего размера, чем вышеописанные.
Рядом со столовой помещается библиотека - большая квадратная комната, тремя окнами выходящая на двор. Стены ее оклеены белыми, хорошо сохранившимися обоями с коричневым узором, стиля ампир. Особенность этих обоев заключается в том, что они не представляют собою привычных для нас длинных полос, а составлены из сравнительно небольших (3/4 х 3/4 арш.) квадратных листов. Перед окнами и в простенках между ними стоят пять низеньких березового дерева шкафчиков для хранения в них папок и книг большого формата. Над вторым и четвертым из них помещаются высокие зеркала, в рамках березового дерева, занимающие все пространство между окнами. На этих же шкафчиках стоят гипсовые фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли, вышиною около 3/4 аршина, работы Бориса Орловского (Смирнова), - модели памятников, сооруженных на площади перед Казанским собором. Остальные три стены заставлены книжными шкафами красного дерева с резьбою в стиле ампир и со стеклами. Всех шкафов восемь: из них по три помещаются у боковых стен и два у задней. Продолжением первых двух, тройных, шкафов служат одинаковые с ними двухстворчатые двери, благодаря чему оба входа в библиотеку имеют двойные двери: упомянутые красивые и обыкновенные белые.
На шкафах расставлены гипсовые бюсты членов семьи императора Николая Павловича, работы Carl Wichmann, со следующими надписями: Николай Первый 1831; Александра 1832; Александр 1831; Николай 1832; Константин 1831; Александра 1831; Ольга 1831; Мария 1831.
Посредине комнаты помещается продолговатый красного дерева стол, над которым висит темная деревянная люстра местного производства, с лампочками, приспособленными для гарного масла.
Книги расположены в шкафах в алфавитном порядке имен авторов, по два и по три ряда на каждой полке. По приблизительному подсчету, здесь собрано свыше 4000 томов. Составилась библиотека из книг, принадлежавших светл. князю Петру Михайловичу Волконскому, и отчасти, его старшему сыну. Состав ее очень разнообразный, но одним из главных отделов является отдел французской литературы, заключающий в себе все наиболее замечательные произведения писателей второй половины XVIII и начала XIX столетий, в лучших изданиях. Второе по количеству место занимают сочинения исторического содержания, лексиконы, энциклопедии, журналы и довольно большой подбор книг, посвященных сельскому хозяйству, архитектуре и садовому искусству. Особенно выделяется собрание французских художественных изданий с роскошными гравюрами. Книги последнего отдела, ввиду их большого формата, хранятся частью в библиотеке, частью в столовой, проходной комнате и, в особых ящиках, на чердаке. Русские книги - до 2000 томов, преимущественно военного содержания - помещаются на чердаке, занимая там четыре простых шкафа.
Что касается внешнего вида, то все книги переплетены в роскошные переплеты, кожу и марокен, тисненые золотом и с золотым обрезом. Особенно хороши переплеты подносных экземпляров. Для примера нельзя не указать на оригинальную брошюру какого-то архитектора-немца, дошедшего в своем небескорыстном почтении к бывшему министру Двора (от которого зависел не один крупный казенный заказ) до того, что напечатал описание придуманного им "нового способа конструкции крыш" на тончайшем белом шелку, окаймленном червонным золотом, заключив все это в богатейший кожаный футляр. В изобретательности не могли сравняться с этим "специалистом по высокопоставленным сооружениям" ни создатель Исакиевского собора, старательный Монферран, ни бывший его начальник Бетанкур, обессмертивший свое имя постройкой московского манежа или, как тогда говорили, "экзер-циргауза". Оба они очень заискивали у князя Волконского, часто напоминая о себе своими раскрашенными от руки описаниями всевозможных построек. Издания их в большом количестве сохранились в сухановской библиотеке, выделяясь не только своими переплетами, но и приложенными к ним художественно исполненными листами с посвящением. - Все книги снабжены ех-libris'ами и особыми ярлыками, наклеенными на внутренней стороне переплета, с сокращенным названием книг в переводе на русский язык. Кроме того, на всех рисунках, гравюрах и др. приложениях имеются оттиски небольших штемпелей с княжескою короною и инициалами: К. П. В., P. P. V, P. P. W. и P. D. V.
Каталогом библиотеки должен был служить переплетенный в кожу фолиант очень оригинального вида. Листы его имеют ряд продольных прорезов, числом около 10-ти, в которые вставлены билетики для выписывания на них названий книг или имен авторов. Путем перестановки этих билетиков была возможность восстановлять в каталоге строгий алфавитный порядок, постоянно нарушаемый ростом библиотеки. Исписанных листочков мы не нашли ни одного, из чего надо заключить, что практического применения этот каталог не получил. Основанный на принципе так называемой "карточной системы", он должен был вполне отвечать своему назначению, а следовательно, его использованию помешали какие-нибудь посторонние причины. Русские книги имеют особый каталог, представляющий собою переплетенную в желтую кожу рукопись in 4°, в 148 нумерованных страниц, со следующим заглавием: Каталог Русским Книгам библиотеки Села Суханова, составленный в 1853 Году Журковским с разбором книг по шкапам в июне месяце.
В многочисленных папках хранится большое количество всевозможных гравюр, литографий, карт, планов, акварельных рисунков и т. п. - преимущественно видов и архитектурных мотивов. Особо отмеченным заслуживает быть альбом светл. княгини Марии Петровны Волконской, составленный из оригинальных рисунков Брюллова, Орловского, Солнцева, Гаттенбергера, Vernet и многих других художников первой половины XIX столетия. Альбом этот переплетен в зеленую кожу и украшен гербом рода Кикиных. Не менее интересны альбомы с акварельными карикатурами на князей Волконских, их многочисленную родню и знакомых, исполненными в 1870 г. бывшим директором Императорских театров, а потом Эрмитажа, - ныне покойным обер-гофмейстером Иваном Александровичем Всеволжским, который был женат на светл. княжне Екатерине Дмитриевне Волконской (род. 9 октября 1846 г., умерла 20 декабря 1898 г.) - родной сестре теперешнего владельца Суханова.
Дверь против входа в столовую с лестницы открывается в почти квадратную проходную комнату, двумя окнами выходящую в парк. Она оклеена гладкими темно-коричневыми обоями и обставлена резною дубовою мебелью с плетенкой. В простенке между окнами висит продолговатое зеркало в темной деревянной раме с позолотою; перед ним, на высокой гипсовой подстановке, помещается гипсовый же бюст дочери фельдмаршала, светл. княжны Александры Петровны Волконской (род. 7 июня 1804 г., умерла 2 июня 1859 г.), бывшей в замужестве за шталмейстером Павлом Дмитриевичем Дурново (род. 6 марта 1804 г., умер 12 марта 1864 г.), - отцом московского генерал-губернатора в 1906 г. генерал-адъютанта Петра Павловича Дурново, и дедом капитана II ранга Павла Петровича Дурново (умер в Афинах 22 января 1909 г.), который был женат на единственной дочери теперешнего владельца Суханова - светл. княжне Софии Петровне Волконской (род. 27 января 1867 г.)1. В левом углу, перед полукруглой "вогнутой кафельной печью, на четырехгранной гранитной подставке, красуется массивная ваза из яшмы с бронзовыми ручками, исполненная на Императорской гранильной фабрике. На столах возле зеркала обращают на себя внимание две, сравнительно небольшие фарфоровые вазы Императорского завода, эпохи Николая I, на подставках темно-серого мрамора, отделанных золоченою бронзою, а на третьем столе - бык и корова темной бронзы, работы неизвестного французского мастера первой половины XIX столетия. На стенах висят портреты; светл. княжны Софии Петровны Волконской, изображенной девочкой в белом кисейном платье с голубыми лентами, с букетом полевых цветов в руках, и графа Владимира Петровича Клейнмихеля (брата светл. княгини Ольги Петровны Волконской), представленного по грудь, в форме Семеновского полка. Оба портрета исполнены пастелью художником O'Connell, первый в 1868 Г., второй - в 1873 г. Простенок между печью и дверью в столовую занимает дубовый шкаф, немецкой работы, с книгами. С потолка свешивается изящная лепная золоченая люстра с круглым хрустальным дном.
Самое ценное в "проходной" комнате - это невзрачный с виду стол-витрина, в котором хранится ряд вещей, принадлежавших Екатерине Великой. Вещи эти достались князьям Волконским благодаря родству их с Кикиными от любимой камер-фрау императрицы и доверенной особы в самых секретных и интимных делах ее - Марии Саввишны Перекусихиной, состоявшей в продолжении почти сорока лет при государыне и постоянно сопровождавшей ее во всех путешествиях и прогулках, а иногда и на парадных выездах. Екатерина высоко ценила сердечную, бесхитростную преданность этой простой и малообразованной, но умной женщины, знавшей, конечно, больше всех о том, что называлось на придворном языке "комнатными обстоятельствами", ибо не могла не принимать в них участия. К чести ее надо сказать, что ни один из ее многочисленных рассказов, записанных с ее слов современниками, не касается интимной стороны жизни императрицы. Павел I щедро наградил "Уволенную от Двора девицу Марию Перекусихину", пожаловав ей, между прочим, в Петрограде великолепный дом, бывший банкира Сутерланда. В этом доме, окруженная портретами Екатерины и ее мебелью, Перекусихина мирно доживала свой век, скончавшись 8 августа 1824 г., 85-ти лет от роду. У ее брата, сенатора Василия Саввича Перекусихина, была дочь Екатерина Васильевна (род. 1772 г., умерла в 1824 г.), в замужестве за обер-гофмейстером Ардалионом Александровичем Торсуковым (род. 1754 г., умер в 1810 г.) Овдовев, она поселилась в доме Марии Саввишны и жила там со своею единственною дочерью, Марией Ардалионовной (род. 1787 г., умерла в 1828 г.) и ее мужем, статс-секретарем Петром Андреевичем Кикиным (род. 27 декабря 1775 г., умер 18 мая 1834 г.). В этом доме выросла и дочь Кикиных, Мария Петровна, вышедшая замуж за будущего владельца Суханова - светл. князя Дмитрия Петровича Волконского. Куда делась обстановка перекусихинского дома - неизвестно. В Суханове хранятся лишь следующие Екатерининские реликвии: цветная ночная рубашка; легкий, почти прозрачный халат, богато вышитый золотом, серебром и цветными шелками; малиновые бархатные ночные туфли, украшенные блестками и золотым шитьем; небольшой футляр красного сафьяна и в нем несколько металлических пряжек от башмаков; орденские ленты императрицы, уложенные в конверт с надписью: Ленты Андреевская и Георгиевская с Плеча Императ. Екатерины великой. Кроме того, в одной из следующих комнат хранятся еще два крытых" белым узорчатым шелком креслица орехового дерева из туалетной комнаты императрицы.
Дверь налево из проходной комнаты ведет в "кабинет", дверь направо - в "красную гостиную".
В кабинете прежде всего бросаются в глаза его очаровательные обои с золотым растительным узором на темно-зеленом поле. Они придают комнате очень нарядный вид и служат красивым фоном для развешанных по стенам её портретов. Из числа последних выделяются: огромное изображение прусского короля Фридриха-Вильгельма IV во весь рост (неизвестного художника), в богатой золоченой резной раме (дар короля генерал-фельдмаршалу); небольшие копии масляными красками с портретов: Александра I, императрицы Елизаветы Алексеевны и Николая I, - все три с оригиналов Дау; миниатюрный акварельный портрет Александра I, изображенного спиною к зрителю; такого же размера акварельный портрет фельдмаршала Волконского, работы Крюгера (с его же портрета масляными красками, находящегося в "Военной Галерее" Зимнего дворца); превосходный портрет-акварель светл. княгини Марии Петровны Волконской, работы П. Ф. Соколова, изобразившего ее во весь рост, в придворном наряде и с фрейлинским вензелем.
Посреди комнаты стоит большой письменный стол полированного березового дерева, принадлежавший еще князю Петру Михайловичу Волконскому. Среди массы письменных принадлежностей, фамильных портретов, подсвечников, пресс-папье и т. п., разбросанных на этом столе, совершенно теряется одна очень мелкая по размерам, но значительная по воспоминаниям вещица - крошечное хрустальное блюдечко, поддерживаемое сложенными в пирамидку копьями темной бронзы, укрепленными на круглом основании золоченой бронзы. На светлом бронзовым кружочке, образующем дно блюдечке, выгравировано:
De la Chambre
ou N "В" a
Abdique en 1814.
Paris le 23 Aout
1815.
По словам внука фельдмаршала, - это единственная вещь, которую князь П. М. Волконский присвоил себе на память о занятии Парижа союзными войсками.
Между окнами большой мраморный камин с зеркалом, а перед ним - мало интересные в художественном отношении бронзовые часы - дар императора Николая Павловича князю П. М. Волконскому ко дню 50-летнего юбилея состояния князя в офицерских чинах (1 января 1843 г.). Возле камина, в особой витрине хранится фельдмаршальский мундир князя Волконского. В другой витрине собраны все его многочисленные ордена, русские и иностранные; портрет императора Николая I, осыпанный алмазами, для ношения на груди; медали в память постройки дворцов Зимнего и Кремлевского, также с алмазами, и т. п. По части мебели здесь хороши большие мягкие кресла, крытые зеленым шагренем. Нельзя также не упомянуть о двух небольших, с виду простых, но отлично сработанных красного дерева шкафах для хранения деловых бумаг. На одном из них две модели из дерева, исполненные Д. Кузнецовым, талантливым резчиком 1840-х годов: Александровской колонны, в день открытия которой князь Волконский был пожалован титулом "светлости" и теперешнего, монферрановского, Исаакиевского собора, в комиссии по сооружению которого князь числился председателем. У стены, отделяющей кабинет от проходной комнаты, стоит громоздкий шкаф с выдвижными ящиками, где хранятся старые, дела по многочисленным имениям князей Волконских в Калужской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерниях.
В изящной шкатулке, очень ценной по работе, в Суханове долго хранились указы и письма Петра Великого к адмиралтейств-советнику Александру Васильевичу Кикину и другим лицам . Шкатулка поныне украшает кабинет, содержимое же ее передано в род Кикиных.
Общее впечатление от кабинета таково, как будто тут ничего не изменилось со времен генерал-фельдмаршала.
Рядом с кабинетом расположена спальня князя. Эта небольшая в два окна комната, оклеенная красочными узорчатыми обоями 1840-х годов, способна затемнить собою все, что только есть в Суханове ценного в историческом отношении: она обставлена мебелью, бывшей в комнате, в которой скончался Александр I. Мебель эта, знакомая нам по гравюрам и литографиям, изображающим последние минуты жизни императора , была подарена князю Волконскому императрицею Мариею Феодоровною в 1826 г. .
У стены против входа в комнату стоит диван. На изящной бронзовой дощечке, прибитой к его спинке, читаем:
На сем Канапе лежал
Император Александр
Павлович
в первые дни последней Его
болезни в Таганроге 1825 года.
Наискосок против дивана помещается письменный стол с высоким трехстворчатым шкафом; ближе к окнам - стенное зеркало, небольшой комод, шесть стульев и плевательница. Вся мебель орехового дерева, обивка - красная муаровая. Над диваном развешан ряд старых гравюр, изображающих виды битв при Лейпциге, Кульме и пр. Над комодом висит масляная картина, неизвестного художника, на которой представлен парад войскам перед Зимним дворцом, а над кроватью, спрятанною за ширмами, - небольшой профильный портрет императора Александра I в лавровом венке (с бюста И. П. Мартоса). Посреди длинной стены мраморный камин с зеркалом в белой раме с позолотою, на котором, кроме бронзовых часов, ваз и подсвечников, обращают на себя внимание два небольших бюста из дерева, исполненные в 1840 г. Д. Кузнецовым, а именно: светл. князя Дмитрия Петровича Волконского и его брата - светл. князя Григория Петровича Волконского (род. 28 марта 1808 г., умер 24 апреля 1882 г.), бывшего попечителя Петроградского (1842-1845) и Одесского (1845- 1847) учебных округов .
Спальня сообщается с гардеробной, расположенной рядом с библиотекой, небольшой, оклеенной обоями дверью; такая же дверь ведет на балкон, примыкающий к стеклянной галерее.
Направо от "проходной" комнаты, как мы уже говорили, помещается красная гостиная. Она немного меньше столовой, хотя имеет одинаковое с нею количество окон. Обои белые с золотым узором, Николаевского времени. Мебель конца XVIII века, белая с позолотою, крыта красным шелком, сильно потертым и выцветшим; красные же шелковые драпри на окнах сохранились сравнительно лучше. Между окнами - четыре стенных зеркала в золоченых рамах стиля ампир с такими же подзеркальниками; в центре продольной стены - камин белого мрамора с бронзовыми украшениями и зеркалом. На стенах висят портреты: князя Петра Михайловича Волконского, работы Дау (Ахен, 1818 г.); княгини Софии Григорьевны Волконской, работы неизвестного художника (по фотографии, снятой в Италии); Петра Андреевича Кикина и его жены, Марии Ардалионовны, рожденной Торсуковой - работы Карла Брюллова. По левую сторону от камина - большая картина неизвестного художника, на которой изображена геройская смерть одного из представителей ныне угасшей ветви рода Волконских - князя Михаила Константиновича, по прозванию "Хромого". "Состоя в 1610 году первым воеводою в Пафнутьеве монастыре, - пишет по поводу этого события М. Г. Спиридов , - где был осажден поляками и бунтовщиками, он, мужественно защищаясь, все их приступы и усилия обращал во вред им самим; но когда чрез измену во множестве сии враги в монастырь ворвались, тогда сей верный сын отечества хотел лучше умереть при гробе Чудотворца, чем быть изменником и, собрав несколько воинов, встал с ними в церковных дверях и защищаясь поражал с неустрашимостию неприятелей и наконец, быв весь изранен, пал мертв с мечом в руках в церкви у левого клироса".
По углам внутренней стены стоят две дивные вазы Императорского фарфорового завода, вышиною около двух аршин, с изображениями морских видов. На одной надпись: В. Столетов. 1832 года, на другой - Даладугин . Подставками для этих ваз служат высокие четырехгранные тумбы, окрашенные под гранит. По углам наружной стены - пара отличных ваз золоченой бронзы, вышиной около 3/4 аршина, на серых мраморных пьедесталах, а на камине - два золоченой бронзы канделябра, стиля ампир, и такие же часы с именем мастера "Mugnier Н - ier du Roi. В оконных нишах стоят бюсты: мраморный императора Николая I, типа Нормонова 1832 г., и гипсовый цесаревича Александра Николаевича, работы Carl Wichmann 1831 г.
В конце комнаты, под портретом фельдмаршала, помещается небольшая горка с резными вещицами из кости. Они привезены из Архангельска и несомненно принадлежали еще "хозяину русского севера" - А. П. Мелыунову. Самая большая из них и сложная, но наименее интересная изображает группу самоедов. Остальные три представляют собою аллегорические изображения: одна - Екатерина II, две - Петра Великого. И императрица, и император изображены на коне, окруженными непропорционально маленькими пешими фигурами второстепенного характера. Любопытна надпись на одной из этих композиций, изображающей Петра в качестве победителя шведов: "Богом данному, Богом венчанному, Богом хранимому, пресветл: и велико-державн: Государю и вел. Князю Петру Алексеевичу всея Вел: и Мал: и Белые России Самодержцу и прочая и прочая, православия поборнику, Царствия защитнику и расширителю, Малой России свободителю, гордих супостат наших преславному победителю, побеждением лва свеиского, и изобразившему всебе Самсона, Давида, Вансаса, Даниила, отцу отечества нашего, Царю и воину непобедимому, внезабвенную память преславной Его над светскими войсками и победы: Город: Арх. Ре. Мастер Антон Заозерской".
Наиболее художественным и ценным предметом в "красной гостиной" следует признать большую жардиньерку Севрского завода - подарок французского короля Карла X князю П. М. Волконскому на память о коронации короля (29 мая 1825 г.), при которой Волконский присутствовал в качестве чрезвычайного посла. Жардиньерка эта представляет собою довольно сложное, но имеете с тем стройное сооружение, состоя из круглого металлического пьедестала с шестью синими фарфоровыми колоннами, украшенными золоченою бронзою, на которых покоится круглое синее же фарфоровое блюдо (диаметром около двух аршин) с бронзовым ободком; на (>люде помещается круглая металлическая, окрашенная под камень, подставка, а на ней - коричневая фарфоровая ваза на четырех бронзовых львиных лапках и с бронзовыми ручками, состоящими каждая из двух змей. На вазе, в виде сплошной гирлянды, помещено 12 картин-миниатюр в нежных бледных тонах. Под ними имеется и подпись художника "L. В. Parant. 1821.", давшего нам аллегорическое изображение жизни человека, а именно: 1) Premiers jeux de l'enfance; 2) La marguerite consulte; 3) La rosiere; 4) Le mai; 5) Fete de la pretendue; 6) Toilette de la marie; 7) Hommage a Dieu; 8) Abandon du chapeau de la marie; 9) Toilette de bal; 10) Fete de la famille; 11) Les souvenirs; 12) Piete filiale. Под блюдом, на особой подставочке, помещается в высшей степени изящная фарфоровая лейка, белая с позолотою. Большое блюдо жардиньерки пострадало в 1837 г., во время пожара Зимнего дворца, где тогда жил князь Волконский. К счастью, повреждения незначительны.
Из "красной" гостиной имеется выход на обширный балкон, занимающий все пространство между шестью мощными колоннами паркового фасада. Пол балкона выложен стильными чугунными плитами.
За "красной" гостиной расположена синяя гостиная, получившая свое название от обоев - темно-синих с коричневым узором. Мебель золоченая, Екатерининского времени, крыта синим шелком с белыми узорчатыми цветами; состоит из двух диванов, шести кресел, низенького стульчика и одного так называемого "кресла дорадоров". Кроме того, здесь находится роскошное красного дерева бюро с богатейшей инкрустацией из разноцветного металла. Простенки между окнами заполняются двумя высокими зеркалами в золоченых рамах, стиля ампир, с такими же подзеркальниками. На противоположной им стене висит третье, венецианское, зеркало, в вычурной резной раме, составленное из большого квадратного и множества маленьких разной формы "точеных" стекол. В одном из углов комнаты обращает на себя внимание фарфоровая ваза Императорского завода, Николаевского времени, с изображением Наполеона на белом коне. На горках и этажерках - масса безделушек и всевозможных мелких вещей из бронзы, фарфора и стекла. На одной из боковых стен висит масляный портрет бывшего владельца Суханова, Алексея Петровича Мельгунова , а на другой - масляный же портрет его жены, Наталии Ивановны, рожденной Салтыковой. Оба портрета заключены в красивые золоченые рамы Екатерининского времени. По правую сторону от венецианского зеркала висит гравированный портрет императрицы Екатерины II (с оригинала Лампи 1794 г.), а у окон - гравированный портрет Александра I и масляный Николая I - оба с оригиналов Дау. С потолка свешивается хрустальная люстра конца XVIII века. Точно такая же люстра висела прежде и в "красной гостиной".
Продолжая обзор все в том же направлении, входим в парадную опочивальню, почти квадратную комнату в два окна. Она оклеена красными обоями с коричневым узором, обрамленными простым золотым багетом. Под прикрепленным к одной из боковых стен балдахином, состоящим из золоченого карниза и коричнево-красной узорчатой шелковой драпировки, помещается широкая кровать, а рядом с ней - кушетка и несколько кресел. Вся мебель в стиле Екатерининского времени, крыта таким же шелком, как и балдахин. С потолка спускается хрустальная люстра - такая же, как в предыдущей комнате. На противоположной окнам стене вырисовываются контуры небольшой, оклеенной обоями, двери в коридор.
Длинная анфилада комнат, выходящих окнами в парк, кончается спальней княгини. Эта продолговатая комната оклеена серыми гладкими обоями и обставлена значительно проще предыдущей. В простенке между окнами стоит туалет, перед ним - одно из кресел Екатерины Великой, в углу против входа - трюмо и у задней стены - кровать; посреди стены, отделяющей спальню от предыдущей комнаты, - мраморный камин с зеркалом. Над кроватью висят портреты-пастели родителей княгини, работы O'Connell, а именно: генерал-адъютанта, графа Петра Андреевича Клейнмихеля (род 30 ноября 1793 г., умер 3 февраля 1869 г.) и статс-дамы, графини Клеопатры Петровны, рожденной Переверзевой, по первому мужу Ильинской (род. 17 октября 1811 г., умерла 17 января 1865 г.).
Крайняя дверь ведет из спальни на очень уютный балкон.
По ту сторону коридора, прорезывающего дом, параллельно его фасаду, от "столовой" до "китайской" (о которой будет сказано ниже), расположено несколько комнат, ничем не интересных, кроме одной, ближайшей к "столовой". Здесь жил молодой князь Дмитрий Петрович Волконский , "последняя надежда" семьи, паж VI-го класса, разбившийся на смерть во время прогулки на лошади, на второй или третий день по приезде своем в Суханово на время летних каникул. В этой комнате все решительно сохранено в том виде, как находилось в печальный день смерти ее юного обитателя - 23 мая 1892 г.
Соседние с ней комнаты, как мы уже упомянули, неинтересны: в них помещается личная прислуга княгини.
Между "столовой" и "комнатой молодого князя" устроена дубовая лестница, ведущая на чердак и вниз, в угрюмый коридор сводчатого этажа.
Непосредственно к главному корпусу прилегает большая двухэтажная пристройка, соединяющая дом с правым, двухэтажным же, "новым" флигелем. Весь верхний этаж этой пристройки составляет обширная китайская комната, занимающая площадь в 28 кв. саженей и имеющая с каждой стороны по пяти широких окон. С главным корпусом она сообщается посредством низенькой двери, устроенной в конце коридора; большие же двери, ведущие - одна в спальню княгини, другая - в комнату прислуги, заставлены вещами и ими не пользуются.
Отделка "китайской" комнаты производилась под руководством строившего ее архитектора Каминского, при деятельном участии княгини Марии Петровны Волконской и академика Солнцева. Велась она с большою поспешностью, так как ее во что бы то ни стало хотели закончить к предполагавшемуся тогда посещению Суханова императрицею Александрою Феодоровною, а времени, видимо, оставалось мало. В одной из папок библиотеки хранится "Разрез верхнего терраса в селе Суханове", т. е. "китайской комнаты", где карандашом набросан рисунок щитов с этажерками ("проспинков"), которыми украшены стены этой комнаты, со следующим наставлением: "Все что тушевано красить простой черной краской под лак, если возможно так, чтобы после могло идти под разрисовку, если же нет, то хотя на время. Так же вставить зеркала в камины, на одно поставить рамку, что пришлется, и вырезку верхнего орнамента для проспинков; можно взять рисунок с него же, также сделать подобную на другой камин, хотя без рисовки; если зеркалов нет, то взять у комиссионера казенной фабрики Волкова. Верхняя доска этажерок - 10 вершков выступ; у нижней, чтобы вазы уставились, выступ должен быть 12 вершков. Постарайтесь сделать сколь возможно скорее и лучше".
Комната сплошь обставлена "китайщиной", подлинной и поддельной - сухановской. К последней принадлежат упомянутые уже "проспинки" и вся почти мебель. То и другое окрашено в черный цвет и разрисовано красками и золотом. Потолок оставлен белым, но, судя по сохранившимся в библиотеке проектам, его собирались расписать в китайском вкусе. В обоих концах комнаты устроены большие мраморные камины с бронзовыми украшениями, стиля ампир, совершенно не гармонирующими с общим характером "китайской". Очень хороши, хотя тоже другого стиля, огромные голубые канделябры с золотыми драконами, исполненные на Императорском фарфоровом заводе. Этажерки, столики, шкафчики и даже подоконники обильно заставлены вазами, чашками, ларцами, блюдами из перегородчатой эмали на меди, божками и всевозможными безделушками из фарфора, лака и эмали, очень оживляющими эту мрачную по окраске комнату.
Единственная боковая дверь "китайской" ведет на балкон возле спальни княгини.
В нижнем этаже, "китайской комнате" соответствует террасная. Посредством ряда простых квадратных колонн с арками комната эта разделена на две неравные между собою части. В прежнее время в части, обращенной в сторону парка, был зимний сад, потом упраздненный во избежание сырости. "Террасная" сообщается с нижним этажом главного корпуса тремя дверями: двумя большими и одной маленькой, ведущей в коридор, и имеет выходы на двор и в парк. Обстановка комнаты смешанная, не особенно старая. Интересен здесь масляный портрет известного полководца и еще более прославленного дипломата времени Екатерины Великой, генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина (род. 11 марта 1736 г., умер 12 мая 1801 Г.), изображенного в коричневом партикулярном фраке, с книгою в руках. На его дочери, княжне Александре Николаевне, был женат князь Григорий Семенович Волконский - отец жены фельдмаршала.
В правом флигеле 20 комнат, по 10-ти в каждом этаже, считая вместе с проходными помещениями. Все они более или менее хорошо обставлены и служат помещением для гостей. Среди комнат нижнего этажа лучше других три, так называемые детские, выходящие окнами в парк. Вся обстановка этих приветливых комнат сделана из карельской березы. Стиль мебели ампир, обивка - новая, кретонная. В средней из этих комнат висят два карандашных портрета - теперешнего владельца Суханова и его жены, - исполненные в конце 1860-х годов художником O'Connell.
Из числа комнат верхнего этажа выделяются четыре, расположенные в сторону парка: "корейская", две "японские" и "комната дочери" (названная так потому, что здесь в последние годы до своего замужества жила светл. княжна София Петровна Волконская).
Лучше всех обставлена комната дочери, расположенная между одной из "японских" и "корейскою" комнатами. На фоне гладких серых стен, украшенных сюжетами из классической мифологии, рельефно вырисовывается старинная дубовая кровать (с вырезанным на ней 1559 годом) под шелковым балдахином, с бархатным, опушенным горностаем, покрывалом, по средине которого вышит соединенный герб князей Волконских и Кикиных. Одного типа с кроватью и вся мебель - шкафчик на длинных ножках, стулья с высокими резными спинками и пр.
Комнаты японская и корейская получили свое название от обоев с видами этих стран. Две из них обставлены мебелью красного дерева, Александровского времени, а третья
(та, которая соприкасается с "китайскою") - специально для нее изготовленною, очень оригинальною точеною мебелью черного крашеного дерева, крытою пунцовым сукном с черным узором. Стены этой комнаты отделаны черным деревом и украшены старинными японскими гравюрами, чередующимися с квадратными шлифованными зеркалами. Интересно, что в Суханове японское искусство нашло дорогу еще в первой половине XIX столетия, тогда как на Западе знакомство с ним началось только после 1862 г., когда на выставке, устроенной в Лондоне, впервые появились гравированные японскими художниками эстампы, привезенные в Англию случайно в числе других предметов восточного обихода.
В левом флигеле весь низ в 6 комнат отведен прислуге; верх - кроме трех очень уютно обставленных комнат в сторону парка, предназначенных в зимнее время для наездов в Суханове князя, а в летнее для гостей, - занимает управляющий имением.
Несмотря на то, что безжалостное время не пощадило и Суханова, подмосковная светлейших князей Волконских продолжает по-прежнему пленять нас своим неизменным обликом богатой барской усадьбы первой половины XIX столетия.
Опубликовано в книге
Игорь СЕРГЕЕВ. Люди, события, факты. Москва "ГОЛОС" 1998
|