СИМВОЛОРОМАНТИЗМ: ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ.
Символоромантизм – ветвь символизма в современной русской и русскоязычной литературе. От символизма отличается рядом признаков, как собственных индивидуальных, так и сближающих его с романтизмом. Символоромантизм – это правый уклон классического символизма. Характеризуется патриотизмом, монархизмом, отказом от принципа «искусство ради искусства», субъективизмом и ассоциативностью. Эстетика Символоромантизма, замешена на крайнем традиционализме, аристократизме, мистицизме, мечтательности, исповедальности, утончённости. Поэты-символоромантисты резко отрицают искусство андеграунда и соцреализа. Авторы, принадлежащие к этому течению, считают себя служителями Бога, посредниками между миром людей и мистической сакральной сверхреальностью, не постижимой для простого обывателя.
Символоромантизм является реакцией некоторой части творческой интеллигенции пост-советского пространства на реалии дикого капитализма рубежа ХХ и ХХI веков. Социальная среда этого течения – потомственная интеллигенция, уходящая корнями в российское дворянство. Благодаря этому обстоятельству, Символоромантизму свойственен явный отрыв от социальной действительности, ностальгия по дореволюционной России, сословный индивидуализм, постоянное внимание к историческим событиям и реалиям, историзм как способ отрицания современности, черносотенство, белогвардейство, святославство, ненависть к жидовщине, иудеизму сатанинскому и социальному дарвинизму, обожествление Феодализма, особенно Династии Романовых и Владетельного Дома Рюриковичей.
От романтизма Символорамантизм позаимствовал высокий нравственный идеал, повышенное внимание к судьбе конкретного человека, гуманизм, воспевание духовных ценностей, определённое бунтарство, непримиримый протест против зла, страданий и несправедливости, самокопание и самокритичность. Лирический герой поэтов-символоромантистов – это человек подвижнически служащий добру и красоте. Неравная схватка с силами зла почти всегда кончается для него трагедией и поражением. Самоотречение и мученичество – один из наиболее заметных мотивов в творчестве авторов, принадлежащих к данному творческому методу.
Символоромантизму присуща эмоциональная насыщенность, как бы эмоциональная вязкость, смакование.
Символоромантизм выдвигает аристократический идеал, как наивысшую точку духовного развития гармонической личности. Аристократизм у представителей Символоромантизма является понятием не столько социальным, сколько эстетическим и духовно-правственным. Благородство и порядочность, изящество и утонченность, преклонение перед памятью предков и обострённое чувство собственного достоинства – вот личностные качества воспевающиеся представителями данного творческого метода в своих произведениях.
Социальная доктрина Символоромантизма заключается в понимании человеческого общества, как единого живого организма, в котором каждый орган выполняет жизненноважную и единственно возможную для себя функцию. Различные социальные классы – взаимонезаменяемы. Так же, как без печени, сердца или мозга не может существовать человеческий организм, так же и общество не жизнеспособно, если та или иная его социальная страта бездействует или уничтожена.
Возникновение Символоромантизма связано с именем известного украинского поэта русского происхождения Павла Иванова-Остославского. К данному течению принадлежит несколько десятков авторов, проживающих в основном в России, На Украине, в Германии, в США и во Франции. Почти все они пишут на русском языке и являются членами Международной ассоциации русскоязычных литераторов и литературного клуба «Млечный Путь».
Людмила Мадыкина
|